Файл: Менеджмент профессионального спортивного клуба и спортивного лиги.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 2038
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
История профессионального спорта
Тема 1. Стратегия развития спортивной организации
Тема 2. Менеджмент спортивной федерации
Тема 3. Менеджмент профессиональной лиги
Тема 4 Особенности организации коммуникационного процесса в спортивной лиге
Ведение
Спорт и физическая культура функционируют в современной России форме множества разнообразных физкультурных и спортивных организаций. Это прежде всего клубы профессионального спорта, как, например, футбольный и хоккейный клубы "Спартак" и "Динамо", клубы для любительского, рабочего спорта, как, например, спортивные клубы "Москвич" или "ЗИЛ" и т. н. Всем, кто интересуется физической культурой и спортом, и даже тем, кто далек от них, хорошо знакомы названия и таких спортивных организаций, как детско-юношеская спортивная школа, фитнес-клуб, физкультурно-оздоровительный центр, спортивный комплекс, плавательный бассейн, федерация хоккея, российский футбольный союз и т.д.
В целом в России работу по физической культуре и спорту сейчас проводят около 100 тыс. различных организаций физкультурно-спортивной направленности. Руководителям и персоналу этих организации ежедневно приходится решать широкий круг самых разнообразиях вопросов и проблем - от очистки и заливки ледовых площадок до проведения грандиозных спортивно-зрелищных мероприятий - таких, например, как чемпионаты мира и Олимпийские игры. Выражаясь профессиональным языком, руководителям и персоналу всех спортивныx организаций приходится заниматься менеджментом.
Спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях
История профессионального спорта
Впервые можно встретить упоминание о профессиональном спорте и спортсменах в записях о древнегреческих Олимпийских играх. За их длительную, богатую и захватывающую историю состоялось 293 спортивных праздника. Профессиональные атлеты начинают принимать участие в древнегреческих Олимпийских играх в IV в. до н.э. Основными видами спорта или, как их называли на тот момент, состязательных упражнений были силовая борьба и кулачный бой, которые заканчивались полным изнеможением одного из противников. Условия соревнований профессионалов были тяжелыми и жестокими, были разрешены любые ужасающие приемы, вплоть до выдавливания глаз. Становясь более профессиональным, олимпийские игры в Древней Греции терпят значительные изменения: в состязаниях начинают участвовать иностранцы, как правило, профессиональные спортсмены, и представители самых бедных сословий, победители получали денежные вознаграждения. В связи с сильным упадком ранее могучей греческой цивилизации эпицентр профессионального спорта сместился в Римскую империю. Одни из первых состязаний борцов-профессионалов были проведены в Риме в 186 г. до н.э. В Древнем Риме спортсмены-профессионалы основывают организации - предшественники современных профсоюзов. Наиболее значимым и авторитетным стало «Товарищество атлетов, увенчанных победой на священных играх». Из людей, которые когда-то были профессионалами, сформировывается социальная группа - профессиональные тренеры. С каждым днем все больше прогрессирует методика проведения спортивных состязаний, техника спортсменов в соревновательных упражнениях совершенствуется, разрабатываются диеты, формируется лечебная гимнастика, разрабатываются новые методики тренировки спортсменов с учетом научных достижений того времени, включающей эффективные средства, методы, правила построения, рекомендации в виде специальных диет и средств восстановления. Развитие профессионального спорта привело к сужению специализации спортсменов, что способствовало улучшению результатов. Олимпийские игры и профессионализм спортсменов способствовал процессу проникновения греческой культуры в другие точки мира. Профессиональный спорт стремительно распространялся, принося с собой пропаганду физической культуры и спорта, привлекая молодежь в спортивные клубы.
