Файл: Особенности трудоустройства инвалидов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.

Численность инвалидов в Российской Федерации в последние годы постоянно увеличивается и составила в 2020 г. 13,2 млн. человек.

Из 3,96 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, осуществляют трудовую или иную деятельность только 816,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет 3,14 млн. человек или 79,3% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.

Численность инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, в последние сорок лет возросла почти в пять раз, тогда как численность инвалидов, получающих пенсию по инвалидности, снизилась на 1,2 млн. чел. (31%), из которых 0,5 млн. – дети-инвалиды. Особенно настораживает рост доли инвалидов среди населения: если в 1970–80-е гг. шло снижение инвалидизации населения, то в 1990-е гг. и в начале нового века наблюдается существенный рост. В последнее время произошла некоторая стабилизация данного процесса, но в целом число инвалидов в стране выросло в 10 раз, при этом число детей-инвалидов возросло в пять раз.

Данный анализ показывает, что увеличение первичной инвалидности наблюдалось в начале 1990-х годов: 1990 г. – менее 0,8 млн. чел., а начиная с 1992 г. – более одного миллиона человек в год. В последние годы, начиная с 2008 г., уровень первичной инвалидности несколько снизился и составляет 0,9 млн. чел. в год. Рекордное увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами, было зафиксировано в 2006 г. – 1,5 млн. чел.

Согласно статье 20 Федерального закона от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны органов федеральной и субъективной государственной власти [ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ].

Также Федеральным законом от 24.11.95 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и статьями 92, 94,96, 99, 113 ТК РФ инвалиду предоставляются следующие льготы [ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ], [Трудовой кодекс РФ от 01.02.2002г.].

Объектом работы являются проблемы занятости и трудоустройства населения.

Предмет работы – проблемы обучения, занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества.

Целью данной работы будет выявить проблемы обучения, занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества и пути их решения.


Задачи:

1. Рассмотреть законодательство Российской Федерации и зарубежных стран регулирующее сферу занятости и трудоустройства инвалидов

2. Изучить специфику проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения

3. Исследовать технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства.

Глава 1. Трудоустройство инвалидов

1.1 Особенности трудоустройства инвалидов

Несмотря на инвалидность, каждый гражданин имеет право осуществление трудовой деятельности.

Трудовая деятельность инвалидов обеспечивается государством в лице уполномоченных должностных лиц, которые способствуют в трудоустройстве.

Гарантии государства предусматривают возможность в любой организации или на предприятии вне зависимости от формы собственности, трудоустроится инвалидам для получения заработка. Эта возможность проявляется в установлении квот на прием инвалидов в любой организации. При этом данная организация должна иметь обеспеченность специальными рабочими местами для инвалидов. Чтоб иметь возможность реализации трудовых способностей инвалидам, разрабатываются специальные программы по получению новых профессий. В центрах занятости устанавливаются резервные места для инвалидов, позволяющие им свободно трудоустраиваться по соответствующей профессии или специальности. Государство также гарантирует занятость инвалидов в предпринимательской деятельности.

На работодателей возлагается обязанность иметь наличие квот для инвалидов. Эта квота рассчитывается в размере 2­4 процентов на среднюю численность работающих по трудовому договору граждан. При этом квота подлежит установлению в том случае, если в организации трудится не менее 100 человек. При численности работников от 35 до 100 человека, на работодателя возлагается обязанность обеспечить рабочими местами не более 3 процентов инвалидов от числа работающих в данной организации. Не подлежат учету квоты в организациях, которые связаны с опасными или вредными условиями труда.

Не подлежат установлению квот рабочих мест в общественных организациях, где в составе находятся инвалиды, а также организации, имеющие уставной капитал, состоящий из вкладов общества инвалидов. Остальные работодатели обязаны для реализации права на труд инвалидов, предусматривать организацию рабочих мест таким образом, чтобы люди с отклонениями могли свободно трудиться.


На работодателей возлагается обязанность подавать в центры занятости информацию о наличии рабочих мест для инвалидов. Оборудование специальными рабочими местами Специальное рабочее место представляет собой такие условия для инвалидов, которые требуют принятие дополнительных усилий по трудоустройству, адаптации и реабилитации инвалидов. Как правило, рабочее место должно быть оборудовано средствами для передвижения инвалидов, дополнительными мерами безопасности рабочего места, а также специальное оснащение, позволяющее инвалидам свободно выполнять объемы работ по трудовому договору.

Оснащение рабочих мест производится за счет работодателей. Контроль за обеспечением рабочими местами инвалидов осуществляют органы исполнительной власти. Должностные лица осуществляют проверку на наличие минимальных мест для инвалидов. В случае выявления нарушений привлекают к ответственности работодателей, не обеспечивших условиями для работы инвалидов.

