Файл: Оценка эффективности организационной структуры ( на примере АО «Ленгазспецстрой).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

1.1 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА

1.1.1 ПОНЯТИЕ «ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ»

1.1.2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

1.2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА

1.2.1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

2. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

АО «ЛЕНГАЗСПЕСТРОЙ»

2.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ

2.2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.3 АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

2.3.1 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА АО «ЛЕНГАЗСПЕЦСТРОЙ»

2.3.2 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ И ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

2.3.3 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ АО «ЛГСС»

2.3.4 ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА АО «ЛГСС»

2.3.5 РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

2.4 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала = Выручка от реализации продукции / Средняя стоимость собственного капитала за период[19]

Таблица 2.25

Показатели оборачиваемости собственного капитала

Наименование показателя

2015

2014

2013

Выручка, тыс. руб.

41 483 074

33 952 614

36 896 351

Среднегодовая величина собственного капитала, тыс. руб.

1849552,5

1977054

2027058,5

Коэффициент оборачиваемости

22,406

18,376

17,516

Период оборота, дни

16

19

20

Исходя из данных таблицы, видно, что значения показателя возрастали в течение трёх лет. Это говорит о том, что предприятие стало меньше зависеть от заёмных средств и стало интенсивней использовать собственный капитал.

2.4 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность предприятия комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Формула рентабельности:

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка

Рентабельность активов — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Это один из финансовых коэффициентов, который входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль. Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств.

Рентабельность собственного капитала – показатель чистой прибыли в сравнении с собственным капиталом организации. Это важнейший финансовый показатель отдачи для любого инвестора, собственника бизнеса, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал. Рентабельность собственного капитала определяет эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств. Формула коэффициента рентабельности собственного капитала представляет собой отношение чистой прибыли предприятия к собственному капиталу:


Коэффициент рентабельности собственного капитала = Чистая прибыль/Собственный капитал

Общая рентабельность предприятия (ресурсная, производства). Является одним из ключевых показателей оценки деятельности. Владельцы компании, инвесторы и кредиторы в первую очередь ориентируются на него. Общая рентабельность растет, если снижаются издержки производства, улучшается качество продукции, а также когда увеличиваются цены на продаваемые товары и оказываемые услуги. Общая рентабельность продаж показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам.

Все данные по расчётам рентабельности предприятия представлены в таблице 2.27:

Таблица 2.27

Показатели рентабельности предприятия

Наименование показателя

2015

2014

2013

Выручка, тыс. руб.

41 483 074

33 952 614

36 896 351

Себестоимость, тыс. руб.

40 710 740

33 070 220

36 152 889

Валовая прибыль, тыс. руб.

772 334

882 394

743 462

Прибыль от продаж, тыс. руб.

432 352

555 968

387 714

Чистая прибыль, тыс. руб.

118 958

170 153

57 637

Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб.

25 781 094

25 415 167,5

30 597 191,5

Рентабельность продаж, %

1,042

1,637

1,051

Рентабельность активов, %

0,461

0,669

0,188

Общая рентабельность, %

0,003

0,005

0,002

Рентабельность собственного капитала, %

0,027

0,039

0,013

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли от продаж приходится на 1 рубль реализованной продукции, т.е. чем выше данный показатель, тем лучше для предприятия. Наибольшее значение показателя по данным таблицы 2.21 приходится на 2014 год (1,637 %), а данные 2013 и 2015 года почти не отличаются друг от друга (1,042 и 1,051 %% соответственно). То есть, предприятию необходимо наращивать темпы продаж, снижать затраты на управленческие и коммерческие расходы с тем, чтобы увеличить прибыль от продаж.

Рентабельность активов показывает эффективность использования всего имущества организации. По получившимся данным наибольшее значение у показателя за 2014 год – 0,669 %, что на 0,511 % больше показателя за 2013 год и на 0,208 % аналогичного результата за 2015 год. Т.е., наметился рост данного показателя, поскольку данные 2014 и 2015 гг. выросли на 255,85 и 145,21 %% соответственно по сравнению с базисным периодом.


Общая рентабельность, как и рентабельность собственного капитала, снизилась по сравнению с прошлым годом. В случае с рентабельностью собственного капитала, снижающийся показатель говорит нам о том, что снизилась величина прибыли, которую получила предприятие на единицу стоимости собственного капитала. Снижение общей рентабельности показывает небольшое снижение общей эффективности предприятия и эффективного использование имеющихся ресурсов.

Проанализировав деловую активность и рентабельность предприятия АО «Ленгазспецстрой» по каждому аспекту можно сделать вывод, что предприятие нуждается в принятие ряд мер по улучшению своих показателей. Из анализа видно, что кредиторская задолженность остаётся практически неизменной в течение трёх лет. Тогда как дебиторская задолженность растёт. Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в текущих активах свидетельствует о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям и об увеличении объема продаж, а также о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Предприятию следует пересмотреть свою политику и сделать более жёсткой для покупателей, которые длительное время не оплачивают свои счета, так как просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли.

Что касается активов, то коэффициент оборачиваемости вырос, а период оборот снизился, что говорит о том, что предприятие стало эффективней использовать все имеющиеся у неё ресурсы. Если коэффициент оборачиваемости вырос, то и продажи, соответственно, тоже выросли, что, безусловно, является положительной тенденцией для предприятия.

