Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретические основы формирования и распределения прибыли).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ
1.2 Политика получения прибыли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «СИГМА»
2.1 Общая характеристика ООО «Сигма»
2.2 Оценка эффективности финансово-экономической деятельности ООО «Сигма»
Приведем алгоритм расчета факторного анализа прибыли.
Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации товаров:
∆Р = Р1– Р0, (1)
где, P1, – прибыль отчетного года;
P0, – прибыль базисного года.
∆Р = 682 тыс. руб.
Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованные товары (∆Р1):
∆Р1 = Nр1 – Nр1,0 = Σ р1φ1 – Σ р0φ1, (2)
где, Nр1 = Σ р1φ1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
р1 – цена товара в отчетном году;
φ – количество товаров;
Nр1,0 = Σ р0φ1 – реализация в отчетном году в ценах базисного года;
р0 – цена товара в базисном году.
∆Р1 = 46865 – 40170 = 6695 тыс.руб.
Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров объема товаров в оценке по плановой (базовой) себестоимости (∆Р2):
∆Р2 = Р0 * К1 – Р0 = Р0 * (К1 – 1), (3)
где, Р0 – прибыль базисного года;
К1– коэффициент роста объема реализации товаров:
К1 = S1,0 / S0, (4)
где, S1,0 – фактическая себестоимость реализованных товаров за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 – себестоимость базисного года (периода).
∆Р2 = –1535*(35668/34625–1) = –46,24 тыс.руб.
Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3). Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости:
∆Р3 = Р0 * (К2 – К1), (5)
где, К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:
К2 = N1,0 / N0, (6)
где, N1,0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 – реализация в базисном периоде.
∆Р3 = –1535*(40170/38995 – 35668/34625) = –0,01 тыс.руб.
Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров (∆Р4). Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью. В данном случае это влияние составило:
∆Р4 = S1,0 – S1, (7)
где, S1,0 – себестоимость реализованных товаров отчетного периода в ценах и условиях базисного периода.
S1 – фактическая себестоимость реализованных товаров отчетного периода.
∆Р4 = 35668–46194 = –10526 тыс.руб.
Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆Р5) исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:
∆Р5 = S0 * К2 – S1,0, (8)
∆Р5 = 34625* 40170/38995 – 35668 = 0,32 тыс.руб.
Влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7) составит:
∆Р6 + ∆Р7 = 2560 + 1999 = 4559 тыс.руб.
На основе таблицы 6 производится расчет влияния на прибыль от реализации таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; транспортных расходов; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Приведём формулы для расчета данных показателей.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период:
∆Р = 6 695–46,24+–0,01–10 526+0,32–4 559 = 682 тыс.руб.
Завершим анализ сопоставлением влияния каждого фактора на прибыль от реализации товаров, для чего составим таблицу 5.
Таблица 5 - Факторы, воздействующие на прибыль ООО «Сигма»
Абсолютная величина тыс. руб. |
|
ΔP1 |
6 695 |
ΔP2 |
-46,24 |
ΔP3 |
-0,01 |
ΔP4 |
-10 526 |
ΔP5 |
0,32 |
ΔP6+ΔP7 |
4 559 |
Абсолютная сумма отклонений |
682 |
Данная таблица демонстрирует более наглядно какие именно факторы наиболее значительно влияют на прибыль от реализации. Сопоставив величину каждого фактора делаем вывод о том, более всего на прибыль влияет изменений отпускных цен на реализованные товары (∆Р1), перерасход от увеличения себестоимости товаров (∆Р4) и влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7). Следовательно на данные факторы следует обратить особое внимание.
Не значительными факторами для прибыли предприятия являются изменение в объёме товаров в оценке по плановой (базовой) себестоимости (∆Р2) и изменение в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3), а также экономия от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров.
Таким образом, в ООО «Сигма» имеет проблемы в первую очередь с размером прибыли, что указывает на неэффективное использование ресурсов. Данные тенденции являются отрицательными.
Механизм распределения прибыли в ООО «Сигма» должен строится таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т. д.
Эффективное использование прибыли в ООО «Сигма» возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов.
Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации товаров, уменьшения затрат на их реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенствование структуры реализуемых товаров. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Блок-схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Блок-схема подсчета резервов роста прибыли предприятия
Предложением для увеличения прибыли является сокращение арендных расходов ООО «Сигма» за счет предоставления в субаренду пустующих помещений организации.
