Файл: Менеджмент профессионального спортивного клуба и спортивного лиги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 2035

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3. Менеджмент профессиональной лиги

Профессиональные спортивные лиги объединяют профессиональные (нелюбительские) спортивные клубы и (или) команды по виду спорта, по поручению и согласованию с Общероссийской спортивной федерацией. Лиги организует и проводит клубные соревнования, координирует спортивную и организационно- управленческую деятельность нелюбительских футбольных клубов и другие отношения между ними, а также осуществляет иную деятельность в соответствии с действующим законодательством, уставами международных федерации по виду спорта и другими регламентирующими документами физкультурно-спортивных организаций. Структура управления спортивной федерации.

Тема 4 Особенности организации коммуникационного процесса в спортивной лиге 

Понятие и особенности спортивной коммуникации

       В любой сфере деятельности индивидов, групп и организаций (производственной, коммерческой, управленческой, творческой, спортивной и т.д.) существенную роль играет коммуникативный процесс, от которого во многом зависит успех или неуспех отдельных идей, действий, проектов и самой деятельности в целом. Коммуникация представляет собой сложный процесс взаимозависимых этапов, каждый из которых необходим для понимания получателем смыслов, заложенных в коммуникацию отправителем. Непродуманность действий, осуществляемых на каждом её этапе, может привести к частичной или полной потере смыслов и, как следствие, ухудшению результативности самой деятельности. Одна из задач связей с общественностью состоит в том, чтобы донести важность построения эффективных коммуникаций на разных уровнях деятельности.

       Слово «коммуникация» происходит от латинского «communico», обозначающего «делаю общим», «связываю», «общаюсь». Коммуникатор старается установить связь, общение с кем-либо. С позиции разных наук это понятие рассматривается в различных аспектах. Так, социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации, а в психологии термином «коммуникация» обозначают процессы обмена продуктами психической деятельности.


       А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как  информационный аспект общения. Г.Г. Почепцов книге «Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы»1.

       Однозначного  определения спортивной коммуникации также не выработано. На основании изученных материалов и исследований сформулируем наиболее общее понятие. Под спортивной коммуникацией подразумевается коммуникационный процесс в области профессионального спорта, основанный на производстве, распространении и потреблении спортивной информации и спорта как продукта массового потребления.

       В зависимости от критериев классификации, исследователи выделяют различные  типы коммуникации, для каждого из которых характерны свои цели и ожидаемый  результат, условия организации, а  также коммуникативные формы  и средства. От выбора вида коммуникационного взаимодействия зависит специфика осуществляемых отношений, использование жанра, коммуникативных средств и технологий, позволяющих получить планируемый результат, эффективно подготовиться к той или иной деятельности, разработать сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации.

       Спортивную  коммуникацию можно отнести к специализированному типу, поскольку она осуществляется в определённой сфере деятельности человека (спортивной) и приобретает специфические для этой сферы черты2. Стоит отметить, что спортивная коммуникация реализуется также как составная часть других разновидностей коммуникации, а некоторые типы коммуникаций воплощаются на базе спортивной (деловая, организационная, коммерческая, массовая и локальная, опосредованная и др.). Это связано с пересечением их функциональных признаков, а также с уже упомянутой массификацией сферы профессионального спорта и её трансформацией в бизнес-систему.

       Отдельно  стоит выделить деловую коммуникацию, представляющую собой способ организации и оптимизации того или иного вида деятельности (профессиональной, производственной, научной, коммерческой, политической и т.д.). Каждая конкретная профессиональная цель (в том числе, спортивная) требует своего содержания коммуникации. Деловая коммуникация выполняет следующие функции: инструментальную (социальный механизм управления); интегративную (объединение партнеров); самопрезентации (самоутверждение, самовыражение, демонстрация личностного потенциала); трансляционную (передача конкретных способов деятельности); социального контроля (регламентация поведения и деятельности); социализации (развитие навыков культуры делового общения); экспрессивную (эмоциональные переживания). «Для того чтобы деловая коммуникация была эффективной, необходимо знание всех компонентов, владение которыми обеспечивает коммуникативную компетентность»3.


       Спортивную коммуникацию можно определить как систему, построенную на совокупности коммуникативных отношений субъектов, непосредственно связанных со спортивной инфраструктурой и касающихся не только сферы спорта и СМИ, но и других сфер общественной жизни - экономической, социально-политической, культурной и др. Обратимся к отдельным аспектам, формирующим понятие спортивной коммуникации в рамках общей теории коммуникации.

       Прежде  всего, необходимо рассмотреть основных участников процесса. Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:

    1. Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
    2. Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов.
    3. Канал – средство передачи информации.
    4. Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

       Спортивные  коммуникации призваны в полной мере обеспечить активное взаимодействие между  всеми субъектами спортивной деятельности. В массовых спортивных коммуникациях выделяются четыре основные группы субъектов.

       I группа включает в себя широкий  круг участников спортивного  движения, (спортсмены, тренеры, представители  федераций и лиг, спортивные  судьи и т.д.), а также спортивные организации, чаще всего выступающие в роли источников исходной информации. Представители первой группы выступают в качестве коммуникаторов.

       Во II группу входят спортивные журналисты, представители пресс-служб, а также  учредители и руководство (редакторы) СМИ. Кроме того, это могут быть различные организации, представляющие интересы СМИ (редакции, медиагруппы, пресс-службы и т.д.) В рамках коммуникации они выступают в роли лиц, передающих спортивную информацию и характеризуются как каналы передачи сообщения.

