Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
Таким образом, государственные программы содействия занятости инвалидов позволят увеличить их трудоустройство.
1.2 Квотирование рабочих мест для инвалидов
Квотирование рабочих мест призвано решить эту проблему. Государство обязывает организации принимать в свой штат инвалидов, обеспечивать их специальными условиями труда, тем самым давая им возможность реализовать свое суверенное право на труд.
Квота – это рабочие места, точнее их количество, высчитанное в процентном соотношении к среднесписочной численности сотрудников. По закону организации обязаны выделить определенное количество мест специально для трудоустройства инвалидов. Не имеет значение вид деятельности организации, его форма собственности, правовая форма. Коммерческая ли фирма либо государственное учреждение – перед квотированием все равны.
Пример. Среднесписочная численность ООО «Вырот» из г.Самара составляет 220 человек. В Самарской области величина квоты 3%. 220 чел. * 3% / 100 чел. = 6.6
Получается, что фирма должна подготовить для приема инвалидов 7 вакансий. Организация не просто выделяет рабочее место. Для того, чтобы инвалид смог трудиться, зачастую приходится полностью его переоборудовать, видоизменить, оснастить с учетом нарушенных функций сотрудника. Очень часто необходимо внести изменения в общий интерьер.
Например, если предполагается прием инвалида-колясочника, без пандуса не обойтись. Может понадобиться переоборудование туалета, нанесение разметки на парковке и т.д.
Нормативно-правовых актов, принятых в РФ для обеспечения права инвалидов на труд предостаточно: закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 ФЗ [Закон РФ № 1032-1 от 19.04.1991г.], [Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181- ФЗ].
Но в целом процесс регулируется региональными законами. В каждом субъекте РФ принят свой нормативный документ, где учтены все особенности региона и определен местный размер квоты.
Например, в Республике Башкортостан действует «Положение об установлении квоты для приема на работу инвалидов в РБ». Согласно которой организации, функционирующие на территории Башкирии, берут на себя ответственность за создание рабочих мест в размере 2% от среднесписочной численности, при условии, что количество сотрудников в них больше 35 человек.
При этом положение рассматривает не только организационные вопросы. В нем также определены правовые, экономические основы выделения вакантных мест. Разница по регионам Федеральный закон определяет лишь минимальную и максимальную величину. А регионы дают уже более точные цифры. По ФЗ № 181 значения по квотам могут колебаться от 2 до 4% и устанавливаются для организаций, где среднесписочная численность насчитывается больше 100 человек [Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181- ФЗ].
Региональными законами определяется фактический размер для всех существующих организаций, подходящих под требования по численности работников. Во многих субъектах установлена минимальная квота – 2% (Москва, Мурманская область). Максимальная величина в 4% не столь распространена. Ее можно встретить в Ростовской области, Республике Крым.
Региональное законодательство также прописывает всю процедуру установления квотирования для организаций. Дает рекомендации о том, как, в какие сроки сдавать отчеты. Предоставляет информацию, необходимую при обустройстве специального рабочего места.
Процесс квотирования происходит на основе договора заключенного между органами соцзащиты и работодателем.
Заключать такой договор обязаны все организации, численность в которых больше 100. Наниматель должен учитывать, что при установлении квоты берется значение не из штатного расписания, а по показателю среднесписочной численности.
То есть учитываются только реально работающие люди, а не предполагаемые должности. После подписания договора он издает у себя приказ, указывая в нем количество зарезервированных мест для инвалидов и перечисляя конкретные должности, специальности. Квота устанавливается раз в год.
При изменении численности сотрудников, его значение пересматривают. Особенность квотирования в том, что конкретное рабочее место подготовлено специально для инвалида, и ее нельзя предлагать никому другому.
Пример. В организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению. По закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Только вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет. Но его организация не может предложить увольняемым, если только тот не является инвалидом. Реальность в нашей стране такова, что бремя квотирования в основном несут на себе крупные организации.
Средний, чаще малый бизнес освобожден от него. Так как считается, что установление квот сильно увеличит финансовую нагрузку на них и может даже привести к банкротству. Но такой подход ущемляет права инвалидов. В ряде регионов нашли своеобразный выход из положения. Организациям, которые не в состоянии самостоятельно оборудовать вакантную должность, но при этом обязаны выполнять норму квотирования, предложили арендовать рабочие места у крупного бизнеса.
Соблюден как экономический интерес нанимателя, так и трудовое право инвалида. Выявлены случаи, когда несколько организаций объединяются в целях создания специализированных мест для инвалидов.
Выделяется один цех либо участок, где будут трудиться инвалиды сразу нескольких учреждений. Финансирование пропорционально, соответственно денежные вложения для организации не так обременительны.
