Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (ООО «ИПК «Одеон»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основе миссии, сформулированной в общих чертах, разрабатывается стратегия и определяются цели организации, которые отражают разнообразные конкретные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения. Стратегия — это комплексный план действий, предназначенный для осуществления миссии и целей организации, разрабатываемый на длительную перспективу[21]. Цель — желаемое будущее состояние, конкретный желаемый результат, на достижение которого направлено управление организацией.

Особенно сильно влияние на организационную культуру может оказывать лидерство. Лидер — это человек, обладающий способностью вести за собой. Влияние личности лидера отражается на формировании ценностей, правил, традиций, норм поведения и других важных составляющих организационной культуры. В конечном счете основатель или руководитель компании может сделать ее такой, какой он себе представляет. Влияет на организационную культуру и стиль руководства, который представляет собой обобщенный вид поведения руководителя в отношениях с подчиненными, совокупность наиболее характерных и устойчивых методов и форм его работы с ними[22]. Разные стили руководства формируют особый характер отношений, связей, формы взаимодействия, стиль общения и другие важные коммуникативные особенности организационной культуры[23]. От стиля руководства во многом зависят методы и формы мотивации и стимулирования[24].

Сфера деятельности, отраслевая специфика, используемые технологии, производимые продукты и услуги, характер и содержание труда определяют особенности норм поведения, языка общения, мотивацию работников, их внешний вид и другие элементы организационной культуры. Организационная культура в научно-исследовательских институтах, торговых компаниях, сельском хозяйстве, строительстве, туристическом бизнесе будет иметь существенные отличия по выделенным параметрам.

Гендерные особенности, возраст, квалификация, образование, общий уровень развития работников также влияют на принятые в организации нормы поведения, стиль руководства, язык общения, мотивацию, внешний вид. Это влияние может распространяться как на организационную культуру в целом, так и на субкультуру отдельных подразделений.

Современную организацию невозможно рассматривать без окружающей ее внешней среды, с которой она находится в тесном и неразрывном единстве[25]. Экономические, социальные, политические, национальные и другие факторы внешней среды оказывают воздействие на поведение организации. Происходящие во внешней среде изменения, возрастание ее сложности, динамичности и неопределенности еще больше усиливают свое влияние на организацию. Можно выделить две части внешней среды, по-разному влияющие на организацию: макроокружение и непосредственное окружение (деловую среду).


Макроокружение является частью внешней среды, общей для всех организаций[26]. Макросреда включает экономические, политические, правовые, социальные, технологические, географические, международные и другие факторы, со стороны которых организация испытывает влияние. Среди факторов внешней среды, оказывающих влияние на организационную культуру, следует выделить экономические, политические, правовые, социокультурные, технологические и экологические.

Экономические факторы макросреды определяют общий уровень экономического развития, рыночных отношений, конкуренции, то есть экономические условия, в которых работают организации. Определяя финансовые возможности компании, оказывают влияние на мотивацию, методы стимулирования, оплату труда, социальный пакет[27]. Политические факторы определяют цели и направления развития государства, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях, а также пути и средства, с помощью которых правительство намерено ее осуществлять. Оказывают влияние на формирование ценностей, принципов, норм поведения в организации. Правовые факторы регулируют деятельность организации, устанавливают допустимые нормы ее деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности. Это находит отражение в ценностях, нормах, принципах, формах взаимодействия, как во внутренней, так и во внешней среде организации. Социокультурные факторы определяют происходящие в обществе и влияющие на деятельность организации социальные процессы. Они включают традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, что находит непосредственное отражение в организационной культуре[28]. Технологические факторы определяют уровень исследований и разработок, развитие которых позволяет организации создавать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. Развитие технологий, высокотехнологичного сектора экономики влияет на уровень компетенций сотрудников, что не может не сказаться на системе ценностей, принципов, правил, норм, то есть на организационной культуре[29]. Экологические факторы связаны с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обстановкой. Природные катаклизмы, изменения климата, появление озоновых дыр, усиление солнечной активности, ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и другие глобальные проблемы оказывают все более существенное влияние на деятельность организации. Все это повышает социальную ответственность организации и оказывает влияние на изменение ее ценностей, принципов, норм поведения во внешней среде.


Выводы.

Организационная культура - это система общественно-прогрессивных
формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.

Существующая в организациях организационная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения. Организационную культуру можно рассматривать как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними.

Глава 2. Исследование организационной культуры ООО «ИПД «Одеон»

2.1. Общая характеристика предприятия

Компания «Одеон» - одна из крупнейших на рынке полиграфического
производства в Приамурье. Начав 15 лет назад свою деятельность с выпуска
бланочной продукции, компания превратилась в настоящий полиграфический комплекс, выпускающий миллионы экземпляров всевозможной продукции для сотен предприятий и компаний области.

Компания ООО «ИПК «Одеон» находится по адресу: Россия, Амурская
область, г. Благовещенск, ул. Вокзальная, 75.

Виды деятельности по ОКВЭД:

21.2 — Производство изделий из бумаги и картона;

21.23 — Производство писчебумажных изделий;

21.25 — Производство прочих изделий из бумаги и картона.

