Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретические основы формирования и распределения прибыли).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ
1.2 Политика получения прибыли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «СИГМА»
2.1 Общая характеристика ООО «Сигма»
2.2 Оценка эффективности финансово-экономической деятельности ООО «Сигма»
Общество с ограниченной ответственностью «Сигма» является коммерческой организацией в виде хозяйственного общества и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ, ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» и действующим законодательством РФ.
ООО «Сигма» является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.
Уставный капитал ООО «Сигма» сформирован денежными средствами, вносимыми учредителем, и на 31.12.2017 г. составляет 510 000 руб. (пятьсот десять тысяч).
Основным видом деятельности согласно ОКВЭД является 51.3 «Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями».
Деятельность предприятия осуществляется в сфере оптовой торговли овощной продукцией, семян и рассады.
Организационная структура ООО «Сигма» представлена на рисунке 1.
Генеральный директор
Заместитель генерального директора
Исполнительный директор
Главный бухгалтер
Коммерческий директор
Отдел закупок
Бухгалтерия
Оптовый отдел
Рисунок 1 - Организационная структура управления ООО «Сигма»
Организационная структура ООО «Сигма» подразделяется на отделы. Основными из них являются:
Отдел закупок состоит из нескольких подразделений, каждая из которых, в зависимости от специфики работы, выполняет только ей присущие функции.
Основные функции отдела закупок: поддержание стандартов обслуживания потребителя; управление закупками; транспортировка; управление запасами; управление процедурами заказов; ценообразование.
Главная задача отдела закупок обеспечить наличие нужного товара в заданном количестве в необходимом состоянии, в нужном месте в определенное время и по приемлемой цене при минимальных для предприятия издержках.
Бухгалтерия ООО «Сигма» осуществляет бухгалтерский учет хозяйственной деятельности компании, занимается сбором, регистрацией и обобщением информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах компании и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
В соответствии с законодательством, бухгалтерия является отдельным структурным подразделением хозяйствующего субъекта, её начальник (главный бухгалтер) подчиняется непосредственно руководителю предприятия.
Рациональность организации учёта во многом зависит от правильности определения структуры бухгалтерского аппарата.
Организационная структура бухгалтерии представлена на рисунке 2.
Главный бухгалтер
Бухгалтер по учету заработной платы
Инспектор по кадрам
Бухгалтер по учету расчетов с поставщиками
Рисунок 2 - Организационная структура бухгалтерии ООО «Сигма»
Оптовый отдел (или отдел продаж) занимается непосредственно работой с клиентами. Отдел не является самостоятельным подразделением предприятия и осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с другими подразделениями.
Отдел возглавляет исполнительный директор, который несет персональную ответственность за выполнение задач, стоящих перед отделом.
Данная организационная структура соответствует размеру и специализации торгового предприятия ООО «Сигма».
2.2 Оценка эффективности финансово-экономической деятельности ООО «Сигма»
Источником информации для оценки и анализа основных показателей деятельности ООО «Сигма» является бухгалтерская отчетность организации.
Таблица 1 - Анализ основных показателей финансово – хозяйственной деятельности ООО «Сигма» за 2015 – 2017 гг.
Показатель |
Значение показателя |
Темп изменения, % |
|||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
к 2016 г. |
к 2017 г. |
|
Выручка от реализации товаров, тыс. руб. |
46089 |
38995 |
46865 |
84,6 |
120,2 |
Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб. |
35982 |
34625 |
46194 |
96,2 |
133,4 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
10107 |
4370 |
671 |
43,2 |
15,4 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
2904 |
(1535) |
(851) |
- |
- |
Численность персонала, чел. |
39 |
40 |
40 |
102,5 |
100,0 |
Величина основных средств, тыс. руб. |
32816 |
34730 |
36957 |
105,8 |
106,4 |
Величина оборотных активов, тыс. руб. |
41590 |
42469 |
42275 |
102,1 |
99,5 |
Согласно данным таблицы 1 в период 2015 - 2017 гг. выручка от реализации товаров ООО «Сигма» увеличился с 46089 тыс. руб. до 46865 тыс. руб., т.е. незначительно, что произошло, скорее всего, не за чет за счет роста объем продаж, а за счет роста цен на реализуемые товары.
