Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (административная ответственность).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В массиве действующего российского законодательства о рекламе относительно самостоятельное и весьма значимое место занимают ведомственные нормативно-правовые акты. Надо признать, что нередко именно они, а не нормы федерального законодательства непосредственно регламентируют те или иные элементы рекламной деятельности.
Вполне понятна в этой связи важность качественной подготовки министерствами и ведомствами либо госкомитетами нормативных актов о рекламе.
"Действие системы правовых актов, – верно отмечается в юридической литературе, – осуществляется посредством единства правовых актов, которое образуется в результате структурной упорядоченности его частей, определяющей их функциональные зависимости и взаимодействие".
Анализ новейших документов этого вида показывает, что далеко не всегда они могут служить образцом юридической регуляции. Более того, порой нормы ведомственных правовых актов способны серьезно снизить эффективность реализации законодательных правил.
Обратимся в качестве иллюстрации к двум ведомственным нормативно-правовым актам, которые весьма активно применяются в юридическом поле рекламы.
1 марта 2000 года в "Российской газете" опубликован важный, практически значимый и отличающийся существенной новизной ведомственный нормативно-правовой акт – Приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 17 ноября 1999 года № 441 "Об утверждении Положения о территориальном управлении МАП России". Приказом установлены наименование и количество этого вида государственных контролирующих органов.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКЛАМЫ И ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Согласно Закону РФ "О рекламе" от 18.07.95г. N 108-ФЗ, рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Виды рекламы: наружная реклама, в том числе световая; агитационная реклама; социальная реклама; ненадлежащая реклама; контрреклама.
Развитие рекламного дела в России относят к X - XI вв., когда русские купцы прибегали к разнообразным приёмам предложения своих товаров. Обычно приглашали за определенную плату зазывалу, который, находясь возле лавок, громко извещал о достоинствах товара и его владельца.
В XIX веке получает широкое распространение печатная реклама товаров, а также реклама на круглых тумбах, установленных во многих городах. Реклама появилась на конках и трамваях. Мальчики на улицах возле магазинов и лавок вручали прохожим календари, прейскуранты. Появились специализированные рекламные конторы, рекламные бюро. Широко процветала реклама патентованных медицинских препаратов. Накануне первой мировой войны в России практически каждое второе рекламное объявление посвящалось патентованным лекарствам.
После Октябрьской революции 1917 г. содержание и задачи рекламы изменились. Одним из первых декретов советской власти реклама была монополизирована государством, предприниматели лишились возможности расширять своё дело за счет рекламы.
Публикация рекламы была объявлена исключительным правом советского правительства и местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Но начавшаяся гражданская война и разруха практически свели к нулю торговую рекламу.
После гражданской войны реклама в России получает определённое развитие. Бурное развитие рекламы началось во время НЭПа.
Много энергии и таланта отдал рекламе В.В. Маяковский, который своими меткими стихами привлекал внимание покупателей к тем или иным проблемам, либо к качеству товаров или рекламе торговых предприятий.
В 1925 г. в Париже на международной художественно-промышленной выставке были представлены работы мастеров рекламы. За цикл плакатов В.В. Маяковский и художник А.М. Радченко были награждены серебреными медалями. Но в дальнейшем с улучшением экономического положения страны рекламное дело развивается по пути совершенствования организационных форм и технической рекламы.
В 60-70 годы создаются крупные специальные организации: "Союзторгреклама" при министерстве торговли СССР, "Росторгреклама" при министерстве торговли РСФСР, "Главкоопторгреклама" при Центросоюзе СССР и другие. C целью координации рекламной деятельности организованы межведомственные советы по рекламе.
Существовал весьма идеологизированный подход к существу рекламы, который основывался на том, что капиталистическая реклама есть средство обмана и одурачивания покупателя. Технический уровень и технология использования рекламных средств также оставляли желать лучшего. Важнейшим принципом социалистической рекламы объявляется принцип её идейности, то есть подчинение задачам и функциям коммунистического воспитания народа.
Переход к рыночной экономике привел к большим изменениям организации рекламной деятельности в России. Централизованная рекламная служба министерств и ведомств развалилась - рекламные организации, и предприятия были преобразованы рекламно-информационные агентства и рекламные фирмы и конторы с преимущественно акционерными формами собственности. Сейчас в России кол-во рекламных агентств перевалило далеко за тысячу и на рекламном рынке вращаются миллиарды рублей.
Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товар либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается.
Если радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукция, а также в печатная продукция распространяются частями (сериями), сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий). Организациями средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала. Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации.
Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).
Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается.
Количеству частей (серий). Организациями средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала. Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации. Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания). Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается.
Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации".
Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающих их безопасности. Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.
В радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой:
- детские и религиозные передачи;
- образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд;
- транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным законом "о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ".
В периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.
Прерывать рекламой демонстрацию фильма, за исключением перерывов между сериями "частями", в кино- и видео-обслуживании не допускается. При справочном телефонном обслуживании реклама может предоставляться только после сообщения справки (справок), запрашиваемой абонентом.
Распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама).
При оценке наружной рекламы, расположенной в непосредственной близости от фирмы. Для всех остальных видов рекламы этот способ возможен. Причина этого эффекта состоит в том, что респондент, который знакомится с наружной рекламой, например щитовой, только в исключительных случаях звонит по телефону.
Наружная щитовая реклама в большинстве случаев находится поблизости от фирмы, и ему легче доехать или дойти до фирмы, чем звонить. Маркетинговые исследования эффективности наружной рекламы методом опроса по телефону показывают, что эти данные меньше реальных в единицы и даже десятки раз. Способом опроса по телефону можно анализировать влияние такой наружной рекламы, которая удалена от места расположения фирмы или находится на средствах транспорта.
В качестве сопроводительной акции в рамках Федерального закона "Об ограничении курения табака" желательно вблизи мест продажи табачных изделий разместить наружную социальную рекламу здорового образа жизни, содержащую дополнительные надписи о вреде курения из приложения к Приказу Министерства здравоохранения РФ № 117 от 17 апреля 2002 г. Таким образом, социальная реклама получит возможность "уравновесить" коммерческую рекламу табакокурения, тем самым напомнив потенциальным потребителям этой продукции о ее опасности для здоровья.
В статье Приказ Министерства здравоохранения РФ № 117 от 17 апреля 2002 г. "Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения табака" данного приказа утверждается основная предупредительная надпись и дополнительные надписи о вреде курения табака. Статья 2 возлагает надзор за выполнением производителями табачных изделий требований настоящего приказа на главных врачей центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации и регионах. Статья 3 возлагает контроль за исполнением настоящего приказа на первого заместителя министра здравоохранения РФ Г.Г. Онищенко.