Файл: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ КАК ИСТОЧНИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ПРЕДПРИЯТИЯ ..pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
Конечный финансовый результат деятельности — это балансовая прибыль (или убыток). Общий финансовый результат отчетного года равен сумме прибыли от реализации продукции (работ, услуг), результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Результат от прочей реализации включает реализацию основных средств, нематериальных активов, иного имущества.
В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:
доходы, полученные (расходы, понесенные) от долевого участия в совместных предприятиях,
от сдачи (получения) имущества в аренду,
доходы (расходы) по акциями, облигациями и другим ценным бумагам,
суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и в возмещение убытков,
другие доходы и расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции. При этом платежи, внесенные в бюджет в виде санкций, производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и не включаются в состав расходов от внереализационных операций. Предприятие, исходя из своей финансовой стратегии, может увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа: оценки имущества, порядка его списания, установления сроков использования.
Все это должно быть отражено в учетной политике. Вследствие этого бухгалтер должен уметь выбрать и предложить руководителю тот вариант учетной политики, который обеспечит реализацию финансовой стратегии предприятия.
Основными задачами анализа являются: оценка динамики показателей балансовой прибыли, выявление и измерение действия различных видов доходов на величину прибыли, оценка возможных резервов дальнейшего роста балансовой прибыли.
Анализ балансовой прибыли начинается с общей оценки за анализируемый период. Затем необходимо проанализировать балансовую прибыль в динамике (за ряд лет).
После этого проанализировать изменение каждого показателя за текущий анализируемый период.
В заключение необходимо проанализировать изменение удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли. Для этого необходимо определить удельный вес (долю) каждого вида дохода в балансовой прибыли на начало и конец периода. Определить изменения.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта из формы № 2. Информация, содержащаяся в финансовом плане и данных формы № 2, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта.
Величина балансовой прибыли зависит от методов регулирования прибыли:
1. Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам.
2. Использование метода ускоренной амортизации активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль.
3. Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним.
4. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов.
5. Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда).
6. Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного года.
7. Изменение метода определения прибыли от реализации продукций.
Вышеперечисленные методы регулирования прибыли могут кардинально изменить величину прибыли от реализации, балансовую прибыль и в целом финансовое состояние хозяйствующего субъекта.
ГЛАВА 2. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
Анализ балансовой прибыли показывает, что наибольший удельный вес в составе балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции (работ, услуг).
Размер прибыли от реализации продукции зависит:
от методов списания безнадежных долгов,
от принятой оценки товарно-материальных ценностей,
от методов начисления амортизации основных фондов и нематериальных активов,
от изменения сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.
Основными задачами анализа являются:
1. Оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины.
2. Выявление и измерение действия различных факторов на прибыль.
3. Оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объема производства и издержек. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) — разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
Анализ прибыли от реализации предполагает не только общую оценку динамики выполнения плана по прибыли от реализации, но и оценку различных факторов, воздействующих на величину и динамику прибыли от реализации.
Таким образом, на прибыль от реализации оказывает влияние изменение следующих факторов:
- изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы,
- изменение полной себестоимости объектов реализации,
- изменение объема реализации,
- изменение структуры и ассортимента реализованной продукции.
Изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы прямо пропорционально влияет на изменение прибыли, т.е. с увеличением уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Себестоимость продукции находится в обратной зависимости: увеличение себестоимости снижает прибыль, и наоборот.
Объем реализации продукции (работ, услуг) может оказывать различное воздействие на сумму прибыли.
При увеличении объема реализации убыточной продукции сумма прибыли снижается, а рентабельность увеличивается.
Изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции также оказывает различное влияние на величину прибыли. С увеличением доли рентабельных изделий в общем объеме ее реализации сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции (работ, услуг), необходимо дать общую оценку изменения прибыли:
±П = П1 – П0.
где ±П — изменение прибыли,
П1, П0, — прибыль базисного и отчетного периода.
Затем необходимо определить количественное влияние изменений факторов.
Расчет влияния на прибыль изменений продажных цен на реализованную продукцию определяется как разница между реализацией в отчетном году в ценах отчетного года и реализацией в отчетном году в ценах базисного года (через выручку от реализации):
Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости (за счет структурных сдвигов в составе продукции) определяется как разница между фактической себестоимостью реализованной продукции отчетного года и себестоимостью реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного года (через затраты на производство реализованной продукции):
±П = С1z– С0z
где ±П – изменение прибыли за счет изменения себестоимости;
С1я – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года;
С0z – себестоимость реализованной продукции отчетного года в базисного цена.
