Файл: Проектирование реализаций операций бизнес процесса «Продажи»).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты моделирования бизнес процессов
1.1. Бизнес-процессы на предприятии, методы описания и представления
1.2. Анализ методик моделирования бизнес-процессов предприятия
1.3. Анализ программных продуктов моделирования бизнес процессов
Глава 2. Моделирование бизнес процесса продажа с примнеением методологии IDEF0
2.1. Разработка верхнего уровня описания процесса «Продажи»
2.2. Другие виды анализа процесса «Продажа»
Текстовые аннотации к объектам часто применяются разработчиками моделей с целью отображения дополнительных сведений о процессах или атрибутах объектов, расположенных на диаграмме.
- Элементы потока и другие элементы диаграммы МОГУТ носить текстовые метки (labels) (например, имя потока и/или названия других его атрибутов). Текстовые метки могут помещаться как внутри фигуры, так и над или под ней. Месторасположение текстовых меток, а также их направление может быть любым в зависимости от задумки разработчика модели или программы моделирования.
- Заливка графического элемента МОЖЕТ БЫТЬ как белого цвета, так и прозрачной.
- Графическая нотация может допускать использование какого-либо другого цвета заливки для удовлетворения требований разработчика модели или программы моделирования (например, выделение значения атрибута объекта). Однако следует помнить о следующих правилах:
- События, определяющие дальнейший ход потока, должны иметь темную заливку.
- Дорожки Участников в фигуре Хореографии или Подхореографии должны иметь светлую заливку в том случае, если Хореография/Подхореография (Choreography/Sub-choreography) не запускают Действие.
BPMN 2.0 описывает механизм, позволяющий расширять список атрибутов для стандартных графических элементов диаграммы. При необходимости разработчиком модели или программой моделирования могут быть задействованы нестандартные атрибуты графических элементов или Артефакты, такие, как уникальные требования для вертикальной области. Для того, чтобы не нарушить логику, описываемую в BPMN, такие атрибуты НЕ ДОЛЖНЫ противоречить семантике использования любого их графических элементов BPMN. Необходимо отметить, что, несмотря на возможность добавления новых атрибутов, должны быть сохранены все основные принципы построения и наглядность диаграммы для лучшего её восприятие пользователем любого уровня подготовки. Помните, что фигуры основных элементов потока (События, Действия и Шлюзы) не должны видоизменяться.
Данная спецификация делает различие между обязательными и дополнительными элементами. Если используются обязательные элементы, то они должны учитываться при внедрении диаграмм. Если используются дополнительные элементы, то при внедрении диаграмм они могут быть опущены.
1.3. Анализ программных продуктов моделирования бизнес процессов
На сегодняшний день Российский рынок программного обеспечения располагает следующими наиболее развитыми CASE-средствами:
- Vantage Team Builder (Westmount I-CASE) – представляет собой интегри-рованный программный продукт, ориентированный на реализацию каскадной модели ЖЦ ПО и поддержку полного ЖЦ ПО.
- Designer – является интегрированным CASE-средством, обеспечивающим в совокупности со средствами разработки приложений Developer поддержку полного ЖЦ ПО для систем, использующих СУБД ORACLE.
- Silverrun (Сomputer Systems Advisers, Inc. (CSA)) используется для анализа и проектирования ИС бизнес-класса и ориентировано в большей степени на спиральную модель ЖЦ. Оно применимо для поддержки любой методологии, основанной на раздельном построении функциональной и информационной моде-лей (диаграмм потоков данных и диаграмм "сущность-связь").
- CA AllFusion ERwin Data Modeler – включает в себя 2 средства: ERwin - средство концептуального моделирования БД, использующее методологию IDEF1X, реализующее проектирование схемы БД, генерацию ее описания на языке целевой СУБД (ORACLE, Informix, Ingres, Sybase, DB/2, Microsoft SQL Server, Progress и др.) и реинжиниринг существующей БД и BPwin - средство функционального моделирования, реализующее методологию IDEF0.
- S-Designor представляет собой CASE-средство для проектирования реляционных баз данных. По своим функциональным возможностям и стоимости он близок к CASE-средству Erwin, отличаясь внешне используемой на диаграммах нотацией. S-Designor реализует стандартную методологию моделирования данных и генерирует описание БД для таких СУБД, как ORACLE, Informix, Ingres, Sybase, DB/2, Microsoft SQL Server и др. Для существующих систем выполняется реинжиниринг БД.
- Rational Rose – предназначено для автоматизации этапов анализа и проектирования ПО, а также для генерации кодов на различных языках и выпуска проектной документации. Rational Rose использует синтез-методологию объектно-ориентированного анализа и проектирования, основанную на универсальной нотации для моделирования объектов (UML - Unified Modeling Language).
- Продукт IBM® WebSphere® Business Modeler (далее – Modeler) – это лучший в отрасли инструмент для моделирования и имитации бизнес-процессов. С помощью Modeler бизнес-аналитики и другие нетехнические пользователи могут создавать бизнес-модели для документирования своих процессов, а затем осуществлять их имитационное моделирование, чтобы понять поведение этих процессов «в динамике». Пользователи могут генерировать отчеты на основе модели процесса и по результатам имитационного моделирования. Пользователи могут экспортировать свои модели в такие среды как WebSphere Integration Developer (Integration Developer), WebSphere Process Server (Process Server) и IBM FileNet P8 и хранить их в таких системах как Rational® ClearCase и Rational Asset Repository. Модели могут быть опубликованы с помощью компонента WebSphere Business Modeler Publishing Server (Publishing Server), что позволяет авторизованным пользователям просматривать эти модели с помощью Web-браузера. Эти модели могут также быть связаны с требованиями в продукте Rational RequisitePro и повторно использованы в продукте Rational Software Architect.
