Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (ОАО «ТДСК»).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Теоретические основы прибыли как источника экономического роста предприятий
1.1 Понятие и характеристика прибыли
Существует множество определений прибыли. Рассмотрим некоторые их них[3].
1.2 Формирование, распределение и использование прибыли предприятия
2.1. Характеристика предприятия ОАО «ТДСК»
2.2. Анализ эффективности прибыли предприятия
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 3864326 тыс. рублей;фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (3212994*1,0593) = 3403525 тыс. рублей;коммерческие расходы базисного периода 0 тыс. рублей;управленческие расходы базисного периода 0 тыс. рублей;прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (3864326–3403525–0–0) = 460801 тыс. рублей.
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:
460801 – (434730*1,0593) = +292 тыс. руб.
Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с большим уровнем доходности.
3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 3481835 – (3212994*1,0593) = -78345 тыс. руб. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.
4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 0 тыс. рублей (0 – 0), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 0 тыс. рублей (0 – 0).
5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 3980256 - 3864326 = +115930 тыс. руб.
В 2016 году единственный фактор негативно повлиял на величину прибыли от продаж – это рост себестоимости продукции, который произошел за счет повышения цен на сырье и материалы. Наибольшее положительное влияние оказал фактор цены реализации продукции за счет него произошло увеличение прибыли от продаж на 115930 тыс. руб.
В целом можно сделать вывод, что ОАО «Тюменская домостроительная Компания», придерживается политики роста объема продаж в сочетании с адекватной ценовой политики у предприятия имеются, резервы по снижению себестоимости продукции. В таблице 6 представлены результаты факторного анализа прибыли от продаж ОАО «Тюменская домостроительная Компания» за период 2015-2017 гг.
Основным фактором повлиявшим на рост прибыли от продаж в 2017 году, как и в 2016 году является рост цен, т.е. благоприятная конъюнктура на рынке недвижимости и правильная ценовая стратегия ОАО «Тюменская домостроительная Компания». Положительным фактором послужило отставание в темпах роста себестоимости от темпов роста объема производства продукции.
Существенных изменений в структуре произведенной продукции не произошло, но те изменения, которые произошли, имели положительное влияние на прибыль от продаж.Показатели рентабельности более объективно, чем прибыль, оценивают результативность деятельности предприятия, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.
Таблица 6
Факторный анализ прибыли от продаж (тыс.руб)
Показатель |
2016 год |
2017 год |
Абсолютные изменения, тыс. руб. |
Относи-тельные изменения,% |
Выручка от продажи това-ров, продукции, работ, услуг |
3980256 |
6602782 |
2622526 |
165,9 |
Себестоимость проданных товаров, работ |
3481835 |
5034859 |
1553024 |
144,6 |
Коммерческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
Прибыль от продаж |
498421 |
1567923 |
1069502 |
314,6 |
Индекс изменения цен, доли |
1,00 |
1,09 |
0,09 |
109,0 |
Объем реализации в сопоставимых ценах |
3980256 |
6057598 |
2077342 |
152,2 |
Влияние факторов на вели-чину прибыли от продаж: |
||||
- объем продаж |
+260126 |
|||
- сдвиги в структуре ассортимента |
+46 |
|||
- изменения себестоимости |
+264146 |
|||
- изменения коммерческих и управленческих расходов |
0 |
|||
- цены реализации продукции, работ, услуг |
+545184 |
|||
Общие изменения прибыли от продаж |
+1069502 |
Существенных изменений в структуре произведенной продукции не произошло, но те изменения, которые произошли, имели положительное влияние на прибыль от продаж.Показатели рентабельности более объективно, чем прибыль, оценивают результативность деятельности предприятия, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.
Анализируя данные приложение 2 можно сделать следующие выводы:
- в 2016 г. рентабельность оборотных активов по чистой прибыли по сравнению с 2015 годом снизилась на 8,8% . На снижение эффективности использования оборотных активов повлияли следующие факторы:
а) снижение чистой прибыли на 47027 тыс. руб. привело к снижению рентабельности оборотных активов по чистой прибыли на 3,6%:
б) увеличение суммы оборотных активов на 145745 тыс. руб. привело к снижению рентабельности оборотных активов по чистой прибыли на 5,2%.
- в 2017 г. по сравнению с 2016 г. данный показатель увеличился на 1,1, в том числе за счет:
а) увеличения суммы чистой прибыли на 796516 тыс. руб. на 55,4%;
б) увеличения стоимости оборотных активов на 1677288 тыс. руб. привело к снижению рентабельности оборотных активов на 54,3%.
Контроллинг, в большинстве случаев, применяется в качестве инструмента управления затратами, который позволяет выделить зоны для развития и выработать план мероприятий по устранению данных «белых» пятен. Безусловно, каждый подход создает индивидуальную методику учета и управления издержками на предприятии. Контроллинг находит широкое применение при прогнозировании ценовых характеристик продукции и услуг, при определении нижних границ интервалов цен и тарифов, при расчете ожидаемых прибылей, налоговых платежей и создаваемых резервов. На основании данных о реальной себестоимости выпускаемой продукции ОАО «Тюменская домостроительная Компания» сможет принимать решения об изменении товарного ассортимента, снижении цены и ликвидации канала сбыта.
