Файл: Построение организационных структур (Анализ деятельности Туристической компании ООО «Вояж»).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур управления
1.1. Содержание понятия «Управления»
1.2. Организационные структуры управления
1.3. Методы проектирования организационных структур управления
ГЛАВА 2. Анализ деятельности Туристической компании ООО «Вояж»
2.1. Характеристика и основные показатели ООО«Вояж».
2.2 Исследование организационной структуры управления ООО «Вояж»
Введение
Организация представляет собой систему, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. Любая организация существует в определённой среде: взаимодействует с поставщиками, финансовыми органами, посредниками, рекламными агентствами; изучает общественное мнение; работает в какой-либо стране, в которой существуют определённая экономическая и политическая ситуация, уровень научно-технических достижений, культурные и иные традиции. Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов[1].
Эффективность реформирования экономики, изменения многих социальных отношений требует применения таких достижений в науке управления, которые сейчас широко используются в развитых странах. Это относится к вопросам обоснования управленческих решений, проблемам подбора, обучения, расстановке кадров, разработкам в области прогнозирования.[2]
Необходимо изучать и применять проверенные практикой способы построения организационных структур, особенности правильного распределения компетенций между структурными единицами организации.
Развитие менеджмента является результатом действия многих факторов, действующих как во внешнем окружении, так и внутри самой организации. Несмотря на все возрастающее значение внешних факторов, внутренние по прежнему остаются определяющими в работе и развитии организации[3].
Более того, они являются объектами и субъектами управления.Для эффективного управления организацией необходимо понимать действие факторов среды, уметь определять их влияние и предвидеть это влияние. Факторы среды принято называть переменными.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми.
Анализ внутренней среды – очень важный аспект для эффективной работы организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в данной среде процессов, оценки факторов и установления связи между ними.
Таким образом, построение структуры управления организацией - это одна из важнейшихзадач управления, она же является и составной частью общей функции управления –организовывания и упорядывачения, одной из центральных задач которой является создание необходимых условий для выполнения всей системы планов и проектов организации.[4]
Выполнение функций управления возможно при использовании различных организационных структур. Важно, чтобы они наилучшим образом соответствовали содержанию и методам выполнения работ и способствовали повышению их эффективности.
Любая организация, вне зависимости от ее размера, базируется на точно определенных взаимоотношениях между ее членами, что представляет собой организационную структуру управления.
Организационная структура управления - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений[5].
Визуализацией организационной структуры наиболее часто выступает иерархическая диаграммы, в которой отражаются и состав, и подчиненность и взаимосвязи структурных единиц.
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур управления
1.1. Содержание понятия «Управления»
Говоря о структурах управления необходимо для начала раскрыть саму суть содержания управления.
Традиционно внаучной литературе по вопросам управления выделяются следующие виды управления:
1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);
2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);
3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).[6]
Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.
«Социальные системы относятся к наиболее сложным. В основе их функционирования лежит управление общностями людей[7].
Со структурно-функциональной точки зрения общество – это целостная система с иерархией подсистем различной степени сложности и организации. Каждая из этих подсистем, являясь компонентом системы более высокого уровня, в свою очередь, заключает в себе собственные системы, которые тоже подвержены слиянию.[8]
Управление в тех или иных формах всегда было присуще человеческому обществу. По мере развития общества возрастали значение управления и осознанность в его необходимости»[9].
Вместе со становлением общества в нём сложились и действуют два типа факторов управления – объективные (независимые от сознания) и субъективные (сознательные) и, соответственно, два механизма управляющего воздействия на общественную систему – стихийное регулирование и сознательное управление[10].
Стихийные регуляторы действуют в тех случаях, когда людьми не познаны, и в силу этого не используются объективные закономерности развития общества. К ним, например, можно отнести закономерности развития рыночных отношений, когда имеют место многочисленные становления и переплетения различных, нередко противоположных друг другу сил и явлений, актов спроса и предложения, сумм и продаж и т. д. В основе таких закономерностей в конечном счёте, лежит закон стоимости, выступающий в качестве управляющей силы производства товаров (услуг) и распределения труда. И, наоборот, с познанием этих закономерностей управление приобретает качественно новый тип организации общественной жизни, так как учитывается тенденция развития экономических процессов и иных сфер жизнедеятельности общества. Иначе говоря, с понятием управления как специфического социального явления мы непременно связываем сознательное начало, волю и знание человека[11].
Управление имеет место там, где осуществляется коллективная, совместная деятельность людей. Всеобщий характер управления вытекает из объективной необходимости в регулировании, координации, согласовании усилий людей в решении поставленных перед ними задач[12]. Управление становится общественно необходимой функцией независимо от уровня и степени объединения людей в процессе совместной деятельности.