Профессиональный спорт - часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату. Организационная структура профессионального спорта состоит из профессиональных спортивных лиг, ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по виду спорта; профессиональных спортивных клубов; спортивных команд и спортсменов-профессионалов, заключивших трудовые договоры (контракты) с профессиональными физкультурно-спортивными объединениями. В 2005 г. футбольный клуб ЦСКА выиграл Кубок УЕФА. Его успех в 2008 г. повторил Санкт-Петербургский «Зенит», который в том же году впервые в истории современной России смог выиграть Суперкубок, одолев победителя Лиги чемпионов «Манчестер Юнайтед» со счетом 2:1. В 2006 г. баскетбольный клуб ЦСКА стал лучшим в Европе. В 2007 г. российские теннисистки в третий раз за последние 4 года выиграли Кубок Федерации (сборная России становилась победительницей Кубка Федерации в 2004 и 2005 гг.), который считается неофициальным командным чемпионатом мира среди женщин. В 2007 г. чемпионами Европы стали российские баскетболисты и волейболистки, а женская сборная России по баскетболу выиграла золотые медали чемпионата мира. Футбольная сборная, преодолев сито отборочного турнира (для чего пришлось победить сборную Англии в Москве со счетом 2:1), вышла в финальную часть чемпионата Европы, где стала бронзовым призером. В 2008 г. Евролигу во второй раз выиграл баскетбольный ЦСКА, хоккейная сборная под руководством тренера В. Быкова после 15-летнего перерыва стала чемпионом мира, а в 2009 г. смогла повторить свой успех. В 2009 г. российские спортсмены завоевали 1-е командное место на Универсиаде в Сербии.
Процесс развития менеджмента профессионального спорта подвергается активному влиянию не только факторов внешней среды, но и сложившихся ранее и существующих в мире моделей профессионального спорта, которые, в свою очередь, испытывают воздействие внутреннего рынка, социальных ценностей, господствующих в обществе, исторических традиций и других факторов. Нельзя не учитывать и процесс интернационализации мирового спорта, в котором лидирующую роль играет США. В табл. 1 представлены данные сравнительного анализа различных моделей менеджмента профессионального коммерческого спорта (на примере игровых видов).
Таблица 1
Сравнительный анализ американской, европейской и российской моделей менеджмента профессионального коммерческого спорта
Характеристики модели |
США |
Европа |
Россия |
Набор видов спорта |
Акцент на национальные виды спорта (бейсбол, баскетбол, американский футбол); развитие традиционных профессиональных видов спорта (бокс, автогонки, хоккей и др.) |
Развитие традиционных профессиональных видов спорта (баскетбол, бокс, автогонки, футбол, хоккей и др.) |
Тот же, что и в Европе |
Основной принцип проведения соревнований |
Константный (акцент на экономические интересы клубов, зрелищность соревнований, превращение соревнований в шоу, спортсменов в звезд шоу-бизнеса, спортивный принцип вторичен) |
Ротационный (команда, занявшая последнее место «вылетает» из сильнейшей группы) |
Тот же, что и в Европе |
Менеджмент |
Самостоятельные, организационно отдельные от других направлений спорта структуры, как правило, лиги (НБА, НХЛ и др.). Акцент на ценности американского общества, использование людских ресурсов мирового спорта |
Объединение в одной федерации с любительским спортом, большое влияние МСФ |
Так же, как и в Европе, несмотря на попытки создания в начале 1990-х годов самостоятельных профессиональных лиг; большое влияние МСФ, а также американских и европейских профессиональных лиг |
Правовые основы |
Отсутствие специального законодательства, опора га уставные документы спортивных организаций, на традиции и прецеденты в судебной практике |
Наличие специального законодательства, базирующегося на правовых национальных нормах |
Тенденция создания собственной правовой базы |
Отношение государства |
Льготы по аренде, налогообложению, поддержка политиков. Профессиональный спорт – проводник государственной идеологии |
Государство способствует развитию через правовые и экономические механизмы |
Государство способствует развитию через федеральные, региональные и местные структуры, оказывает финансовую поддержку |
Финансирование |
За счет собственной спортивной деятельности. Набор источников схож с тем, что в Европе, но разное их долевое участие. Ведущая роль телевидения. Практическое отсутствие спонсорства |