Расчет влияния на прибыль изменений в объеме и структуре определяется как разница между прибылью от реализации, исчисленной по ценам и себестоимости базисного года на фактический объем реализации, и прибылью базисного года (или плановой величиной)
±П = П1б– П0б
где ±П — изменение прибыли за счет изменения объема и структуры;
П1б — прибыль от реализации на фактический объем в ценах и себестоимости базисного года;
П0б — прибыль, исчисленная при всех базисных или плановых показателях.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо определить влияние объема через коэффициент роста реализации продукции (К ), т.е. определить процент выполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натуральном исчислении:
±П = П0Крп– П0 = П0 (П0-1)
Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции будет определяться сальдовым способом:
±Пстр = ±ПV и стр– ±ПV
где ±П стр — изменение прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования. Важнейшим финансовым показателем является прибыль. Прибыль характеризует степень деловой активности и финансового благополучия. Прибыль (убыток) отчетного периода распределяется между обществом в лице государства и хозяйствующим субъектом. Принципы распределения прибыли отражены в налоговом кодексе РФ (определяются государством).
В соответствии с действующим положением прибыль отчетного года распределяется в следующем порядке. Определения прибыли, облагаемой налогом, — прибыль отчетного года уменьшается на суммы:
доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам,
доходов, полученных от долевого участия в деятельности другого предприятия (кроме доходов, полученных за пределами РФ),
доходов игорного бизнеса и видеосалонов,
прибыли от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций (если ставка налога отличается от ставки по основному виду деятельности),
прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства,
льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством.
Налогооблагаемая прибыль облагается налогом по ставке 24%.
Чистая прибыль равна разнице между облагаемой налогом балансовой прибылью отчетного года и величиной налога с учетом льгот. Чистая прибыль является основой развития экономики хозяйствующего субъекта. Направления использования прибыли и принципы распределения определяются хозяйствующим субъектом самостоятельно и отражаются в учетной политике. Хозяйствующий субъект при определении принципов распределения и направлений использования исходит из масштабов прибыли, конкретных направлений деятельности и перспектив развития экономики. Исходя из этого, отдельные направления использования прибыли могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.
Необходимая информация для анализа отражается в форме № 2 и № 3 (в расчете отчислений в фонды). В соответствии с законодательством и учредительными документами хозяйствующий субъект распределяет чистую прибыль по следующим направлениям использования:
отчисления в резервный фонд,
отчисления в фонд социальной сферы,
на благотворительные и иные цели,
в акционерных обществах — выплата дивидендов.
В течение года хозяйствующий субъект направляет на текущие нужды прибыль в соответствии с их назначением, т.е. расходует прибыль прошлых лет.
Часть прибыли может быть нераспределенной — это дополнительный финансовый резерв, который может быть использован для пополнения фондов и увеличения уставного капитала.
При анализе чистой прибыли необходимо составить аналитическую таблицу, в которой отражаются направления использования чистой прибыли (фактическое распределение прибыли).
На основании данных, отраженных в таблице, необходимо найти абсолютное отклонение, выявить причины отклонений, определить процент к прибыли по плану, по факту, найти относительное отклонение. По результатам проведенных расчетов сделать выводы. Особое внимание следует обратить на формирование и использование фонда накопления и величину нераспределенной прибыли, т.е. реинвестированную прибыль.
В акционерных обществах распределение прибыли — это вопрос дивидендной политики хозяйствующего субъекта. Данная проблема решается по-разному хозяйствующими субъектами.
Капитализация чистой прибыли позволяет расширить производство за счет собственных средств. Это снижает величину расходов на обслуживание внешних источников финансирования (кредитов, займов). Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оценить не только темпы роста капитала хозяйствующего субъекта, но и оценить запас финансовой прочности (рентабельности продаж, оборачиваемости всех активов). Темп увеличения собственного капитала является важным ограничителем темпов роста предприятия. Темпы роста производства зависят не только от спроса рынков сбыта, мощностей предприятия, но и от структуры капитала.