Глава 2. Моделирование бизнес процесса продажа с примнеением методологии IDEF0
2.1. Разработка верхнего уровня описания процесса «Продажи»
Процесс продажи можно представить следующим образом: клиент приходит в магазин, и либо обращается к менеджеру с просьбой подготовить определенный товар в зависимости от его потребностей, либо выбирает из уже имеющийся товар. Далее менеджер составляет документацию на приобретение данного товара, такую как счет фактура и накладная на получение товара. Клиент отправляется на кассу магазина, где оплачивает стоимость покупки, получает товарный чек, а также необходимые отметки в счет-фактуру и в товарную накладную. Далее, в зависимости от выбора клиента, он может забрать свой товар в пункте выдачи, либо оформить доставку товара, и получить товар на пороге собственного дома в любое удобное для него время.
Цель моделирования процесса продажи:
1) Почему моделируем? Моделируем для описания процесса «Продажа» с целью анализа составляющих процесса.
2) Что будет показывать модель? Модель процесса «Продажа» будет демонстрировать все составляющие процесса продажи.
3) Для чего будет использоваться? Модель процесса «Продажа» будет использоваться для анализа процесса продажи.
Цель: Реализация модели процесса «Продажа» для анализа реализации данного процесса, участвующих в процессе исполнителей и используемой документации.
Точка зрения: Разработчик системы
Таблица 1
Данные и функции процесса для разработчика системы
Данные (объекты) |
Функции |
Менеджер |
Обслуживание клиента Выписка счет-фактур |
Руководитель |
Контроль рабочего времени |
Бухгалтер |
Прием денежных средств Выдача кассового и товарного чека |
Кладовщик |
Выдача товара |
Служба доставки |
Доставка товара |
Диаграмма A0 в нотации IDEF0 представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 –Диаграмма A0 в нотации IDEF0
На диаграмме отображены основные составляющие процесса: данные о клиенте и денежные средства на входе, прибыль и продажи на выходе, нормативно-правовые акты РФ в качестве инструментов регулирования процесса, и сотрудники магазина, являющие механизмами выполнения процесса продаж.
2.2. Другие виды анализа процесса «Продажа»
Для выполнения других видов анализа бизнес процесса «Продажа» были представлены диаграмма потоков данных, изображенная на рисунке 3, а также диаграммы декомпозиции первого и второго уровня IDEF0, изображенные на рисунках 4 – 8.
Диаграмма потоков данных отображает, с какой документацией осуществляется работа на всех этапах реализации бизнес-процесса.
Рисунок 3 – DFD диаграмма потоков данных
Диаграмма потоков данных отображает обрабатываемые в процессе продажи данные. В данном случае в качестве условно-постоянной информации используются сведения о товарах, сотрудниках и клиентах. Результативной информацией является сведения по заказам и продажам товаров.
Рисунок 4 – Декомпозиция IDEF0 диаграммы A0
Декомпозиция диаграммы А0 представляет основные подпроцессы процесса продажи: выбор товара, оформление заказа, оплата заказа, а далее либо клиент самостоятельно получает товар, либо заказывает его доставку по необходимому ему адресу.
Выбор товара клиент может осуществить как самостоятельно, так и с помощью менеджера по продажам. Для этого клиент ознакамливается с ценовым диапазоном и характеристиками имеющегося ассортимента товаров и выбирает наиболее подходящий ему.
Рисунок 5 – IDEF0 диаграмма первого уровня «Выбор товара»
Рисунок 6– Декомпозиция второго уровня блока «Оформление заказа»
При оформлении заказа менеджер уточняет необходимую информацию, после чего распечатывает документы для оплаты товара и последующего получения и отправляется с клиентом на кассу для оплаты заказа.
Рисунок 7– Декомпозиция второго уровня блока «Оплата заказа»
Далее на кассе клиент предоставляет документы на оплату, оплачивает заказ, в документах ставится отметка об оплате и прикрепляется чек об оплате. Далее клиент может самостоятельно забрать или оформить доставку товара.
При выборе доставки товара клиент оставляет заявку на доставку, в которой указывает адрес доставки, а также удобные для него дату и время. После чего товар передаётся в службу доставки. Служба доставки в указанные дату и время доставляет товар клиенту, который ставит свою роспись о получении товара в заказе-наряде на доставку товара.
Рисунок 8 – Декомпозиция второго уровня блока «Доставка товара»
Для детализации процесса продажи необходимо построить диаграмму IDEF3 процесса «Продажа». Процесс представлен в виде последовательности операций на диаграмме IDEF3 (рисунок 9).
В процессе приобретения товара в магазине были выделены следующие операции:
- Выбор товара. В случае с приобретением товара клиент может осуществить свой выбор полностью самостоятельно, так и прибегнуть к консультации менеджера и выбрать требуемый товар.
- Далее менеджер оформляет необходимую документацию на товар – это накладная на получение товара со склада, счет-фактура для оплаты товара, и гарантийный талон.
- Следующим шагом клиенту необходимо оплатить товар на кассе. Здесь клиенту к документам прикрепляется кассовый чек, а также ставиться печать и подпись кассира для придания документам юридической силы.
- Далее клиент может пройти на пункт выдачи на складе и получить свой товар. Либо оформить доставку товара.
Рисунок 9 – IDEF3 диаграмма процесса продажи
2.3. Функционально-стоимостной анализ процесса «Продажа»
Для анализа экономических показателей процесса продажа на предприятии будет использован временной отрезок в один месяц. Т.е. данный параметр будет отображать стоимостные затраты на обеспечение процесса продаж за один календарный месяц. К экономическим показателям будет отнесена заработная плата сотрудников, задействованных в процессе, расходы на электроэнергию и средства вычислительной техники.