Руководству предприятия АО «Ленгазспецстрой» стоит обратить внимание на снижение прибыли и общей эффективности использования ресурсов. Рентабельности продаж по сравнению с 2013 годом остался практически неизменным. Естественно, это нельзя оценить положительно для предприятия, т.к. желательно, чтобы данный коэффициент рос. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Для повышения данного показателя предприятие может снизить коммерческие и управленческие расходы, как уже было сказано выше, а также повысить уровень доходности. Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация должна ориентироваться на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен на продукцию и услуги, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции и услуг.


Показатель рентабельности активов меньше нуля, что показывает низкую финансовую отдачу от использования активов предприятия. АО «Ленгазспецстрой» неэффективно использует ресурсы, и работает себе в убыток, тогда как с её возможностями может увеличивать прибыль с каждым годом. Предприятию стоит уменьшить расходы на строительно-монтажные работы, уменьшить незавершенной производство.

В целом, предприятие финансово эффективно. Оно увеличивает с каждым годом показатели оборачиваемости, эффективней использует средства, с каждым годом уменьшает зависимость от заёмных средств и увеличивает зависимость от собственного.

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

Анализ деловой активности занимает важное место в финансово-экономическом анализе предприятия. Основным инструментом для оценки эффективности использования ресурсов предприятия в условиях нестабильной экономики является оценка и анализ деловой активности предприятия, с помощью которого можно объективно оценить результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия и определить перспективы его развития. От объективности и точности оценки и оптимизации деловой активности предприятия зависит качество важных и ответственных управленческих решений, которые позволяют не приспосабливаться к изменениям на рынке, а активно реагировать и влиять на рыночную ситуацию, постоянно меняется.

В ходе работы было обнаружено следующее:

  1. увеличение дебиторской задолженности, и, соответственно, уменьшение коэффициента оборачиваемости;
  2. увеличение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности;
  3. коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности вырос, но пока кредиторская задолженность на порядок выше дебиторской;
  4. относительное увеличение производственных запасов и незавершенного производства, из-за увеличения коэффициент оборачиваемости;
  5. по сравнению с прошлым годом предприятие стало эффективней использовать собственный капитал и меньше заёмный;
  6. снизилась рентабельность продаж и активов.

В процессе работы была дана оценка деловой активности предприятия. Здесь было отмечено, что:

  1. предприятие работает прибыльно;
  2. предприятие стало быстрее рассчитываться со своими поставщиками;
  3. предприятие эффективно использует имеющиеся у них активы;
  4. отдача от использования оборотных средств увеличивается.

Приняв во внимание выявленные в ходе анализа негативные явления, можно дать некоторые рекомендации по улучшению состояния предприятия:

  1. принять меры по снижению кредиторской и дебиторской задолженности;
  2. сократить финансовый цикл;
  3. сократить операционный цикл;
  4. наращивать темпы продаж;
  5. сократить управленческие и коммерческие расходы;
  6. повышение использование имеющихся средств.

Проведенный анализ деловой активности служит основным источником для формирования выводов об уровне данной активности предприятия и соответственно для формирования рекомендаций для преодоления проблемных ситуаций.

Для снижения оборачиваемости оборотных активов предлагается снизить стоимость запасов сырья и материалов, готовой продукции и незавершенного производства на 15%. Данная мера также необходима для предотвращения залеживания скоропортящихся товаров и уменьшению просроченной продукции.

В 2015 году на предприятии было 6 077 634 тыс. руб. запасов, и коэффициент оборачиваемости активов равен 1,627. В 2016 году сумма запасов составит 5 165 989 тыс. руб., и коэффициент оборачиваемости будет равен 0, 828, а коэффициент оборачиваемости запасов увеличится до 7,37 или 49 дней.

Рассмотрим случай уменьшения дебиторской задолженности краткосрочного характера, например, на 15% и снижения кредиторской задолженности на 10%.

В 2015 году дебиторская задолженность составила 13 472 391 тыс. руб., снижении её стоимость составит 11 451 532 тыс. руб. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности составит 3,32 или 110 дней, он увеличился относительно прошлого года.

На 2015 года кредиторская задолженность составила 18 610 931 тыс. руб., в 2016 году кредиторская задолженность составит 16 749 838. Коэффициент оборачиваемости увеличился на 0,11 и составит 2,34 или 156 дней.

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности вырос и составляет 0,844. Кредиторская задолженность превышает дебиторскую примерно на 10%. Это говорит нам о финансовой устойчивости предприятия.

Операционный цикл – это промежуток времени, в течение которого текущие (оборотные) активы компании совершают полный оборот. Величина операционного цикла получается путём сложения периода оборота дебиторской задолженности в днях и периода оборота запасов и затрат. Тогда операционный цикл будет равен в 2016 году 159 дней, что на одиннадцать дней меньше, чем в 2015 году. Уменьшение длительности операционного цикла увеличивает активность и интенсивность использования дебиторской задолженности и запасов, это является индикатором роста эффективности управления и улучшения финансового состояния предприятия.