Себестоимость товаров в 2015 г. составила 35982 тыс. руб., а в 2017 г. она увеличилась до 46194 тыс. руб., это было вызвано повышением покупной цены на товары. Следует отметить, что темпы роста себестоимости продукции превышают темпы реализации – это отрицательная тенденция для ООО «Сигма».
Конечным финансовым результатом деятельности ООО «Сигма» является чистая прибыль. В 2015 г. предприятие получило прибыль в размере 2904 тыс. руб., но в 2016 – 2017 гг. наблюдается убыточная деятельность.
Показатели оценки эффективности финансово-экономической деятельности ООО « Сигма» за 2015 – 2017 гг. приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Оценка эффективности финансово-экономической деятельности ООО « Сигма» за 2015 – 2017 гг.
Показатель |
Значение показателя |
Изменение (+,-) |
|||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
в 2015 г. |
в 2016 г. |
|
Фондоотдача, тыс. руб. |
1,4 |
1,1 |
1,3 |
-0,3 |
+0,2 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, обор. |
1,1 |
0,9 |
1,3 |
-0,2 |
+0,4 |
Рентабельность продаж, % |
21,9 |
11,2 |
1,4 |
-10,7 |
-9,8 |
Рентабельность (убыточность) основной деятельности, % |
6,3 |
(3,9) |
(1,8) |
-10,2 |
+2,1 |
Фондоотдача основных фондов показывает объем продаж товаров, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов. Фондоотдача в 2015 г. составила 1,4 тыс. руб., в 2016 г. ее значение снизилось до 1,1, а в 2017 г. увеличилась на 0,2 тыс. руб. по сравнению с 2016 г. Фондоотдача основных фондов в течение 2015 – 2017 гг. имеет тенденцию к снижению, что свидетельствует о неэффективности использования основных средств торгового предприятия.
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала характеризует размер объема выручки от реализации товаров в расчете на 1 рубль оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2015 г. составил 1,1, уменьшился в 2016 г. до 0,9, а в 2017 г. составил 1,3. В исследуемом периоде оборотные активы чуть больше 1 раза за год оборачивались, что свидетельствует о нерациональности и неэкономности использования оборотных средств, замедлении темпов развития торгового предприятия.
В исследуемом периоде рентабельность продаж снизилась с 21,9 % до 1,4 % за счет снижения прибыли от продаж, что свидетельствует о снижении доходности продаж торгового предприятия. В 2017 году продажа товаров стала нерентабельной. Это свидетельствует о том, что деятельность ООО «Сигма» была неэффективной и убыточной.
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Сигма»
Для полного анализа эффективности деятельности предприятия целесообразно провести анализ его прибыли. Целью проводимого анализа является получение объективной оценки прибыли предприятия, а также его рентабельности для формирования рекомендаций по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Проведем анализ состава, и динамики всех видов прибыли в ООО «Сигма» за период 2015-2017 гг. при помощи горизонтального (абсолютные отклонения) и вертикального (удельный вес) анализа.
За 2015 - 2017 гг. наблюдаются следующие изменения выручки от продажи продукции. В 2016 г. выручка от реализации снижается на 15%, в 2017 г. можно отметить ее рост на 20,18%. Такой значительный рост выручки связан с привлечением новых покупателей и заказчиков, а также с расширением ассортимента реализуемой продукции.
Таблица 3 - Формирование финансового результата ООО «Сигма» за 2015 – 2017 гг., тыс. руб.
