Файл: Принципы соединения пользователей с ресурсами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На современной стадии эволюции нашего общества некоторые традиционные ресурсы человеческого развития понемногу утрачивают свое первоначальное предназначение. На смену им приходит новые ресурсы, единственные продукты не убывающие, а растущие со временем. Они носят название информационных ресурсов. Информация стала в настоящее время основным ресурсом научно-технического и социально-экономического прогресса в мировом сообществе. Чем в большей степени и с большей скоростью внедряют качественную информацию в экономику и специальные отрасли хозяйства, тем выше становится жизненный уровень населения, а также экономические, военные и политические возможности государства.

В настоящий момент налаженная и широко распределенная сеть информационных и вычислительных комплексов играет такую же важную роль в жизни, какую в прошлом имели электрификация, телефонизация, радио и телевидение, взятые вместе. Яркий пример этого утверждения явилось появление развитие глобальной информационной сети Интернет. В настоящее время говорят о новом витке спирали развития общественных формаций - информационное общество [17].

Любая деятельность в области предпринимательства является тесно связанной с приемом, накоплением, сохранением, обработкой и применением различных информационных потоков [3]. Целостность существующего мироустройства как единого глобального сообщества обеспечивает, в основном, интенсивный информационный обмен. Остановка глобальных информационно- коммуникационных потоков даже на совсем короткий промежуток времени способна приводить к не меньшим кризисам, чем разрывы межгосударственных экономических связей. Поэтому, в новых рыночно-конкурентных условиях появляется большое количество новых проблем, которые связаны не только с обеспечением целостности и конфиденциальности коммерческих, финансовых или предпринимательских данных как видов интеллектуальной собственности, но также и физических и юридических лиц, их имущественной собственности и личной безопасности.

Целью данной работы является анализ принципов взаимодействия персонала организации с информационными ресурсами на примере ООО «Элегия»

В ходе проведения исследования необходимо выполнить следующие задачи:

  • Исследовать существующие информационные ресурсы, выполнить их классификацию;
  • Дать краткую характеристику предприятия;
  • Исследовать существующую инфраструктуру предприятия;
  • Выполнить анализ информационных ресурсов предприятия;
  • Рассмотреть способы взаимодействия персонала предприятия с информационными ресурсами.

Теоретическую основу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных специалистов, таких как: И.Г. Акперов [5], М.А. Венделева [7], Н.В. Голубенко [9], И.К. Корнеева [13], Н.В. Максимова [16] и прочих. Достоверность данной информации подтверждена московскими издательствами НИЦ «ИНФРА-М», «Юрайт», «Проспект», «Форум»; Санкт-Петербургским издательством «Проспект Науки», известными своими публикациями в России и за рубежом.

1. Понятие и классификация информационных ресурсов

1.1 Понятие информационного ресурса

До недавнего времени в экономике наиболее распространенными и значимыми видами ресурсов являлись:

  • природные ресурсы - объекты природы, используемые людьми для удовлетворения своих потребностей (материальных или духовных);
  • энергетические ресурсы - носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества;
  • материальные ресурсы - сырье, материалы, оборудование, здания и сооружения, созданные человеком и используемые им в процессе общественного производства и потребления;
  • трудовые ресурсы - люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности;
  • финансовые ресурсы - денежные средства, находящиеся в распоряжении государства и общества.

Но, одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», что несколько поменяло картину развития общества.

Информационные ресурсы рассматриваются как стратегические ресурсы [1], аналогичные по значимости материальным, трудовым, денежным и прочим ресурсам. Они становятся основным национальным богатством развитых стран, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом. Причем ключевую роль играют «активные» информационные ресурсы, то есть та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного хранения, поиска, передачи и обработки.

Информационный ресурс — это набор некоторых данных и фактов, организованных в определенном виде для отражения и эффективного получения достоверной информации об объектах в самых разнообразных областях знаний и практической деятельности человека.


В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в России в 1995 году [2], информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

На рис. 1 представлены наиболее распространенные и значимые в экономике виды ресурсов, в том числе информационные.

Рис. 1. Распространенные и значимые в экономике виды ресурсов

Информационный ресурс является отдельным, самостоятельным фактором развития, подлежащим исследованию с точки зрения теории и практики роста и развития экономики.

На рис. 2 представлены некоторые примеры информационных ресурсов.

Открытие информации и информационных ресурсов как важнейший двигатель развития современного мира, как новая эффективная форма воздействия на потребителей и конкурентов; осознание информации как источника дохода (товара), как средства управления личностью и обществом, как инструмента власти; как оружия в политической и экономической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации и информационных ресурсов на фоне стремительного развития информационной техники и технологии - обусловили широкое распространение термина «информационное общество», отразившего суть изменений, связанных с возрастанием роли информации и информационных ресурсов в современной цивилизации [4].

