Файл: Проектирование реализаций операций бизнес процесса «Продажи»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Более двух ста лет тому назад Адамом Смитом было сделано существенное открытие: любой производственный процесс должен быть разделен на составляющие подпроцессы. Данным открытием он продемонстрировал тот факт, что разделение труда напрямую влияет на уровень производительности. Это связано с тем фактом, что люди, сосредоточенные на одной производственной задаче выполняют данную задачу более качественно. В итоге на протяжении более двух веков люди использовали принцип разделения труда Адама Смита в организации и развитии компаний и фирм. При этом если посмотреть на деятельность любой крупной современной фирмы, можно увидеть что в ее деятельности присутствует ряд повторяющихся бизнес-процессов, каждый из которых состоит из определенных действий, выполнение которых приводит к некоторой цели.

Можно сделать вывод, что эффективность организации каждого из бизнес процессов влияет на итоговую эффективность деятельности компании в той или иной степени. В середине 80-х годов двадцатого века возникла ситуация, когда возможности роста крупных организаций в экономически развитых странах были исчерпаны. В итоге для решения данной проблемы специалисты по управленческим технологиям обратили внимание на эффективность организации бизнес-процессов организации.

Актуальность данного исследования заключается в большой популярности и значимости проведения анализа бизнес процессов в деятельности предприятия.

Объект исследования – бизнес процессы.

Предмет исследования – методология моделирования бизнес процессов.

Цель исследования – выполнить проектирование реализаций операций бизнес процесса «Продажи».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы моделирования бизнес процессов;
  2. Изучить методологию и программные продукты моделирования бизнес процессов;
  3. Осуществить анализ и построение модели бизнес-процесса «продажи».

Глава 1. Теоретические аспекты моделирования бизнес процессов


1.1. Бизнес-процессы на предприятии, методы описания и представления

Бизнес процессом называют определенный набор действий, выполняющихся в некоторой последовательности, имеющих входы, в итоге достигающие некоторый выход, использующих определенные ресурсы и выполняемых на основании некоторого управляющего воздействия. Результатом бизнес процесса часто называют реализованную работу или услугу для клиента компании или фирмы [5]. В различных источниках дается еще определение бизнес процесса, согласно которому это ряд из нескольких связанных друг с другом операций или процедур, которые в совокупности выполняются для достижения основной цели производства, которая выполняется в рамках имеющейся организационной структуры предприятия, отражающей уровень взаимоотношений между участниками [14].

Рисунок 1 – Общее представление бизнес-процесса

Понятие бизнес процессов вошло в обиход благодаря применению процессно-ориентированной организации и процессно-ориентированного менеджмента на предприятии. На текущий момент времени не существует какой-либо единой классификации бизнес процессов, применяются самые различные классификационные признаки, такие как основной процесс, главный процесс, ценообразующий процесс и т.д. Наиболее типовыми бизнес процессами, которые можно встретить в любой компании, называют процессы производства товара, предоставления услуги, процесс управления организацией, процесс ведения бухгалтерского учета и т.д. Но у любой организации имеются характерные только для них бизнес процессы, являющиеся как основными, так и вспомогательными процессами в данной организации.

В стандарте ENISO 9001:2000 бизнес процесс называют набором взаимосвязанных средств и действий, благодаря которым вход преобразуются в результат. Еще процессы зачастую называют изменением определенного объекта.

Как уже было указано выше, в различных компаниях могут существовать процессы самого различного вида, различающихся по различным параметра. К данным параметрам относят следующие параметры:

  • Вид деятельности: в зависимости от данного параметра различаются процессы производственные или процессы оказания услуг. В результате выполнения производственного процесса получаются какой-либо материальный продукт, а в результате процессов оказания услуг получают нематериальный продукт;
  • Вид выполнения: в зависимости от данного параметра различают процессы оперативные (расчет, обработка и т.п.), а также диспозитивные (планирование, управление);
  • Создание стоимости: по данному критерию различают процессы, которые прямо изменяют объект, и процессы, косвенно влияющие на стоимость, либо косвенно корректирующие её;
  • Комплексность: макропроцессы, описывающие общие бизнес процесс на предприятии, и микропроцессы, являющиеся составными частями макропроцесса;
  • Коммерческий успех: ключевые, управленческие и поддерживающие процессы. Ключевые процессы являются специфическими для компании и имеют особое значение для достижения общей цели компании.

Ключевые процессы (создания стоимости) в своем составе содержат одновременно задания и работу, которые выполняют определенными требованиями клиента с использованием наиболее важным производственных факторов компании. Данные бизнес процессы являются наиболее важными для любой компании, а также носят специфический характер, так как данный вид бизнес процессов, используемых в одной организации, очень сложно скопировать для использования в другой организации без каких-либо изменений и корректировок. К бизнес процессам данного рода относят:

  • обработку и выполнение заказа;
  • разработку, проектирование и дизайн продукта;
  • производство и монтаж и др.

Управленческие процессы в своем составе содержат задачи и деятельность, основное направление которых заключается в реализации долгосрочного развития компании, а также реализацию целей компании. К бизнес процессам данного вида относят:

  • стратегическое развитие компании;
  • долго- и среднесрочное планирование в компании;
  • развитие персонала;
  • инвестиционное планирование;
  • мотивация персонала и др.

Поддерживающие процессы содержат необходимые задания и работы для поддержания ключевых процессов, но не приводящие к непосредственной ценности для клиента, например:

  • обработка данных;
  • техническое обслуживание;
  • логистика;
  • административные процессы и др.

1.2. Анализ методик моделирования бизнес-процессов предприятия

Основной целью реализации операций по моделированию бизнес процессов называют описание логических связей между составляющими бизнеса. В случае сложностей можно сказать о том, что при моделировании системы или процессов могут потребоваться данные, которые приходят из внешних источников к данной организации.

