Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (ООО «ИПК «Одеон»).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организационной культуры
1.1. Сущность, элементы и виды организационной культуры
1.2. Функции организационной культуры и факторы, влияющие на ее развитие
Глава 2. Исследование организационной культуры ООО «ИПД «Одеон»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Характеристика персонала предприятия
2.3. Исследование организационной культуры предприятия
Глава 3. Пути развития организационной культуры ООО «ИПК «Одеон»
Возрастная структура персонала по годам представлена в таблице 4.
Таблица 4
Численный состав персонала по возрасту
Значение показателя, чел. |
Темп прироста. % 2015/ г. 2013 г. |
Уд. вес % |
|||
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Численность персонала в возрасте до 30 лет |
14 |
13 |
12 |
-14,3 |
18,5 |
З0-40 лет |
27 |
26 |
24 |
-11,1 |
36,5 |
40-50 лет |
21 |
19 |
13 |
-14,3 |
27,7 |
50 и более |
15 |
13 |
11 |
-26,7 |
16,9 |
Анализ численного состава персонала по возрасту свидетельствует о том, что наибольшее число работников находится в возрасте от 30-40 лет (36,9 %). Небольшую долю занимает персонал до 30 лет, ввиду отсутствия опыта, а также персонал в возрасте 50 лет и более, занимает 16,9 %, ввиду сложности производственного процесса. Следовательно, персонал ООО «ИПК «Одеон» сравнительно молод и имеет возможности развития и профессионального роста.
2.3. Исследование организационной культуры предприятия
Для выявления элементов организационной культуры ООО «ИПК «Одеон» было проведено анкетирование персонала. Анкета представлена в Приложении 1.
Были опрошены такие категории персонала как: руководители, специалисты, служащие, рабочие. Всего в опросе учувствовало 65 человек. Результаты опросы представлены в Приложении 2.
Анализ результатов анкеты показал, что на предприятии существуют следующие элементы организационной культуры:
1. Система ценностей. Миссия предприятия, которая представлена в
уставе отражает, что предприятие ориентировано навыпуск продукции высокого качества и широкий ассортимент. Однако миссия не соответствует стандартам, принятым в мировой практике (55% респондентов ответили, что не знают о миссии). А также 100 % опрошенных ответили, что нет документа фиксирующего «Положение о миссии». Было выявлено, что на предприятии отсутствует корпоративный кодекс.
2. Девизы, символы. Все опрашиваемые указали, что у компании есть собственный товарный знак «ОДЕОН», символ компании - изображение шестиугольника, составленного из цветных переплетенных линий. Было выяснено, что на предприятии нет фирменного стиля одежды. 93 % респондентов отвели о наличии слогана. Слоган представлен на сайте компании.
3. В компании отсутствуют легенды о деятельности компании и ее сотрудниках (89 % опрошенных отвели, об отсутствии легенд).
4. Проанализировав результаты анкеты, было выяснено, что на предприятии присутствуют конкурсы профессионального мастерства (S3 % респондентов ответили «да»), а также ритуалы поощрения лучших сотрудников (88 % опрошенных ответили, что существуют).
5. Стратегия и цели на предприятии существуют, но большинство сотрудников (67 % и 64 % соответственно) о них не знают, так как нет документа, фиксирующего их.
6. На предприятии также отсутствует документ, фиксирующий правила поведения и этикет (74 % сотрудников ответили об отсутствии документа, фиксирующего правила поведения).
7. В организации существует особый стиль общения, организация рабочего пространства благоприятна для работы. Однако, географическое месторасположение компании не устраивает сотрудников.
Далее для определения типа организационной культуры, было проведено анкетирование по методу Коула (Приложение 3). Анкета содержит 12 вопросов с выбором утверждения. Результаты анкетирования представлены на рисунке 2. По ним можно определить тип организационной культуры ООО «ИПК «Одеон».
Рисунок 2 - Тип организационной культуры ООО «ИПК «Одеон»
Таким образом, в результате анализа было выявлено, что на предприятии преобладает органический тип организационной культуры. Стоит отметить, что при этом типе культуры все управленческие решения принимаются в соответствии с общей идеей управления организацией, это повышает оперативность их принятия и решения. Руководство организации старается сводить к минимуму свое вмешательство в рабочие процессы. Негативными моментами является то, что все проявления персонала в области их желаний и интересов должны быть оценены на степень соответствия их общим целям предприятия. Какие- либо данные и информация считается закрытой для внешнего пользования и воспринимается как совместное знание. Неразвита
внутренняя коммуникация, в связи с этим с проблемами справляются с помощью непридания им значения и отказа от обсуждения.
В результате анализа были выявлены следующие недостатки организационной культуры: отсутствие корпоративного кодекса; формулировка миссии ООО «ИПК «Одеон» не соответствует стандарту; отсутствует «Положение о миссии»; отсутствие фирменного стиля одежды; недостаточно развиты традиции, ритуалы; неразвита внутренняя коммуникация. Все это негативно влияет на реализацию стратегий, выстроенных на возможностях внешней среды и сильных сторонах внутренней среды организации. Наиболее тесную связь со стратегическим управлением имеет формулировка (построение) миссии, как одного из звеньев стратегического планирования. В миссии выражается философия организации. Философия (смысл) является основой для организационной культуры и зависит от уровня ее развития.
Таким образом, необходимо подготовить и провести мероприятия, которые усилят организационную культуру. Следовательно, персонал станет работать более эффективно, а значит, предприятие станет более конкурентоспособным на рынке. Одним из таких мероприятий может быть разработка Кодекса, а также «Положения о миссии». Сотрудники смогут сплотиться и действовать, как единый коллектив, для успешного и эффективного достижения выбранных стратегий развития предприятия.
Выводы.