Основными конкурентами являются наиболее крупные полиграфические
предприятия: ОАО «ГОСИ «Зея», ООО «Макро-С», ИП типография «Искра»,
ООО «Платина», ООО « Буквица».

ООО «ИПК «Одеон» активно участвует в торгах, подтверждением тому является 130 выигранных торгов из 230 аукционов. Основным заказчиком является ГАУЗ АО «Благовещенская ПСБ».

Структура управления ООО «ИПК «Одеон» построена по линейно-
функциональному типу (рис. 1). Главным в управлении типографией является директор. Также в структуре выделяют производственный отдел, АХЧ, отдел верстки, бухгалтерию, отдел дизайна, отдел кадров, отдел продаж. Над каждым отделом стоит управляющий, в лице начальника отдела. Управляющие отделов напрямую подчиняются директору, что наиболее выгодно в работе организации.


Основные экономические показатели ООО «ИПК «Одеон» представлены в таблице 1.

Рисунок 1 – Организационная структура предприятия

Таблица 1

Основные экономические показатели

Наименование показателя

Значение показателя

Абсолютный

прирост,

тыс.руб.

Темп

прироста,

%

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2015 г.
2013 г.

2015 г,
2013 г.

Выручка, тыс. руб.

50758

55378

59572

8814

17.4

Себестоимость, тыс.руб.

46560

49713

53341

6781

14.6

Рентабельность продаж, %

6.1

5.7

5.4

-0.7

-11.5

Прибыль, тыс.руб.

3101

3162

3203

102

3.3

Выручка ООО «ИПК «Одеон» увеличилась за 2015 г. и составила 59,57
млн. руб. по сравнению с показателем 2013 г. в 50,76 млн. руб. Себестоимость продукции компании за 2015 г. повысилась на 14,6% до 53,34 млн. руб.
Это произошло ввиду увеличения стоимости материалов для изготовления продукции. Рентабельность продаж с 2013 по 2015 гг. снизилась на 0,7 % и в 2015 г. составила 5,4 %. Увеличение прибыли в 2015 г. составило 102 тыс. руб. (3,3 %), что свидетельствует об эффективности работы компании.

2.2. Характеристика персонала предприятия

Данные о динамики численности персонала представлены в таблице 2.

Таблица 2

Динамика численности персонала

Наименование показателя

Значение показателя, чел.

Абсолютный
прирост, чел.
2015 г, 2013 г.

Темп
прироста. %
2015 г. 2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Всего

77

71

65

-12

-15.6

Принято

0

2

0

-

-

Уволено

6

8

2

-

-

В том числе:

Рабочие

10

10

9

-1

-10

Служащие

30

26

23

-7

-23,3

Специалисты

22

20

18

-4

-18,2

Руководители

14

14

14

-

-


По данной таблице можно сделать вывод, что численность персонала в 2015 г. сократилась на 15,6% по сравнению с 2013 г. Это связано со сложностью производства, а также недостаточной квалификацией персонала. Основную долю персонала занимают служащие - более 30% от общей численности персонала. По категории рабочие наблюдается отток на 10%; по специалистам он составляет 18,2%; по служащим 23,3%. Не наблюдается увеличение или уменьшение численности по руководителям. Таким образом, можно сделать вывод, что производственный потенциал у ООО «ИПК «Одеон» сокращается.

Движение персонала ООО «ИПК «Одеон» было исследовано с использованием таких коэффициентов как коэффициент оборота по приему, коэффициент оборота по выбытию, коэффициент текучести кадров и коэффициент постоянства кадров (таблица 3).

Таблица 3

Относительные показатели движения персонала ООО «ИПК «Одеон»

Наименование показателя

Значение показателя

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Коэффициент оборота по приему

0,00

0,03

0,00

Коэффициент оборота по выбытию

0,08

0,11

0,03

Коэффициент текучести кадров

0,06

0,08

0,03

Коэффициент постоянства кадров

0,90

0,90

1,10

Коэффициент оборота по приему практически не изменяется (от 0 в 2013
году до 0,03 в 2014 г, а затем вновь снижается до 0). Такое низкое значение говорит о статичности в развитии и устойчивости коллектива. Коэффициент оборота по выбытию увеличивается с 0,08 в 2013 г. до 0,11 в 2014 г. и вновь снижается до 0,03 в 2015 г. Наибольшую численность уволенных в нашем случае составляют лица, расторгшие трудовые отношения по собственному желанию. Снижение показателя указывает на оптимизацию численности организации. Довольно высокое значение коэффициента постоянства кадров на всем изучаемом периоде (наблюдается увеличение коэффициента с 0,9 в 2013 г. до 1,1 в 2015 г.), что свидетельствует об удовлетворенности кадров их рабочим местом и, как следствие, о благоприятных условиях труда. Значение коэффициента текучести кадров непостоянно на протяжении исследуемого периода. Так в 2014 г. наблюдается увеличение на 0,02 пункта и составляет 0,08, это может свидетельствовать об ухудшении условий труда, о наличии конфликтов в организации, или же о неудовлетворенности персонала их заработной платой. Однако, в 2015 г. резко снижается до 0,3, что говорит об улучшении ситуации на рабочих местах.