Рис. 2. Примеры информационных ресурсов

Существует множество видов информационных ресурсов и способов их классификаций.

1.2 Классификация информационных ресурсов

Информационные ресурсы подразделяются по форме собственности; по категории доступа; по целевому предназначению; по способу представления; по виду носителя; по способу организации хранения; по содержанию; по национально-территориальному признаку; по языковому признаку; по географическому признаку [5]. На рис. 3 представлен один из вариантов классификации информационных ресурсов.

Разнообразие информационных ресурсов складывается из многообразия информационных потребностей людей. Современные информационные ресурсы существуют в различных форматах и технологиях: от традиционных библиотечных фондов, до онлайновых баз данных и баз знаний, интегрирующих потребителя в мировое информационное пространство.


Рис. 3. Классификация информационных ресурсов

Рис. 3. Классификация информационных ресурсов (продолжение)

Мировой рынок информационных услуг разделен на секторы, в которых имеются различные ресурсы, в том числе Интернет-ресурсы в виде сайтов, порталов, информационных сервисов и т. п.

Информационные ресурсы (ИР) могут выполнить следующие функции [8]:

1. Качественная функция. ИР повышают эффективность использования других ресурсов. Они способствуют ресурсосбережению, росту производительности труда и технического уровня производства.

2. Стимулирующая и принуждающая функции. ИР стимулируют или принуждают к производственно-коммерческой деятельности, принятию управленческих решений и обучению [21].

3. Генерирующая функция. ИР представляют явное и неявное знание системы управления, поэтому создание любого элемента ИР способствует пополнению знания системы, т.е. его генерации. ИР также генерируют конкурентное преимущество. Оно может быть представлено, во-первых, как монополия на обладание информацией, т.е. используется для получения конкурентных преимуществ информация, недоступная остальным участникам рыночного процесса; во-вторых, способность отдельных субъектов лучше и быстрее других оценить и понять общедоступную информацию, т.е. «награда за лучшее использование информации».

4. Обеспечивающая функция. ИР в системе управления обеспечивают:

  1. вид деятельности посредством организационных документов, лицензий.
  2. производственно-коммерческую деятельность. Эффективность производственно-коммерческой деятельности зависит и от информационного взаимодействия с партнерами и территориально удаленными структурами.
  3. принятие управленческих решений.
  4. обучение.

5. Учетная функция. Эту функцию в системе управления выполняет такой элемент ИР как документация. Это может быть финансовый, статистический, управленческий или другой вид учета.

6. Рекламная функция. ИР в системе управления могут быть использованы для быстрой, контекстной и адресной доставки до потребителя нужной информации.

7. Коммуникационная функция. ИР обеспечивают информационное взаимодействие с партнерами и территориально удаленными структурами.

Все эти функции показывают, что информационные ресурсы являются не только неотъемлемой частью системы управления, но играют в ней главенствующую роль.


Особо важная роль информационных ресурсов в жизни человека позволила [9]:

  • выделить особое внимание их анализу и изучению с точки зрения теории и практики роста и развития экономики;
  • превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
  • сформировать глобальный и национальные рынки информационных услуг;
  • создавать и поддерживать всевозможные базы ресурсов, к которым возможен сравнительно не дорогой, а порой и бесплатный доступ;
  • повысить эффективность обучения и уровень образования;
  • повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в компаниях, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

1.3 Выводы по главе

Итак, в данной главе нами рассмотрено понятие информационного ресурса, его виды и классификация. Установлено, что информационные ресурсы могут располагаться как на локальном компьютере, так и в сети, в том числе и в глобальной сети Интернет. Далее, на примере ООО «Элегия», будут рассмотрены методы хранения и использования информационных ресурсов предприятия, а также принципы получения к ним доступа сотрудниками фирмы.

2. Анализ информационных ресурсов ООО «Элегия»

2.1 Краткая характеристика предприятия

В качестве объекта исследования в рамках данной курсовой работы было использовано предприятие Общество с ограниченной ответственностью «Элегия».

Предприятие ООО «Элегия» относится к торговым предприятиям, в частности его основной деятельностью является оптовая и розничная торговля через агентов, в том числе прочими машинами и оборудованием, а также дополнительной деятельностью предприятия является производство электрических машин и электрооборудования, в частности электродвигателей, генераторов и трансформаторов.

В рамках устава организации определенно, что главная цель его функционирования заключается в получении прибыли, которая в дальнейшем используется на различные нужды Общества. Для достижения данной цели соответственно предприятию необходимо выполнять ряд немаловажных задач, которые определенны его основной деятельностью.