В курсовой работе дана оценка организационной культуры ООО «ИПК «Одеон». При оценке организационной культуры были выявлены используемые элементы организационной культуры, ее тип.
Выявлено, что в компании отсутствует корпоративный кодекс «Положение о миссии», фирменная одежда персонала. Также компания имеет ограниченное количество форм поощрения и награждения сотрудников, традиций. Отсутствие или неполнота данных элементов значительно ослабляет роль организационной культуры. Следовательно, существует потенциал ее развития.
Глава 3. Пути развития организационной культуры ООО «ИПК «Одеон»
В целях развития организационной культуры ООО «ИПК «Одеон» предлагаются следующие мероприятия:
1. Развитие системы ценностей и стандартов поведения.
Развитие системы ценностей и стандартов предполагает разработку корпоративного кодекса и «Положения о миссии». Внедрение корпоративного кодекса и «Положения о миссии» в организации позволит ожидать следующих результатов: формирование желаемой корпоративной культуры; понимание персоналом и партнерами организации ее предназначения, целей, средств их достижения, стратегии; установление общих ценностей, разделяемых руководителями и работниками; построение эффективной системы внешних и внутренних коммуникаций; усиление возможности компании в использовании внешней среды.
Развитие этих элементов позволит сотрудникам ООО «ИПК «Одеон» знать цель не только своей работы, но и всей компании в целом, повысить статус компании в их глазах и в глазах людей, с которыми они общаются в бытовой жизни.
2. Формирование девизов и символов. Данное мероприятие имеет целью создание и укрепление имиджа предприятия, что позволит более полно использовать возможности внешней среды. Формированию имиджа ООО «ИПК «Одеон» способствует введение фирменного стиля. Фирменный стиль является способом выделить организацию среди других и зафиксировать ее образ в сознании людей. Это специально разработанная схема, которая охватывает все, что касается создания зримого образа. Основными элементами фирменного стиля являются корпоративные цвета, логотип, типографика и форма.
Опыт лучших организаций показывает, что широкое внедрение символики (в упаковке готовой продукции, в рекламных материалах, в оформлении предприятия, транспортных средств, рабочей одежде, сувенирной продукции) положительно отражается на отношении персонала к компании, повышает приверженность работников своей организации и чувство гордости за свою организацию.
Самое главное, что финансовые вложения в создание фирменного стиля
очень быстро вернутся. Компания, обладающая собственным стилем, будет
привлекать большее количество клиентов, что, несомненно, отразится на её
финансовом положении, усилит сильные стороны.
3. Создание ритуалов, традиций и мероприятий.
Соблюдение ритуалов, традиций усиливает самоопределение работников. Ритуалы, выражающие признание, например, юбилеи, празднования успехов во внешней службе, публичные поощрения, участие в поощрительных поездках, — все эти события должны демонстрировать, в чём заключаются интересы предприятия, что вознаграждается, и что торжественно отмечается. Подобную функцию выполняют и так называемые инициирующие ритуалы, которые принято совершать при вступлении в коллектив. Они должны чётко продемонстрировать новому члену, что же ценится на фирме в действительности.
Сплоченность и единство сотрудников, а также чувство причастности и
ценности позволит сформировать проведение тренингов на командообразование, совместные выезды за город.
Важность каждого сотрудника для ООО «ИПК «Одеон» подчеркнет внимание и символические подарки в дни рождения и профессиональные праздники. Данный вид мероприятия позволит усилить внутреннюю среду организации.
Представим план реализации предлагаемых мероприятий.
Первый этап - исследование и диагностика ситуации подразумевает: выяснения конфликтов между интересами сотрудниками, а также выявление слабых сторон в отношениях с партнерами и клиентами фирмы.
Второй этап - разработка «Положения о миссии». На данном этапе оценивается существующая миссия предприятия по степени соответствия критериям миссии. Выявляются отклонения, и формируется скорректированная миссия. Далее четко формулируются основные положения о миссии предприятия.
Третий этап - разработка концепции кодекса руководство компании создает образ идеального сотрудника и описывает его желаемое поведение. В зависимости от особенностей организации формируется структура кодекса: содержание, главы. На этом же этапе составляется проект текста кодекса. Таким образом, создается база собственных представлений о нормах в компании. Далее работа передается персоналу, они формируют основные разделы
кодекса. Желательно вовлечь как можно большее количество сотрудников в
этот процесс. Тем самым правила, присущие каждой компании фирменный
стиль одежды, взаимоотношения руководства с подчиненными, отношения с
партнерами и поставщиками, закрепляются и становятся основой организационной культуры.
Четвертый этап - обсуждение, корректировка и документальное оформление «Положения о миссии». На данном этапе происходит ознакомление всех сотрудников с «Положением о миссии». На всеобщем собрании происходит обсуждение, и предлагаются корректировки. Затем документ дорабатывается, оформляется и утверждается руководством компании.
Пятый этап - обсуждение, корректировка и принятие кодекса. Все сотрудники проходят ознакомление с кодексом и вносят предложения к поправке. Затем Кодекс корректируют и утверждают.
Шестой этап - внедрение кодекса. Это происходит путем реализации следующих элементов: внедрение стандартов поведения сотрудников; обучение применению норм кодекса; фиксация применения норм и отклонения от них (нарушения); применение мер при нарушении норм. Все нормы и правила, зафиксированные в кодексе, принимаются и соблюдаются директором компании, что является примером для других сотрудников. После внедрения кодекса в него вносятся корректировки и дополнения. Они фиксируются в виде приложения.
Нами был разработан корпоративный кодекс, который состоит из трех частей (Приложение 4).
Первая часть — содержит информацию о миссии, основных целях, ценностях, принципах деятельности компании, ответственности перед сотрудниками, клиентами, деловыми партнерами.