Наименование показателя |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Изменения (+,–) |
Темп роста,% |
||
2016 г. / 2015 г. |
2017 г. / 2016 г. |
2016 г./ 2015 г. |
2017 г./ 2016 г. |
||||
Выручка от продажи товаров |
46 089 |
38 995 |
46 865 |
-7 094 |
7 870 |
84,61 |
120,18 |
Себестоимость проданных товаров |
35 982 |
34 625 |
46 194 |
-1 357 |
11 569 |
96,23 |
133,41 |
Валовая прибыль |
10 107 |
4 370 |
671 |
-5 737 |
-3 699 |
43,24 |
15,35 |
Коммерческие, управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прибыль (убыток) от продаж |
10 107 |
4 370 |
671 |
-5 737 |
-3 699 |
43,24 |
15,35 |
Прочие доходы |
5 263 |
1 427 |
1 371 |
-3 836 |
-56 |
27,11 |
96,08 |
Прочие расходы |
12 466 |
7 332 |
2 893 |
-5 134 |
-4 439 |
58,82 |
39,46 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
2 904 |
(1 535) |
(851) |
-4 439 |
684 |
-52,86 |
55,44 |
Налог на прибыль |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Чистая прибыль (убыток) отчетного года |
2 904 |
(1 535) |
(851) |
-4 439 |
684 |
-52,86 |
55,44 |
Вместе с увеличением продаж наблюдается и рост себестоимости продукции. Однако себестоимость растет более высокими темпами, чем выручка. В связи с этим, валовая прибыль на конец периода значительно ниже уровня предыдущего года: в 2016 г. снижение составило 56,76% (100 - 43,24 %), в 2017 г. – 84,65 % (100 - 15,35 %). Удельный вес себестоимости в выручке от реализации увеличился с 78,07 % в 2015 г. до 98,57 % в 2017 г.
Коммерческие, управленческие расходы отсутствуют, так как все затраты согласно учетной политики организации, учитываются на себестоимость проданных товаров. Поэтому прибыль от продаж по сумме совпадает с валовой прибылью.
Положительным фактором является снижение прочих расходов в 2016 г. на 41,18 %, в 2017 г. – на 60,54 %. Тем не менее, прочие расходы в два раза выше прочих доходов, что привело к тому, что ООО «Сигма» в 2017 г. получило убытки по результатам деятельности в 2016 г. на сумму 1 535 тыс. руб., в 2017 г. – 851 тыс. руб. Поэтому налог на прибыль в этот период не выплачивается.
Анализ использования прибыли на анализируемом предприятии позволяет сделать вывод, что в 2016 – 2017 гг. деятельность предприятия была убыточной. Поэтому, изыскивая пути увеличения чистой прибыли, данному предприятию необходимо в первую очередь обратить внимание на факторы, отрицательно влияющие на формирование ее величины.
Таким образом, на конец изучаемого периода деятельность предприятия является убыточной. Рекомендуется принимать меры с целью повышения прибыльности предприятия.
2.4 Расчет факторов, влияющих на прибыль ООО «Сигма»
Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других.
Проведение факторного анализа прибыли от продаж позволит нам оценить резервы повышения эффективности производства и сформулировать управленческие решения по неиспользованным производствам факторам.
Для проведения факторного анализа используется необходимая информационная таблица 4, исходные данные которой позволяют рассчитать влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции.
Таблица 4 - Показатели необходимые для расчета факторов, влияющих на прибыль
Слагаемые прибыли |
2016 г. (базисный) |
2017 г. (отчётный) |
|||||
Факти-ческие данные в ценах базисного периода, тыс.руб. |
Цена, кг |
Коли-чество, кг |
Факти-ческие данные по отчету, тыс.руб. |
Цена, кг |
Коли-чество, кг |
В отчётном периоде по ценам базисного периода, тыс.руб. |
|
Реализация товаров в отпускных ценах предприятия |
38 995 |
7,5 |
5 199 |
46 865 |
8,75 |
5 356 |
40 170 |
Полная себестоимость товаров |
34 625 |
6,66 |
5 199 |
46 194 |
8,62 |
5 356 |
35 668 |
Прибыль |
-1 535 |
-853 |