В значительно большей мере участие спонсоров и оказание финансовой поддержки со стороны государственных структур |
Спортивная деятельность не окупает расходов. Акцент на поступления от неспортивной деятельности. Значительное участие бюджетных ассигнований |
Основные формы владения |
Частная и корпоративная |
Корпоративная в виде акционерных обществ, частная |
Многообразие форм |
Система отбора |
Через школьный и студенческий спорт при помощи системы драфта, широкое привлечение «звезд» зарубежного спорта |
Через сферу спорта высших достижений, широкое привлечение «звезд» африканского, латиноамериканского спорта и спортсменов из Западной Европы и бывших социалистических стран |
Через систему специализированных спортивных школ и профессиональный (олимпийский) спорт, привлечение легионеров в основном из стран СНГ и стран «третьего мира», а также из Европы |
Степень интернационализации |
Относительно закрытая система |
Широкое участие легионеров, в том числе и тренеров, высочайшая степень интернационализации |
Высокая степень интернационализации: участие легионеров, развитие новых видов спорта, имеющих перспективу стать профессиональными, заимствование зарубежных систем проведения соревнований |
Тема 1. Стратегия развития спортивной организации
Спортивная (физкультурно-спортивная) организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. К спортивным организациям нельзя отнести индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области и спорта в качестве основного вида деятельности (спортивных агентов, спортсменов-профессионалов, тренеров). Спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством. Спортивные организации могут быть членами международных спортивных объединений, приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных объединений. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) имеют свою специфику для спортивных организаций. Планирование осуществляется на многолетний (долгосрочный) период (как правило, на несколько олимпийских циклов), организация деятельности имеет регламентацию по времени проведения спортивных соревнований, мотивация учитывает специфику работы тренеров и спортсменов, контрольные функции осуществляются по специфичным индикаторам, таким как достигнутый спортивный результат. Стратегия развития спортивной организации формируется с учетом следующих видов спортивных организаций:
1. Спортивные федерации – в данном случае формируется стратегия развития вида спорта на долгосрочный период.
2. Профессиональные спортивные лиги – разрабатывают стратегию развития с учетом основного продукта – спортивно- зрелищных мероприятий (чемпионатов, турниров, кубков).
3. Спортивные клубы – стратегия развития спортивных клубов в наибольшей степени соответствует общим подходам стратегического менеджмента. 4. Детско-юношеские спортивные школы – стратегия развития детского спорта учитывает вовлеченность муниципальных и региональных органов исполнительной власти в детский спорт. 4. Детско-юношеские спортивные школы – стратегия развития детского спорта учитывает вовлеченность муниципальных и региональных органов исполнительной власти в детский спорт
Тема 2. Менеджмент спортивной федерации
Спортивная федерация – общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Различают следующие уровни спортивных федераций по масштабу их деятельности:
1. Местные спортивные федерации, действующие в рамках района, муниципалитета.
2. Региональные спортивные федерации, развивающие вид спорта на территории субъекта России (области, края, республики и т.д.).
3. Общероссийские (всероссийские) спортивные федерации, ответственные за развитие вида спорта на территории всей России.
Общероссийская спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию (выдаваемую Минспортом России) и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд Российской Федерации.
Региональная спортивная федерация - региональная общественная организация, являющаяся членом общероссийской спортивной федерации, которая получила государственную аккредитацию (выдаваемую Общероссийской спортивной федерацией) и целями которой является развитие одного или нескольких видов спорта на территории региона России, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации.