       III группа состоит из представителей  спортивной аудитории и соответствующих  организаций (стихийных, на уровне  толпы и организованных - фанатских  движений и других форм), представляющих  собой адресатов, получающих спортивную  информацию.

       К IV группе относятся представители  и организации иных сфер общества (политики, спонсоры, инвесторы, экономисты, юристы, врачи и др.), напрямую не связанные со спортом, но оказывающие  влияние на его развитие. Эту группу можно считать специфической  для спортивной коммуникации, поскольку она не соотносится со стандартными элементами коммуникационного процесса, но играет неотъемлемую роль в осуществлении коммуникации. В первую очередь, представители группы выполняют организационные функции (как в обеспечении производства спортивного продукта, так и непосредственно коммуникации). Кроме того, это мотивационные, стратегические, а также функции осуществления обратной связи.


       Каждая  из выделенных субъектных групп имеет  определенные характеристики и оказывает  активное или пассивное воздействие на формирование массовой спортивной коммуникации.

       В процессе достижения целей спортивная коммуникация основывается на субъектных взаимоотношениях. Субъекты, участвующие  в процессе, взаимозависимы и равно  заинтересованы друг в друге, но в то же время может проявляться явное лидерство того или иного субъекта (спортивного, руководящего, политического, информационного), которое оказывает существенное влияние на развитие самого процесса.

       С точки зрения классификации, спортивная коммуникация интересует нас в первую очередь как коммуникация массовая, а также бизнес-коммуникация, поскольку именно в таких рамках осуществляется наиболее эффективное и актуальное PR-воздействие на аудиторию. Массовая коммуникация происходит в том случае, когда сообщение получает или использует численно большая, рассредоточенная аудитория, зачастую состоящая из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп. В отличие от межличностной коммуникации, устанавливающей непосредственный контакт между участниками взаимодействия с помощью межличностных средств общения, в массовой обмен информацией опосредуется техническими средствами коммуникации.

       Возрастание роли массовой спортивной коммуникации в современном обществе обусловлено  тем, что сегодня спорт занимает одно из ведущих мест в общественной системе и представляет собой «сферу социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившуюся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним»4.

       Важное  отличие «классического» спорта от современного состоит в том, что в XIX веке он был ориентирован в основном на самих спортсменов, а не на зрителей. «Широкой и влиятельной спортивной публики – «болельщиков» – тогда еще не было, а применительно к спортсменам не было понятия «выступление». Спорт был занятием, но не был представлением для публики, зрелищем. Последняя треть XIX века стала временем фундаментальных изменений не только в спорте, но во всех сторонах жизни Европы и Америки – в области промышленности, торговли и финансов, политики, социальной психологии, развлечений и искусства. Эти изменения принято описывать как урбанизацию, которая повлекла за собой формирование городской массовой культуры. Оказалось, что направление этих изменений совпало с возможностями, которые были заложены в самой природе спортивного состязания»5.


       После первой мировой войны спорт радикально изменился. Массовый спорт в СССР спорт стал предметом государственного интереса, заботы и обеспечения. Вне  страны Советов спорт стал частью массовой коммерческой культуры.

         В настоящее время профессиональный  спорт прочно и основательно  вступает в сферу рыночных  отношений. В западных странах  и в Соединённых штатах Америки  сфера профессионального спорта  в большей своей части коммерциализирована,  и все её аспекты, в том числе и коммуникативные, призваны решать экономические функции (в конечном счёте, повышение прибыли). В России организация профессионального спорта и система массовых спортивных коммуникаций в своём развитии во многом опирается на предпосылки, заложенные в советский период, и не соответствует общественным потребностям. Однако, следуя тенденциям современного общества и принципам рыночной экономики, она «постепенно превращается из централизованной и командно-административной системы в децентрализованную и демократическую»6. Изменения в первую очередь затрагивают структурно-организационный аспект создания спортивного продукта, а именно Федерации, лиги и клубы как основные формы организаций, объединяющих участников сферы профессионального спорта.

       Профессиональные спортивные организации переходят «от отчуждённых от личности институтов к формам, соответствующим индивидуальным потребностям человека»7, целью чего является не только популяризация спорта и здорового образа жизни, на что прежде была направлена спортивная коммуникация, а получение прибыли из ранее исключительно дотационной сферы – профессионального спорта. Проявляется это, прежде всего, в передаче Федерациями прав на проведение регулярных национальных чемпионатов лигам, а также повышением экономической мотивации спортивных клубов. На Западе и в США этот процесс давно приобрёл массовый характер: лиги и клубы в большинстве видов спорта (хоккей, баскетбол, бейсбол, футбол) представляют собой сформированные бизнес-структуры с отлаженной системой коммуникаций как внутренних, так и внешних. В России вопрос необходимости коммерциализации спорта остро встал лишь в последние 3-4 года.

       Ориентация  профессионального спорта и спортивной коммуникации на потребности аудитории  с точки зрения бизнеса означает, в первую очередь, особое позиционирование продукта, использование соответствующих технологий продвижения и информирования, а также специфического способа подачи продукта аудитории. Перечисленные позиции долгое время относились исключительно к функционалу спортивных клубов, в то время как экономическая составляющая бизнеса и структурные особенности требуют интегрированного подхода и грамотного маркетингового и PR-сопровождения спорта.