Файл: Особенности семейного воспитания (Семья и ее социальные функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Семья - это своего рода коллектив, который играет в воспитании ребенка главную и основную роль. Доброта и злость, любознательность и равнодушие, уверенность и робость - все эти и многие другие качества приобретаются в семье.

Семейное воспитание - это общее названий воздействия на ребенка родителей, с целью достижения поставленных ими целей.

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Кризисы которые недавно прошли в стране заметно сказались на семьях, поэтому изменилась демографическая ситуация в России. Также происходят кризисы внутри семей (разводы, неблагоприятные семьи и т.д.).

Но проходит время и важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких людей.

На сегодняшний день актуальна проблема семьи для государства, общества, школы. Государство для поддержки семей организовывает различные программы. К примеру, можно отнести программу «Материнского капитала» в поддержку семьям имеющим 2-е и более детей, так же можно отнести Федеральный закон «О выделении земельных участков многодетным семья».

Влияние общественности на семью также играет немаловажную роль в таком социальном институте, как семья. Создаются различные организации такие как: организация «ДоброДел», социальные службы, психологическая помощь и многое другое.

Однако на первом месте стоит взаимодействие школы и семьи, так как их непосредственное участие в жизни и формировании личности ребенка соприкасаются на протяжении многих лет. Поэтому как родители должны принимать участие в школьной жизни ребенка, так и учителя должны интересоваться, какая у ребенка семья.

В данной работе рассмотрены такие темы как семья, ее типы и функции, проблемы современной семьи, роль семейного воспитания в развитии ребенка, а также прямое взаимодействие школы и семьи на ребенка. Практическая часть заключает в себе примеры взаимодействия школы и семьи из практики учителя школы № 810 города Москвы.

Целью данной работы является доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой первичной социализации личности и главным условием реализации задатков и способностей человека, изучить организационно-педагогические особенности семейного воспитания в современном обществе.

Задачами данной работы являются:


1. Изучить особенности семейного воспитания в современном обществе;

2. Определить понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребёнка;

3. Изучить проблемы семейного воспитания в современной жизни;

4. Раскрыть социальные и психолого-педагогические функции общеобразовательной школы в работе с семьёй.

Глава 1. Семья как фактор формирования личности

Семья-это естественная среда обитания и развития маленького человека. Она является промежуточным звеном между растущим ребенком и обществом. Семья не только защищает, учит, объясняет, дает указания правильного поведения в обществе, но и сама оказывает формирующее влияние на социальное поведение ребенка в обществе. Именно в семье, ребенок получает первый опыт межличностных отношений (отношения межу ним и его родителями, братьями, сестрами и т.д.). [1]

В жизни каждого человека родители играют главную и ответственную роль. Они учат своего ребенка правильному поведению, с их помощью ребенок познает окружающий его мир. Дети во всем подражают своих родителей. Это стремление во всем походить на своих родителей усиливается все больше в тех случаях, когда эмоциональная связь между детьми и родителями проходит на позитивной волне. [9]

С самого раннего возраста семья должна позаботиться о формировании личности ребенка.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. Формирование личности не заканчивается на каком-либо этапе жизни человека, оно начинает зарождаться еще в раннем возрасте и продолжается всю жизнь человека. На этот процесс воздействуют различные факторы. К ним относятся, как внутреннего, так и внешнего характера. Внутренние факторы - это, в первую очередь, темперамент человека, который передается генетическим путем. К внешним факторам можно отнести и семейное воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, в котором он живет.[10]

Еще в XVII в. факторами формирования личности становятся предметом исследования социологов. Первый - биологический фактор формирования человека. Его многие ученые ставят на первое место.

И правда биологический фактор исключать ни в коем случае нельзя, ведь человек - это живой организм, который в первую очередь подчиняется биологическим законам. По наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов - общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов); индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.). [10]


Также важно отметить, что для ребенка огромное значение играет мать, потому что он тесно связан с ней, и этот контакт можно отнести к биологическому фактору формирования личности и развития человека. Ведь ребенок, находясь еще в материнской утробе, полностью зависим от нее. [5]

Ее настроение, чувства, эмоции, образ жизни в огромной мере влияют на малыша. Некоторые думают, что будущую мать и ее ребенка связывает только пуповина, но это ошибочное утверждение. Ведь они взаимосвязаны и эта связь влияет на жизнь обоих.