Таким образом, метод контролинга позволяет принимать обоснованные решения в отношении:
– снижения издержек. Реальная картина издержек дает возможность точнее определять виды затрат, которые необходимо оптимизировать;
– ценовой политики. Точное отнесение издержек на объекты калькуляции позволяет определить нижнюю границу цен, дальнейшее снижение которых относительно такой границы ведет к убыточности продукта;
– товарно-ассортиментной политики. Реальная себестоимость позволяет разработать программу действий по отношению к тому или иному продукту - снять с производства, оптимизировать издержки или поддерживать на текущем уровне;
– оценки стоимости операций.
Сегодня существует множество программных решений, поддерживающих метод АВС. Для внедрения контроллинга предлагается внедрение системы «ABIS.ABC». Программная система «ABIS.ABC» позволяет создавать прикладные АВС-системы управленческого учета затрат, расчета производительности и стоимости бизнес-процессов, себестоимости продукции (услуг) и формировать аналитическую отчетность для предприятий любого масштаба и сферы деятельности.
Оценим бюджет и сроки внедрения системы таблица 7.
Общая стоимость приобретения и внедрения программного обеспечения составит 297976 руб.
Прогноз эффекта от внедрения контроллинга возможно осуществить только экспертным путем, более точный расчет можно получить только при реализации мероприятия. Для каждого вида продукции в конфигурации могут быть заданы несколько спецификаций. Они могут представлять не только разные варианты изготовления продукции, но и быть версиями одной и той же рецептуры, позволяющими отслеживать изменения в рамках одной спецификации. Для управления спецификациями в конфигурации имеются развитые средства их просмотра и редактирования. В частности, реализован так называемый «Конструктор спецификаций», обеспечивающий быстрое и наглядное формирование новых спецификаций или их версий.
Таблица 7
Бюджет и сроки проекта внедрения ABIS.ABC – системы
Наименование этапа проекта |
Сроки |
Стоимость, руб. |
Предварительное обследование. Формирование команды проекта. |
10 дней |
7756 |
Предварительный работы по формализации бизнес-процессов предприятия, обучение персонала |
1 мес. |
27700 |
Внедрение программного обеспечения, реализующего разработанную систему и пуско-наладочные работы. |
1,5 мес. |
44320 (без учета стоимости ПО и лицензий) |
ИТОГО |
79776 |
|
Стоимость программного обеспечения |
218200 |
|
ИТОГО С УЧЕТОМ СТОИМОСТИ ПО |
297976 |
На основе спецификаций может быть осуществлен расчет плановой себестоимости продукции. При этом пользователь может задать различные стратегии расчета для каждой составляющей себестоимости.
Расчет эффективности совместной работы аппарата управления и подразделения контроллинга по достижению поставленных перед предприятием целей представлен в таблице 8.
Таблица 8
Расчет эффекта от внедрения контроллинга
Целевой показатель |
Планируемое изменение показателя, % |
2018 год |
Прогноз |
Объем продаж, тыс. руб. |
+10 |
6602782 |
660278 |
Материальные затраты, тыс. руб. |
–10 |
3176996 |
317700 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
- |
498421 |
840999 |
В результате внедрения ОАО «Тюменская домостроительная Компания» получит дополнительную прибыль в размере 342678 тыс. руб. при затратах 298 тыс. руб. Эффект от мероприятия 342280 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе выше сказанного можно сделать выводы. Под прибылью понимается результат деятельности фирмы. Для всех предприятий обязательным условием является максимизация прибыли. Предприятия, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Предприятия, выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первоначальных значений.
Прибыль - поистине уникальная экономическая категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества. За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению предприятий.
ОАО «Тюменская домостроительная Компания» сегодня является основным застройщиком города Тюмени и осуществляет строительство 14 этажных жилых домов в панельном исполнении модернизированной серий 121-14Т, 14 этажных жилых домов в кирпичном исполнении индивидуальной разработки и объектов в монолитно-каркасном исполнении.
Эффективность деятельности ОАО «Тюменская домостроительная Компания» за анализируемый период увеличивается, что является положительной тенденцией. Основными причинами увеличения показателей прибыли предприятия является увеличение доходов опережающими темпами, чем расходы предприятия.
Валовая прибыль в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилась в три раза, а прибыль до налогообложения и чистая прибыль в два раза.
Наибольшую прибыль предприятию среди прочих доходов и расходов приносит прибыль от инвестиций дольщиков в размере 385915 тыс. руб.
Реализация готового жилья приносит основную массу прибыли анализируемому предприятию1670892 тыс. руб., что составляет 91% от общей прибыли предприятия до налогообложения. 7246 тыс. руб. прибыли приносит реализация собственной продукции (строительные материалы). Деятельность столовой и физкультурно-оздоровительного комплекса является не прибыльной, основная цель этих видов деятельности улучшение социальных условий труда персонала предприятия.
В результате внедрения ОАО «Тюменская домостроительная Компания» получит дополнительную прибыль в размере 342678 тыс. руб. при затратах 298 тыс. руб. Эффект от мероприятия 342280 тыс. руб.