До 2013 года работодателям вменялось лишь создание трудовых мест в соответствии с квотой. С изменением законодательства их обязанности увеличились. Теперь организация должна принимать у себя локально-нормативные акты, в которых содержаться сведения о рабочих местах. Какие именно акты наниматель должен у себя создавать – закон не прописывает, оставляя это в компетенции руководителя организации.
В каждом конкретном случае принимается свое решение – разработать новые акты или же дополнить прежние положения о квотировании новыми сведениями. Учет мест Государство обязывает организацию предоставлять инвалиду рабочее место. При этом не интересуется, существовало ли оно ранее или же создано только сейчас специально под требования. Важно наличие оборудованного места на момент сдачи отчетов.
Учет вакантных, занятых мест ведется нанимателем постоянно. Информация должна обновляться при изменении санитарных условий, квалификационных требований либо при возникновении других перемен.
Каждая организация, для которой определена квота, должна отчитываться в центр занятости о созданных местах, выделенных должностях. Периодичность предоставления отчета раз в месяц, в некоторых регионах раз в квартал. Также необходимо направлять информацию о принятых локально-нормативных актах, в которых содержаться сведения про количество мест, для каких профессий они созданы, описывается класс тяжести, напряженности, вредности. Но больше всего центры занятости интересует информация о выполнение квоты, то есть, сколько инвалидов реально были трудоустроены за отчетный период.
Если в организации во время отчетного периода не обнаружены вакантные места, бездействовать не стоит. Лучше отправить уведомление об их отсутствии. Так как в случае не предоставления информации, ее искажения, невыполнения квоты служба занятости имеет право прийти с проверкой или же направить в ГИТ жалобу на работодателя. Ответственность за предоставление информации Предоставление рабочих мест инвалидам – это обязанность организаций.
Руководителя можно подвергнуть административному наказанию, если с его стороны выявлено уклонение от выполнения норм: в случае не предоставления информации, при несвоевременной подаче сведений штраф до 5 тыс.
Несоблюдение установленной квоты – до 10 тыс. Неправомерный отказ инвалиду, желающему устроиться на работу в рамках квоты – до 10 тыс. То, что инвалиды испытывают особые трудности в процессе поиска работы ясно всем.
Государство стремиться помочь преодолеть препятствие, устанавливая квоты, обязывая организации трудоустраивать лиц с ограниченными возможностями. Только квота всех проблем не решает, даже если учреждения добросовестно выполняют требования служб занятости. Дело в том, что организация обязана создавать рабочее место, а не заниматься поиском сотрудников на вакантные должности. Получается, что место есть, но фактически на нем никто не трудиться. Искать работников-инвалидов должен центр занятости, в задачу работодателя это не входит.
Глава 2. Обучение инвалидов
2.1 Профессиональное обучение инвалидов
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида [Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ].
Обучение может быть организовано по очной, заочной, вечерней и дистанционной форме. Для инвалидов учебные заведения практикуют различные формы организации процесса обучения: по индивидуальной форме, обучение на дому, индивидуальный график сдачи экзаменов, увеличение сроков обучения и т.д.
Согласно ст. 71, часть 5 от 29 декабря 2012г. Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, зачисляются в ВУЗ вне конкурса в пределах квот (не менее 10% бюджетных мест), а все другие категории льготников зачисляются на подготовительные отделения ВУЗов. Бесплатное обучение на подготовительном отделении ВУЗа допускается лишь один раз, [Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ].
Профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
- гражданин не имеет профессии (специальности);
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
- Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды.
- При направлении органами службы занятости безработных инвалидов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:
- оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;
- суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;
- оплату найма жилого помещения на время обучения.
Специализированные образовательные учреждения имеют своей целью подготовку из числа инвалидов конкурентоспособных специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих с начальным профессиональным образованием. Подготовка ведется по востребованным на рынке труда и рекомендованным для трудоустройства инвалидов профессиям.
Учебные заведения одновременно работают по 3 направлениям: профессиональная реабилитация, социальная реабилитация, медицинская поддержка, т.е. помимо специально оснащенных учебных кабинетов, в таких образовательных учреждениях имеются кабинеты психологической диагностики и психологической разгрузки, библиотеки, спортивные и тренажерные залы, комнаты социально – бытовой адаптации, массажные кабинеты, медпункты с современным оборудованием.
В большинство специализированных учебных заведений могут поступить не только дети – инвалиды, но и взрослые инвалиды. Поступившие студенты – инвалиды находятся на государственном обеспечении – бесплатное обучение, питание, проживание в общежитии, медицинское обслуживание. По окончанию обучения выдаётся диплом государственного образца.
Приём в учебные заведения любого уровня, независимо от их территориальной принадлежности, осуществляется в соответствии с рекомендациями по профессиональному обучению, сформированными в индивидуальной программе реабилитации. Всем желающим поступать в учебные заведения заблаговременно до подачи документов в приемные комиссии, нужно обратиться в бюро медико – социальной экспертизы для разработки мероприятий по профессиональной реабилитации.