Файл: Выбор стиля руководства в организации (Понятия «руководитель» и «стили руководства» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Выбор стиля руководства – актуальная проблема. Предприятия постоянно меняются: становятся более гибкими, руководители перестраивают свои отношения с подчиненными, все чаще топ-менеджмент прислушивается к обратной связи от персонала, создаются специальные отделы, которые анализируют эффективность работы сотрудников и так далее.

В таких условиях руководитель должен постоянно совершенствоваться и учиться, а также четко понимать, какого стиля руководства ему придерживаться, чтобы решать управленческие задачи быстро и качественно.

Цель данной работы – освоить стили руководства в организации. Чтобы достичь цели, нужно решить следующие задачи:

1. Изучить понятия «руководитель» и «стили управления»

2. Изучить классификацию стилей управления

3. Проанализировать и сравнить стили руководства в следующих организациях:

Ресторан «Байкал», Сочи

Ресторан «Jamies Italian», Санкт-Петербург

Ресторан «Сыроварня», Москва

Предметом исследования являются стили руководства в организациях. Объект исследования – рестораны «Байкал», «Jamies Italian», «Сыроварня».

В данной курсовой работе использована литература, касающаяся основ менеджмента и научного управления. Также для раскрытия понятия руководитель изучены работы по психологии лидерства и культурологии. Функции менеджера взяты из Трудового кодекса Российской Федерации. Стили у роли руководителя взяты из книги Павловича В.И.  Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Также для раскрытия темы и актуализации информация в курсовой работе цитируются статьи из сети.

Глава 1. Понятия «руководитель» и «стили руководства»

Понятие «руководитель» имеет несколько синонимов: управленец, менеджер, глава, лидер. Люди, занимающие перечисленные выше должности являются субъектами управления. Рассмотрим определения понятий.

Управленец – это работник сферы управления[1]. А управление - это 1) процесс рационального распределения ресурсов организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов; 2) целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности[2].


Менеджер – слово иностранное. Исследователи рассматривают несколько вариантов происхождения этого понятия. От английского слова management – управление, руководство, администрирование, лидерство.  От латинское слово mancepts, означавшее – «подрядчик, предприниматель» или manus – рука (manus age – делать руками). Так или иначе в России это слова употребляется сравнительно недавно и чаще в современных предприятиях и крупных иностранных компаниях, функционирующих на российском рынке.

Менеджер - наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями[3].

Что касается понятия «глава», то оно употребляется скорее в форме метафоры, официально не закреплено. Глава компании, глава отдела, глава организации – слово, которое также обозначает руководящую должность.

По поводу понятия «лидер». Оно указывает не на профессиональную принадлежность, а на определенное качество, которое свойственно человеку, соответствующему определенной ступени в иерархии организации.

В широком смысле лидерство (от англ. lead – вести) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Таким образом, лидер – ведущий или идущий впереди[4].

Сегодня многие компании заявляют о нехватке на рынке труда талантливых и опытных менеджеров во всех сферах бизнеса. Руководитель/лидер должен владеть методами и тактическими приемами, с помощью которых может вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к действиям для достижения поставленных целей. «О развитии лидерства в России можно говорить всего лишь с 2001 года, – рассказывает директор департамента развития компании Penny Lane Personnel Елена Егорова. – Именно в это время российский бизнес начал интересоваться регулярным менеджментом и методами конкурентной борьбы. За семь лет многие российские компании осознали необходимость развития лидерских навыков у сотрудников»[5].

В данной статье руководитель и лидер написаны через слеш, как слова синонимы. Рассмотрим понятие «руководитель» отдельно.

Руководитель -  лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы[6].


Таким образом, понятие управленца – самое широкое. Быть главой и лидером – свойства каждого управленца. Понятие менеджер и руководитель схожи, за исключением того, что первое – иностранное. В разных организациях предпочитают по-своему называть руководителей высшего звена. Названия могут быть разными – функции и задачи одинаковы.