Бизнес анализ проводят с построением моделей различного уровня деятельности организации. При этом чаще всего крупные компании могут представить для составления моделей большие объемы информации, нежели мелкие компании. Данный факт связан с большим количеством межфункциональных процессов на большом предприятии.

Процессы моделирования и анализа бизнес процессов проводится в двух направлениях:

1. Описание процессинга. В данном направлении моделирование применяют с целью способствовать получению внешнего взгляда на рабочий процесс, добиться увеличения эффективности бизнес процесса.


2. Нормирование деятельности. В данном направлении моделирование применяют с целью добиться увеличения уровня производительности изучаемых процессов.

Направленность основных этапов моделирования различается в зависимости от рода решаемых проблем. Чаще всего применяют следующие виды анализа бизнес процессов:

  • Функциональный анализ бизнес-процессов – подразумевает описание основных этапов деятельности предприятия с учетом временной последовательности;
  • объектный анализ – подразумевает описание процессов с учетом их взаимодействия с заранее выбранным объектом;
  • имитационный анализ – подразумевает проведение на внешних объектах и учитывает внутренние и внешние составляющие процесса;

Зачастую для достижения лучшего результата один и тот же бизнес процесс на предприятии может быть проанализирован несколько раз с применением различных видов анализа.

К принципам моделирования бизнес процессов относят их адекватность, которая должна выявлять взаимосвязи составляющих одного бизнес процесса, а также выявлению и распределению различных процессов между собой.

Наиболее известные принципы выполнения моделирования бизнес процессов:

  • Декомпозиционный принцип заключается в разделении процесса на отдельные элементы, представляемые в виде иерархии.
  • Фокусирующий принцип заключается в отвлечения внимания от деталей процесса и имеющий цель сфокусировать внимание на корневые аспекты бизнес процесса.
  • Документирующий принцип подразумевает реализацию специализированных документирующих систем.
  • Достаточность и полнота подразумевает реализацию оценки влияния изучаемого бизнес процесса на рабочие механизмы в целом. Также данный принцип разрешает не включать в модели процесса несущественные элементы.
  • Принцип непротиворечивости подразумевает отсутствие противоречащих изъяснений для элементов бизнес процесса.

Наличие большого количества методик моделирования процессов позволяет разработчикам сфокусироваться на различных момента деятельности. К данным методикам относят:

  • Схемы потоков деятельности – представляют собой графический метод отображения данных, операций и элементов рабочего процесса путем применения специальных символов. Данный метод позволяет отображать логические последовательности действий, а существенным плюсом методики называют её гибкость.
  • Диаграммы потоков информации – данный вид диаграмма позволяет наглядно представить процесс передачи данных от одного процесса к другому. Данная методика является основой для структурного анализа, на основании которого осуществляют разбиение бизнес процессов на составляющие. При использовании данного метода каждый элемент может быть разделен на более мелкие составляющие, а уровень детализации постоянно повышаться. Данная методика применяется при анализе потоков данных.
  • Диаграммы ролей используются для выполнения анализа взаимодействия сотрудников организации в процессе выполнения ими должностных обязанностей. Ролью называют организующую функцию сотрудника предприятия. Данные диаграммы применяют с целью выяснения уровня ответственности за успешность деятельности сотрудников.

Все методики моделирования бизнес процессов включают в свой состав как графические элементы, так и текстовое описание, что позволяет наглядно представить основные компоненты процессинга и позволяют точно представить связи между элементами процесса и их характеристики.

Наиболее популярным стандартом моделирования бизнес процессов является стандарт BPMN (Business Process Modeland Notation), разработчиком которого является рабочая группа OMG. Основная цель данного стандарта заключается в обеспечении пользователей доступной нотацией описания бизнес процессов, будь то бизнес-аналитики, реализующих схемы бизнес процессов, или руководители данных бизнес процессов. Исходя их вышесказанного можно сказать что BPMN основной целью имеет снижение уровня расхождений между моделью бизнес процесса и их реализацией.

BPMN 2.0 в своем составе имеет описание трех моделей процессов: это приватный процесс, публичный процесс и хореография. За счет использования вышеперечисленных моделей специалистами могут быть созданы самые различные варианты диаграмм бизнес процессов. Ниже приведен перечень подмоделей бизнес процессов, которые могут быть реализованы с применением BPMN 2.0:

  • Высокоуровневые невыполняемые;
  • Действия (нефункциональный анализ);
  • Детализированный выполняемый Бизнес-процесс;
  • Бизнес-процесс «As-is» (устаревший);
  • Бизнес-процесс «To-be» (новый);
  • Хореография (Choreography);
  • Детализированный приватный Бизнес-процесс (как выполняемый, так и невыполняемый), включающий взаимоотношения между одним или более внешними участниками (Процесс типа «черный ящик»);
  • Два или более детализированных выполняемых взаимодействующих Процесса;
  • Детализированный выполняемый Бизнес-процесс, взаимодействующий с Хореографией;
  • Два или более публичных Процесса;
  • Публичный процесс, взаимодействующий с Хореографией;
  • Два или более детализированных выполняемых Бизнес-процесса, взаимодействующих посредством Хореографии.

Нотация BPMN 2.0 была создана с целью предоставления возможностей описания большого количества различных бизнес процессов, в том числе и приведенных выше. При этом важно знать, что построение различных вариаций сочетания подмоделей описано непосредственно разработчиками инструментов моделирования бизнес процессов. При применении методологии BPMN 2.0 проектировщику бизнес модели рекомендуют опираться на выбранный объект моделирования, будь то приватный процесс, или хореография. При этом сама нотация не навязывает ничего подобного, это не более чем рекомендации.