Иными словами, обязательным условием эффективной работы любого коллектива является управление, так как это связано с установлением порядка, организованности, разделения труда между работниками, определением места человека в коллективе и его функцией, формированием общей цели и производственных задач.[13]
Управление находится в ряду явлений второй (искусственной) природы возникших и развившихся в течение всей истории человеческой цивилизации. Оно создано людьми в целях сознательной саморегуляции своей жизнедеятельности и имеет в обеспечении их потребностей и интересов столь же важное значение, как семья и собственность, мораль и право, способ производства, и государство, знание и информация и другие общественные институты.[14]
Отсюда “связанность” управления с уровнем развития и организации человеческого потенциала, всей его зависимости от состояния общества, его закономерностей и форм, идеалов и ценностей. В ходе исторического развития сущность и формы управления претерпевали значительное изменение: от управления при помощи эмпирического опыта, традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению в первобытном обществе до сознательного управления общественными процессами на научной основе в современном обществе.[15]
На существующем в настоящее время этапе человеческой цивилизации управление характеризуется исключительной сложностью, так как в его орбиту вовлечены миллионы людей с их интересами и потребностями, целями и поступками. От управления, в конечном счёте, зависит состояние общества и благополучия каждого человека и с другой стороны, само управление представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов (внутри системы) и отражает многообразие взаимосвязей управляющей системы с обществом. Всё это свидетельствует о том, что управление является одной из труднейших и ответственных сфер интеллектуальной и практической деятельности[16].
В науке управления и в учебной литературе сущность управления раскрывается через понятие “воздействие”.[17]
Таким образом, выделяется главный признак управления – это активное влияние на общественные отношения, на сознание и поведение людей.
В обобщённой форме можно сказать, что управляющий субъект путём воздействия на управляемый объект пытается внести в него определённые изменения, преобразования, дать новое направление его развитию. Без управляющего воздействия нет самого управления. В известном смысле воздействие – это результатирующая деятельности, взаимодействия, отношения.
Для уяснения сущности и понимания управления следует раскрыть специфические свойства и возможности управляющего воздействия. В качестве исходной потенциальной силы в управлении выступают воля и знаниячеловека.[18]
Управляющее воздействие, прежде чем осуществиться, стать реальностью, возникает в сознании человека, проходит в нём путь развития от интуитивного ощущения необходимости что-то изменить, от замысла и раздумий до конкретных решений, подкреплённых расчётами, материальными и кадровыми ресурсами, проектами, моделями и, главное, волей – желанием и стремлением сделать дело.
А это значит, что управляющее воздействие должно содержать в себе момент целеполагания.[19]
Управление как социальный институт имеет свою организационно-структурную систему.
Роль субъекта управления состоит в обеспечении согласованного функционирования системы социального управления в целом, различных её уровней и входящих в её состав управляемых объектов – организационно оформленных коллективов людей.
Создание и функционирование организационных (административных) систем осуществляется на основе структурных принципов (линейный, функциональный, линейно-функциональной, программно-целевой и др.). [20]
В связи с этим совершенствование структуры и функционирования организаций выдвигается в число важнейших задач науки и практики управления.
Управление как социально необходимый инструмент упорядочения общественных отношений в реальной жизни проявляется по-разному. В специальной литературе управление подразделяется на отдельные виды по различным основаниям (в зависимости от сфер общественной жизнедеятельности, от структуры общественных отношений, от объектов управления и т. д.)
Многие авторы в качестве основания классификации видов управления выделяют сущностные свойства и природу субъекта управления. В этом случае выделяются:
- государственное управление (в обобщённом виде субъектом управления выступает государство);
- общественное управление (общественные, негосударственные структуры);
- менеджмент (субъект управления на хозяйственном микроуровне – руководитель, менеджер предприятия фирмы и т. д.);
- местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление).[21]
Управлению подвергается и экономика, и социальная сфера, и сфера административно-политического строительства. В свою очередь сама управленческая деятельность как специализированная человеческая деятельность приобретает свою предметную природу в зависимости от того, в какой сфере она осуществляется.[22]
С учётом властных сущностных признаков социального управления можно сформулировать следующее определение: управление представляет собой целеполагающее, властно-организующее и регулирующее воздействие специально созданных для этого управляющих субъектов(в формах организационных структур или самоуправления, на объект управления (социальную систему, её составные части, коллективы (ассоциации) людей) на основе установленных и охраняемых в обществе социальных норм.