Рассмотрим группы функции, которые обозначил исследователь Белоусов А.А.:

1. Административно-организационные. В этом плане руководитель должен распределять обязанности между сотрудниками, контролировать процесс выполнения заданий, оценивать результат и нести ответственность перед вышестоящими инстанциями, если таковые имеются.

2. Стратегические. Задача управленца поставить цель и выбрать методы, чтобы ее достигнуть. Здесь главными факторами будут прогнозирование и планирование. Руководитель должен предвидеть проблемы и заранее знать, как их решать. В этом, по мнению Белоусова А.А., проявляется творческий потенциал менеджера.

3. Экспертно-консультативные. В этом плане руководитель – источник, и часто единственный, достоверной информации. Подчиненные по любым вопросам обращаются к менеджеру и ожидают от него полноценный и профессиональный совет.

4. Коммуникативные. Умение общаться с людьми – важное качество руководителя. Отличие общения на работе и личного общения – в соблюдении субординации. Рамки субординации расставляются в зависимости от вида организации и задач руководства.

5. Воспитательные. Руководитель участвует в формировании личности своих подчиненных. Как воспитатель, менеджер может и должен поощрять или наказывать подчиненных. Более того, как считает Белоусов А.А., к числу воспитательных функций также можно отнести психотерапевтическую, когда менеджер учитывает эмоциональное состояние сотрудников и старается держать его на оптимистичной ноте[7].

Так как в данной курсовой работе в качестве примера рассмотрены рестораны, стоит отдельно отметить функции руководителей данного сектора.

Должностные обязанности директор ресторана:

2.1. Оформляет документы, необходимые для осуществления деятельности по оказанию услуг общественного питания.
     2.2. Обеспечивает предоставление клиентам необходимой и достоверной
информации об оказываемых услугах.
     2.3. Обеспечивает   наличие   на   каждую партию продовольственных
товаров, в т.ч. сырья, используемого   для   приготовления   продукции
общественного питания, документа, содержащего сведения об изготовителе и качестве продукта (сертификата соответствия, гигиенического заключения, пр.).
     2.4. Осуществляет   организацию, планирование    и    координацию
деятельности ресторана.
     2.5. Обеспечивает высокий уровень эффективности производства, внедрение новой техники и технологии, прогрессивных форм обслуживания и организации труда.
     2.6. Осуществляет    контроль    за    рациональным   использованием
материальных, финансовых и трудовых ресурсов, оценку   результатов
производственной деятельности и качества обслуживания клиентов.
     2.7. Изучает спрос потребителей на продукцию ресторана.
     2.8. Ведет     переговоры     и    заключает    договоры    поставки
продовольственных товаров, полуфабрикатов и сырья, обеспечивает   их
своевременное получение, контролирует сроки, ассортимент, количество и
качество поступления и реализации продуктов.
     2.9. Осуществляет организацию учета производимых работ и услуг, представления отчетности о   производственной деятельности, в   т.ч.
владельцу ресторана.
     2.10. Представляет интересы ресторана и действует от его имени.
     2.11. Предоставляет сведения, связанные   с   оказанием   услуг
общественного питания, контролирующим органам.
     2.12. Устанавливает   для   подчиненных   ему работников служебные
обязанности и принимает меры по обеспечению их исполнения.
     2.13. Принимает решения о назначении, перемещении и освобождении от
занимаемых должностей работников ресторана; применяет меры поощрения отличившихся работников, налагает     взыскания     на    нарушителей
производственной.
     2.14. Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, санитарных требований и правил личной гигиены, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового
распорядка.
     2.15. Обеспечивает прохождение работниками ресторана, связанными с
производством, хранением и реализацией продуктов питания, медицинского обследования в сроки, устанавливаемые органом санитарного надзора.
     2.16. Руководит работниками ресторана[8].


Выполнять функции и решать задачи руководители могут, используя возможности разных стилей управления. Рассмотрим несколько определений понятия «стиль управления».

Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников[9].