Каждый новорожденный малыш начинает свой путь жизни с формирования личности, на котором он проходит три основных этапа: усвоение информации об окружающем мире, повторений действий и моделей поведения близких людей, накопление личного опыта. В младенческом возрасте ребенок не имеет личного опыта и не может подражать близким людям, но он имеет возможность поглощать информацию, то есть получать ее с генами. Именно поэтому такое большое значение имеет наследственность и отношение будущей матери к ребенку.[5]

Однако педагогика не отрицает воздействие биологического фактора на формирование личности, но не считает его главным. Природные особенности человека являются важными факторами, но не на столько, чтоб сформировать личность человека. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей [10]

Следующим можно выделить фактор формирования личности – социальный. Одних природных данных не хватает, чтоб стать образованным и воспитанным человеком. Социальный фактор подразумевает собой вхождение ребенка в общество. Начинается социализация личности в - первые года жизни, когда ребенок начинает различать роли окружающих его людей. Одним из важных шагов начала социализации является принятие ребенка своей роли в обществе. Первое что должен понять ребенок для себя это: «Я девочка», «Я мальчик», «Я школьник», «Я ребенок». В дальнейшем ребенок должен определиться в своем отношении к миру, его призванием, образом жизни. Так для детей подростков важно определить, кем они хотят стать в будущем, выбор своей будущей профессии. [5]

Д. Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится (tabula rasa). [10]

В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренний мир человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению [7]


На ребенка с малых лет оказывает огромное влияние воспитание, обучение, родители, общество. Значение социальной среды как фактора формирования личности подчеркивал Д. Толанд. По его мнению, ни один человек не может ни хорошо, ни счастливо, ни вообще жить без помощи и содействия других людей. Толанд верил в могущественность образования и воспитания и предлагал предоставить всем людям одинаковые возможности для образования, путешествий, общения. [8]

Однако нужно выделить еще один фактор, влияющий на формирование личности человека - это деятельность и саморазвитие. Каждый человек, несомненно, развивается, стремится к чему-то новому. Работая над своими ошибками, человек познает мир, усложняет поставленные перед собой задачи, тем самым работает над собой и своим духовным миром. Как правило, человек развивается в той сфере, в какой он чувствуют себя комфортно, в какой он овладевает накопленным опытом. И это положение имеет огромное значение для педагогики. Формирующие влияния окружающей среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. «Человека, - пишет Г.С. Батищев, - нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной - совместной с другими людьми деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд)…». [10]

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия. [10]

Можно сделать вывод, что все эти факторы взаимосвязаны. Если убрать хоть один, то мы не получим образованного и воспитанного человека.

В данной работе рассматривается семейное воспитание. Семья выступает и в качестве социальной ячейки общества и в то же время как важнейший фактор формирования личности.


§ 1.Семейное воспитание в развитии ребёнка

К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И. Маленкова, человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей. [2]

Родители при воспитании своих детей могут совершать всевозможные ошибки, но это не должно их пугать, ведь мы учимся на своих ошибках. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же, родители не похожи друг на друга, как не похожи друг на друга дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Подласый И.П. утверждает, что семья может воздействовать на ребенка как положительно, так и отрицательно. И никакие другие социальные институты не могут так сильно нанести вреда в воспитании ребенку, сколько может навредить семья. [6]

К несчастью, в современном мире, когда родители слишком заняты, дети вынуждены приспосабливаться к окружающему их миру. Большую часть времени родители тратят на материальные ценности, а не на духовные. По данным социологических исследований было выявлено, что родители в будни уделяют воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни 30. Несомненно, этого недостаточно для воспитания полноценного человека. [9]

Сколько семей столько и особенностей воспитания. Но, несмотря на это можно выделить типичные модели отношений между родителями и их детьми в семьях:

1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем интересуются их дети. Уважают их мнения, переживания, стараются помочь, развивают интересы детей. Это наиболее благополучные семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными.

2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными.

3. Материально-ориентированные семьи. Здесь главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают к тому, чтоб они во всем видеть выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единственной целью — чтобы поступить в хороший вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются. Дети в таких семьях рано взрослеют.