Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (на примере ООО "Астра-Комьюнити").pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Анализ основных принципов налогового и бухгалтерского учета
1.1 Бухгалтерский учет и методы его осуществления на предприятии
1.2 Цели и методы налогового учета в России
Глава 2. Соотношение налогового и бухгалтерского учета в РФ на примере ООО «Бизнес–контракт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Астра-Комьюнити»
2.2 Учетная политика в бухгалтерском и налоговом учете ООО «Астра-Комьюнити»
2.3 Сходства и различия в бухгалтерском и налоговом учете ООО «Астра-Комьюнити»
При порче и недостаче используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», при естественной убыли – счет 41 «Товары» методом «красное сторно».
Расходы на продажу ООО «Астра-Комьюнити» учитывают на счете 44 «Расходы на продажу» полностью в отчетном году. В организации существуют следующие виды расходов на продажу:
- «Транспортные расходы»;
- «Расходы на оплату труда»;
- «Отчисления на социальные нужды»;
- «Расходы на аренду и содержание знаний»;
- «Расходы на ремонт основных средств»
- «Расходы на амортизацию основных средств»;
- «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для нужд предприятия»;
- «Расходы на рекламу»;
- «Расходы на тару»;
- «Прочие расходы».
На статье «Транспортные расходы» учитывается:
- оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки продукции;
- оплата услуг организаций по погрузке и выгрузке товаров;
- плата за экспедиционные операции и другие услуги;
- стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т.д.) и утепление (солома, опилки, мешковина и др.);
- плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в аэропортах в пределах установленных сроков в соответствии с заключенными договорами;
- плата за обслуживание подъездных путей и складов, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.
Расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям учитываются на статье «Расходы на тару».
На статью «Расходы на оплату труда» бухгалтерская служба ООО «Астра-Комьюнити» относит:
- затраты по оплате труда основного персонала предприятия с учетом премий за финансово-хозяйственные показатели,
- стимулирующие и компенсирующие выплаты (включая компенсацию по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах, предусмотренных законодательством норм),
- компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до определенного законодательством возраста, затраты по оплате труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности.
Отчисления на социальные нужды производятся от расходов на оплату труда работников предприятия, включаемых в издержки обращения и производства по статье «Расходы на оплату труда» в соответствии с установленным законодательством порядком.
На статье «Амортизация основных средств» отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств.
Средства на амортизацию основных средств ООО «Астра-Комьюнити» начисляются, как уже отмечалось выше, исходя из норм амортизационных исчислений.
Статья «Расходы на топливо газ и электроэнергию для производственных нужд отражает:
- фактическую себестоимость различных видов топлива, потребленных на технологические нужды (приготовление пищи, подогрев воды и т.п.);
- стоимость электроэнергии, газа и пара, израсходованных на технологические цели.
На статье «Расходы на рекламу» учитываются расходы ООО «Астра-Комьюнити» на рекламу и продвижение продукции, а именно:
-
- реклама в СМИ,
- наружная реклама,
- специализированные выставки,
- промо-акции,
- расходы на исследование рынка.
В статью «Расходы на тару» ООО «Астра-Комьюнити» также входят:
- амортизация (износ) тары и оборудования,
- расходы на ремонт тары-оборудования,
- стоимость тары, списанной из-за естественного износа,
- расходы на перевозку, погрузку и выгрузку тары, осуществляемую сторонними организациями при, возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим организациям,
- расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары,
- и другие расходы на тару.
Себестоимость товаров рассчитывается пропорционально объему продаж товаров.
Для отражения доходов и расходов по обычным видам деятельности предназначен счет 90 «Продажи». Ежемесячно определяется сальдо по этому счету, после чего 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».
Для обобщения информации об операционных и внереализационных доходах и расходах используют счет 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету в организации открыты следующие субсчета:
1 «Прочие доходы».
2 «Прочие расходы».
9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» используется для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 1 и 2 счета 91 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 1 и кредитового оборота по субсчету 2 определяется сальдо прочих доходов и расходов. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается со счета 91-9 на счет 99 «Прибыли».
Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 «Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результат от продажи имущества, операционные и внереализационные доходы и расходы вначале отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого затем ежемесячно списывают результат на счет 99.
Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.
По дебету счета 99 отражают начисленные платежи по налогу на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Организация не создает фондов целевого использования прибыли.
Расходы будущих периодов списываются равномерно.
Учет прибыли организации в налоговых целях осуществляется по кассовому методу. Датой получения дохода при кассовом методе признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Бухгалтерская отчетность организации состоит из следующих форм:
- форма №1 – «Бухгалтерский баланс»;
- форма №2 – «Отчет о прибылях и убытках»;
- форма №3 – «Отчет об изменении капитала»;
- форма №4 – «Отчет о движении денежных средств»;
- форма №5 – «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
- форма №6 – «Отчет о целевом использовании средств».
Статьи баланса организации заполняются на основе данных Главной книги исходя из сальдо по соответствующим счетам, перечисленным в строках баланса. До составления баланса производится сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам Главной книги на конец отчетного периода.
Отчет о прибылях и убытках организации содержит сведения за отчетный и предыдущий годы:
а) о прибыли (убытках) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (из выручки нетто вычитают себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счета реализации);
б) о прибыли (убытках) по операционным доходам и расходам с выделением процентов к получению и уплате (сумм процентов по ценным бумагам и сумм, причитающихся от банков за пользование ими остатками средств на счетах организации), доходов от участия в других организациях и прочих операционных доходов и расходов;
в) о прибыли (убытках) от внереализационной деятельности;
г) о прочих доходах и расходах.
д) о валовой прибыли, определяемой сложением прибыли (убытков) от финансово-хозяйственной деятельности с внереализационными доходами и расходами;
е) о налоге на прибыль;
ж) об отвлеченных средствах из прибыли;
з) о нераспределенной прибыли (убытках) отчетного года, которую определяют вычитанием из валовой прибыли налога на прибыль и отвлеченных средств.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется в специализированной программе «1С Предприятие».
2.3 Сходства и различия в бухгалтерском и налоговом учете ООО «Астра-Комьюнити»
Предприятие осуществляет налоговый учет в соответствии с Методическими рекомендациями МНС России по применению гл. 25 НК (с изменениями и дополнениями). При этом используются следующие регистры промежуточных расчетов:
1) регистр – расчет Формирование стоимости объекта учета;
2) регистр – расчет Учет амортизации активов;
3) регистр – расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО);
4) регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;
5) регистр – расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода;
6) регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;
7) регистр учета договоров на добровольное страхование работников;
8) регистр учета расходов по добровольному страхованию работников;
9) регистр – расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода;
10) регистр – расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.
Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.
Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, т.е. их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.
Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.
Для оптимизации расчетов налога на прибыль предприятия предлагается учет и расчет резервов. Для признания сумм резервов в расходах для целей налогообложения устанавливается возможность и порядок его создания в учетной политике для целей налогообложения. Создание резервов позволяет производить учет расходов равномерно с начала налогового периода, тем самым, увеличивая расходы и уменьшая налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль.
Преимущества в части уменьшения налогообложения при создании резервов следующие[7]:
1. Организация имеет возможность уменьшать налоговую базу с начала налогового периода, тем самым не возникает излишней переплаты сумм налога на прибыль в бюджет.
2. Организация имеет возможность уменьшить налоговую нагрузку в части налога на прибыль и в течение всего налогового периода, используя возможность создания резерва под предстоящий ремонт особо сложных и дорогих видов основных и создания резерва по сомнительным долгам.
Организация может осуществить выбор в создании следующих резервов:
1. Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам.
2. Резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.
Порядок создания указанных резервов определен ст. 324 НК. В соответствии с указанной статьей организации, принявшие решение о создании такого резерва обязаны составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на отплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату отпусков. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.
3. Резерв под предстоящие ремонты основных средств.
Указанный резерв создается на основании ст. 324 гл. 25 НК РФ. В сумму создаваемого резерва включаются стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами. Отчисления в создаваемый резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утвержденных налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г., принимается восстановительная стоимость. Предельная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств определяется исходя из периодичности осуществления ремонтов объектов основных средств, частоты замены элементов основных средств и сметной стоимости указанных ремонтов. При этом предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если же налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств, то он может сформировать такой резерв на срок более налогового периода, а предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.