Структура управления спортивной федерации. Целями деятельности Федерации являются: 1. Представление интересов Членов Федерации в отношениях с третьими лицами по вопросам соответствующим целям и задачам Федерации. 2. Организация подготовки сборной команды России по виду спорта для участия в международных соревнованиях от имени Российской Федерации и участия в составе сборной команды России на Играх Олимпиады. 3. Организация Всероссийских (региональный, местных – в зависимости от уровня федерации) соревнований по виду спорта; развитие и популяризация спорта в России. 4. Содействие созданию спортивных центров, клубов, союзов, коллективов, команд, школ и.т.п. на территории Российской Федерации, оказание им методической и практической помощи. 5. Содействие в создании условий для подготовки высококвалифицирован-ных тренеров, судей, других специалистов в области спорта; оказание поддержки становлению и развитию детского и юношеского спорта, осуществление отбора перспективных молодых спортсменов для последующей подготовки и включения их в составы сборных команд. 6. Социальная защита прав и интересов спортсменов, тренеров и других специалистов в области вида спорта; забота о ветеранах; 6 организация программ социальной адаптации спортсменов, закончивших свою профессиональную деятельность. 7. Содействие в организации научных исследований в области теории и практических методик подготовки спортсменов, реабилитации здоровья граждан, гармоничного развития детей и подростков; проведение и участие в семинарах, выставках, совещаниях, направленных на совершенствование учебно-методического обеспечения российского спорта. 8. Внесение предложений при подготовке проектов законодательных актов, касающихся дальнейшего развития спорта в России. Спортивная федерация осуществляет следующие виды деятельности: 1. Участвует в разработке и реализации целевых, комплексных и учебных программ развития вида спорта в России, а также других документов в данном виде спорта. 2. Формирует и финансирует составы сборных команд спортсменов и тренеров, а также других специалистов, привлекаемых для подготовки и участию сборных команд Российской Федерации в соревнованиях, организует их подготовку и участие во всероссийских и международных соревнованиях. 3. Проводит в установленном порядке официальные всероссийские и международные физкультурные и спортивные мероприятия, а также мероприятия по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации. 4. Вносит предложения в государственные и общественные организации по различным вопросам общественной жизни, в том числе по вопросам развития спорта. 5. Осуществляет в пределах своей компетенции спортивные международные связи и представляет интересы российской спортивной общественности по виду спорта. 6. Организует изготовление спортивной и наградной атрибутики и другой продукции с символикой Федерации. 7. Выдвигает своих представителей в руководящие и иные органы спортивных организаций и учреждений, в том числе и международные. 8. Организует и проводит мероприятия по повышению квалификации специалистов по виду спорта. 9. Осуществляет PR-деятельность через средства массовой информации для популяризации вида спорта и выполнения спонсорских контрактов. 10. Организует издание методических, спортивно- информационных и других печатных материалов по вопросам вида спорта. 7 11. Осуществляет в соответствии с уставными целями издательскую, рекламную, информационную деятельность. 12. Обеспечивает соблюдение членами Федерации, спортсменами, тренерами, судьями и другими специалистами спортивной этики и предпринимает меры по предотвращению применения спортсменами, тренерами и другими специалистами запрещенных средств и препаратов в спорте. Чемпионаты, первенства, розыгрыши кубков и другие официальные спортивные соревнования Российской Федерации, а также международные спортивные соревнования на территории Российской Федерации, мероприятия по подготовке к участию в международных спортивных соревнованиях и участию в них сборных команд Российской Федерации по виду спорта, предусмотренные единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, Федерация имеет право проводить после аккредитации федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийским комитетом России. Одним из инструментов продвижения деятельности федерации могут являться: · Собственная символика (бренд), в том числе флаг, эмблема, вымпелы, а также гимн, медали, грамоты, дипломы и специальные знаки. Символика Федерации подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. · Бланки и штампы, содержащие логотип федерации, логотипы и наименования спонсоров федерации. Основные и дополнительные финансовые средства Федерации формируются из следующих источников: 1. Поступлений от вступительных и членских взносов. 2. Добровольных взносов и пожертвований. 3. Поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 4. Доход от проводимых спортивных мероприятий, в том числе от продажи прав телетрансляций, рекламных мест, сдачи в аренду торговых точек во время проведения мероприятий. 5. Доходов от предпринимательской деятельности, в том числе продажи спортивной атрибутики, экипировки, инвентаря, платных секций и оказания услуг.