В данной курсовой работе будут рассмотрены стили управления руководителей высшего звена. Во-первых, потому что для примера взяты такие организации, как рестораны, где у руководителей среднего звена есть четкие границы управления, обозначенные руководителем высшего звена. Таким образом, понятие «стиль управления» менеджеров среднего звена понятие менее самостоятельное и влиятельное. Во-вторых, во многом стиль управления руководителя высшего звена напрямую связан с коммерческим успехом.

Глава 2. Классификация стилей управления

Начинающие менеджеры редко обращают внимание на свой «стиль управления». Опытный руководитель осознает свой способ решения профессиональных задач, он подбирает сотрудников, которые смогут комфортно и продуктивно существовать в той атмосфере, которую он создает, а также он понимает, что от стиля управления зависит стиль обслуживания, ведь чаще всего работники так относятся к клиентам, как к ним относится руководитель.

Рассмотрим классификацию стилей управления. Выделяется три основных стиля:

1. Авторитарный

2. Демократический

3. Либеральный

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Авторитарный стиль характеризуется чрезмерной концентрацией власти в одних руках. Руководитель-автократ сам принимает решения и волевым порядком проводит их в жизнь. Он сам подбирает себе помощников, но использует их не как советчиков, а лишь как исполнителей своей воли. Он держит всю власть в своих руках; требует дисциплины и идеального порядка; берет на себя всю ответственность за результаты деятельности; держится отчужденно от рядовых исполнителей. К подчиненным он требователен без снисхождения, насаждает суровый психологический климат в группе. Руководитель такого типа оптимален там, где нет времени на совещания и обсуждения ситуации, где необходимо проявить волю и решительность, взять на себя всю ответственность за последствия принятых решений.


Демократический стиль руководства строится на двойной основе: делового и личного авторитета. Руководитель-демократ умеет использовать свою власть, не апеллируя к ней. Он предпочитает активное участие своих помощников в принятии решений, однако право окончательного выбора оставляет за собой. Действует он по принципу свободы мнений «сверху донизу» и «снизу доверху»; заботится о развитии деловой инициативы подчиненных; контактен с ними, тактичен, терпелив, оптимистичен. Такой стиль оптимален в управлении некоторыми видами производства, творческими коллективами, при нем поддерживается более теплый психологический климат в коллективе.

Либеральный стиль руководства строится на полном доверии к исполнителю. Руководитель-либерал допускает полную свободу действий своих подчиненных в пределах их функциональных обязанностей. Такой стиль руководства неэффективен в сложных экстремальных ситуациях[10].

Существуют предприятия, где руководители придерживаются строго одного стиля управления. Особенно это касается авторитарных управленцев. Но чаще всего можно наблюдать смешанные типы. То есть руководитель варьирует стилями управления в зависимости от ситуации и задачи, которая перед ним стоит.

По мимо «стиля управления» есть еще такое понятие, как «роль руководителя» - то, в каком статусе и с каким посылом менеджер общается с подчиненными. Рассмотрим описание ролей руководителя по Викторову В.И.

Викторов В.И. выделяет восемь основных ролей руководителя.

1. Наставник. В этой роли руководитель должен быть чутким, открытым, внимательным, охотно идущим навстречу, готовым помочь. Играя эту роль, руководитель выслушивает и выполняет законные просьбы, выставляет оценки, раздает комплименты. Он воспринимает людей как ресурсы, которые можно развить с помощью доверия, сочувствия и заботы. Он дает возможность и помогает людям строить планы по их собственному индивидуальному развитию.

2. Факсилитатор. Такой руководитель должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение включает посредничество в личных спорах, использование новых технических приемов в разрешении конфликтов, развитие согласия и морали, принятие участия в решении проблем коллектива.

3. Продюсер. От такого руководителя ожидают сосредоточения на работе, большой заинтересованности, энергии и движущей силы. Руководитель вдохновляет подчиненных принять на себя ответственность, ставить задачи и добиваться высокой продуктивности. Это обычно помогает членам коллектива лучше выполнять поставленные задачи.