На территории ООО «Сигма» имеются пустующие помещения. Площадь в размере 200 м2 можно также использовать в целях получения дополнительной прибыли. Необходимо эффективно воспользоваться ими на условиях договора субаренды при согласии собственника помещений.
Ещё один вариант повышения прибыли – это факторинг.
Факторинг – это комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.
Основная задача факторинга – обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.
Для осуществления факторинговых операций ООО «Сигма» предлагается заключить с коммерческим банком договор о финансировании под уступку права требования до 2017 г., по которому ООО «Сигма» обязуется передать банку право требования дебиторской задолженности поставщиков по оказанным им услугам, а банк – выплатить ООО «Сигма» денежную сумму в размере 90 % от суммы финансирования в качестве первого платежа и произвести окончательный расчет по факту поступления денежных средств от дебиторов за вычетом затрат на осуществление факторинга.
Таблица 6 - Расчет эффективности применения факторинга в ООО «Сигма», тыс. руб.
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Откл. (+, -) |
|
Без факторинга |
С использованием факторинга |
||
1. Дебиторская задолженность, подлежащая факторингу |
2477 |
2477 |
0 |
2. Получено 90 % от дебиторской задолженности от банка |
0 |
2229,3 |
2229,3 |
3. Затраты на факторинг |
0 |
19,22 |
19,22 |
4. Расчет произведен полностью (п. 1 – п. 2 – п. 3) |
2477 |
228,48 |
-2248,52 |
5. Потери от инфляции (0,81 %) |
20 |
1,85 |
-18,15 |
6. Потери от отсутствия возможности инвестировать денежные средства в развитие компании (9,45 % годовых) |
50 |
0 |
-50 |
7. Итого сумма расходов и потерь (п. 3 + п. 5 + п. 6) |
70 |
21,07 |
-48,93 |
8. Финансовый результат от управления дебиторской задолженностью (п. 1 – п. 7) |
2407 |
2455,93 |
48,93 |
9. Выручка от реализации |
46865 |
46913,93 |
48,93 |
Таким образом, предложенные мероприятия дадут ООО «Сигма» положительный экономический эффект (повышение выручки, рост прибыли от реализации и чистой прибыли, увеличение рентабельности, увеличение маржинального дохода, снижение точки безубыточности и увеличение силы воздействия операционного рычага).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важных показателей финансового результата является полученная прибыль или убыток. Механизм формирования, распределения и использования прибыли затрагивает интересы всех субъектов отношений: государства, собственников фирмы, ее высшего менеджмента и персонала, а также интересы держателей мелких пакетов акций (если оно имеет форму корпорации), партнеров и различных кредиторов. Данная особенность позволяет представлять прибыль как наиболее важный показатель деятельности предприятия. С позиции же самого предприятия, значение прибыли состоит в том, что она, являясь конечным финансовым результатом его деятельности, в рыночных условиях выступает основным источником финансирования расширенного воспроизводства ресурсов, его производственного и социального развития. С целью эффективного управления прибылью важным является в первую очередь значение видов прибыли и факторов, влияющих на каждый из них.
Величина прибыли характеризует абсолютную доходность производства, но не дает представления об эффективности работы предприятий, для характеристики их относительной доходности (степени прибыльности), а также конкурентоспособности производства товаров и услуг, используются показатели рентабельности. Все показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат (соотношение доходов на единицу расходов). Полученные значения рассчитанных коэффициентов отражают факторную среду формирования прибыли предприятия, что указывает на обязательное их рассмотрение при проведении анализа финансовых результатов деятельности.
Курсовая работа была выполнена на материалах ООО «Сигма». Деятельность предприятия осуществляется в сфере оптовой торговли овощной продукцией, семян и рассады.
Проведенный анализ финансовых результатов, свидетельствует о росте выручки от реализации в 2017 г. на 20%. Такой значительный рост выручки связан с привлечением новых покупателей и заказчиков, а также с расширением ассортимента реализуемых товаров. Вместе с увеличением продаж наблюдается и рост себестоимости продукции. Однако себестоимость растет более высокими темпами, чем выручка. В связи с этим, валовая прибыль на конец периода значительно ниже уровня предыдущего года: в 2016 г. снижение составило 56%, в 2017 г. – 84%.
Положительным фактором является снижение прочих расходов. Тем не менее, прочие расходы в два раза выше прочих доходов, что привело к тому, что ООО «Сигма» в 2016–2017 гг. получило убытки по результатам деятельности. Поэтому налог на прибыль в этот период не выплачивается.