Осуществление трудовой деятельности инвалидами в организациях не зависимо от форм собственности должно сопровождаться разработкой индивидуальных программ по реабилитации инвалидов. Это выражается в том, что в процессе своей трудовой деятельности, лица, имеющие инвалидность, смогли выполнять необходимый объем работы. Рабочее время должно сопровождаться установлением специальных режимом времени отдыха, позволяющих инвалидам восстанавливать силы для трудовой деятельности как в течение дня, так в период отпусков. Так, например, трудовым законодательством устанавливаются более мягкий режим рабочего времени, а именно не более 35 часов в неделю. Пребывание в ежегодных отпусках предусматривают продолжительность основного отпуска в количестве 30 дней. Инвалиды не могут выполнять сверхурочные работы и привлекаться к работе в ночное время.

Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (РФ) рассматривалась государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы.

В соответствие с программой были установлены бюджетные ассигнования в размере 46888,33 млн. рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 26900 млн. рублей;

- за счет средств бюджетов субъектов РФ - 19718,99 млн. рублей;

- за счет внебюджетных источников - 269,34 млн. рублей.

В рамках программы «Доступная среда» запланированы следующие мероприятия:

1. Увеличение количества учебных заведений инклюзивного образования.

2. Увеличение количества рабочих мест для инвалидов в организации.


3. Увеличение численности инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами), содействующие их экономической активности.

В итоге реализации запланированных мероприятий, экономическая активность инвалидов позволит пополнить численность трудовых ресурсов, увеличить занятость населения и удовлетворить потребность в дефицитных специалистах предприятий.

В рамках Государственной программы «Доступная среда» в 2015 году осуществляли поддержку программ общественных организаций инвалидов по трудоустройству инвалидов на рынке труда.

В результате конкурсного отбора выбрано шесть общественных организаций, программы которых предусматривают трудоустройство 559 инвалидов, как на специализированных предприятиях, так и на рынке труда.

Подводя итоги деятельности общественных организаций, в 2014 году было трудоустроено 523 инвалида.

Государственное финансирование направлено следующим общественным организациям инвалидов:

1. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (ВОС) - 78,2 млн рублей;

2. Общественная организация «Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов» - «Общество инвалидов Республики Татарстан» (ТРО ВОИ) - 46,7 млн рублей;

3. Общественная организация «Тюменская областная организация Всероссийского общества инвалидов» - 2,5 млн рублей;

4. Белгородская региональная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - 10,4 млн рублей;

5. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» - 8,6 млн рублей;

6. Региональная Общественная организация инвалидов «Стимул» Московской области - 13,1 млн рублей.

Следует отметить тот, факт, трудоустройство 559 инвалидов в масштабах всей страны — это низкий показатель, а финансирование шести организаций- говорит о поддержке не всех организаций, работающих с инвалидами. Представляет интерес другая программа содействию занятости инвалидов, направленная на раскрытие их трудового потенциала утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России) «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела».

По данным Минтруда России из отчета о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» в 2014 году» количество адаптированных рабочих мест для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями здоровья увеличено в 2014 году лишь на 200 рабочих мест.


Безусловно, организация рабочего места для инвалида затратно для собственника бизнеса, и без субсидий со стороны государства не обойтись. Кроме финансовой поддержки, фискальная политика государства может создавать налоговые льготы для организаций, принимающих на работу граждан с ограниченными возможностями здоровья. Но целесообразно рассматривать те виды экономической деятельности, которые те требуют стационарного рабочего места и могут быть доступны без барьеров трудоустройства инвалидам. Согласно приказу № 515 Минтруда России от 04.08.2014 г. «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности» [Приказ № 515 Минтруда РФ от 04.08.2014г.].

Направлениями трудоустройства студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата могут быть следующие виды экономической деятельности:

- сфера услуг (информационное консультирование);

- торговля;

- финансовая деятельность;

- образование и наука.

В современных условиях выпускникам высших учебных заведений необходимо поддерживать свой уровень квалификации за счет непрерывного обучения, которое возможно не только благодаря специальному обучению на предприятии, но и дополнительному профессиональному образованию. Для инвалидов, желающих осуществлять профессиональную деятельность в области управления персоналом возможны следующие направления профессиональной подготовки:

1. Базовое образование в высшем учебном заведении.

2. Магистратура, (аспирантура в рамках программ дополнительного профессионального образования).

3. Курсы повышения квалификации в учебных заведениях или образовательных центрах, школах бизнеса.

4. Стажировки за рубежом.

5. Программы по направлению «Мастер делового администрирования». Обобщая вышесказанное, предлагаем создавать условия для раскрытия трудового потенциала инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в направлении интеллектуального труда и творческой организации трудового процесса, что позволит сократить издержки по организации рабочих мест для инвалидов-колясочников. Актуальным остается вопрос открытия собственного дела гражданами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Минтрудом России разработаны методические рекомендации проведения мониторинга службами занятости по выявлению потребностей инвалидов в организации предпринимательской деятельности.