Файл: Цель и задачи налогового учета (Принципы системы налогового учета).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
- высокая степень критичности соблюдения налогового законодательства не только для обеспечения устойчивого развития, но и для продолжения существования бизнеса. В соответствии с законодательством ошибки в налоговом учете могут приводить к значительным последствиям для бизнеса компании и ее руководителей, начиная от взыскания сравнительно высоких (20 или 40% от суммы налога) штрафов и заканчивая возбуждением уголовных дел в отношении исполнительных руководителей и главных бухгалтеров компании.
Данные особенности диктуют производителям программного обеспечения и (или) интеграторам требование о разработке специальных приложений, позволяющих обходить ограничения (отсутствие необходимого функционала) ERP-систем для целей организации корректного российского налогового учета.
Что касается первой и главной особенности, то возможность вести параллельный налоговый учет на текущий момент реализована в большинстве ERP-систем. Однако необходимо отметить, что в некоторых системах по-прежнему используется подход на основании трансформации бухгалтерских данных. Компания SAP разработала решение по налоговому учету, основанное на ведении параллельного учета, в 2002 г., т.е. практически сразу после выхода в свет главы 25 НК РФ. Данное решение предполагает однократный ввод первичного документа в систему. При этом на основании документа формируются как бухгалтерские, так и налоговые показатели, что и лежит в основе принципа параллельного налогового учета. Этот подход, во-первых, избавляет бухгалтера от двойной работы по вводу одного и того же документа для целей бухгалтерского и налогового учета, а во-вторых, связывает информацию по налоговому учету с первичными бухгалтерскими документами, что позволяет оперативно формировать пакет документов для подтверждения налоговых доходов и расходов.
Решение SAP обеспечивает формирование большей части показателей налогового учета в режиме реального времени одновременно с бухгалтерскими показателями и предлагает широкий набор средств для покрытия всех аспектов налогового учета различных хозяйственных операций. Однако существуют области налогового учета, которые в силу своей специфики предполагают некоторую вариативность решений по автоматизации в системе SAP в каждой конкретной компании. Такая вариативность связана в первую очередь с различиями в бизнес-практике компаний, действующих в различных отраслях (например, между крупным производителем продуктов питания, применяющим сложный порядок расчета остатков незавершенного производства, и крупной телекоммуникационной компанией, не имеющей незавершенного производства, но использующей сложную систему биллинга для учета доходов от реализации услуг связи). Однако даже в рамках одной отрасли для двух отдельно взятых компаний можно столкнуться с существенными различиями в методологии, которые также порождают вариативность решений по автоматизации. В качестве примера можно привести процесс распределения расходов по видам деятельности, который необходимо реализовать как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, анализируя специфику (принятый подход к распределению, перечень видов деятельности) каждой конкретной компании. Такая вариативность в выборе решений и подходов к налоговому учету не позволяет сформировать некое готовое решение по автоматизации налогового учета в рамках стандартного пакета поставки системы SAP. Решение по налоговому учету каждый раз требует адаптации, в рамках которой при поддержке методологических специалистов должен осуществляться выбор наиболее подходящих решений по отдельным областям налогового учета. Рассмотрим некоторые примеры таких областей учета.
Пример 1. В состав расходов компании входят расходы на обязательное и добровольное страхование сотрудников и имущества.
Бухгалтерский и налоговый учет расходов на страхование имеет существенные отличия:
- в суммах принимаемых расходов, например при страховании членов семей сотрудников, а также в результате нормирования расходов на страхование;
- в моменте признания расходов. Например, если по условиям договора страхования предусмотрена выплата страховой премии несколькими платежами, то в налоговом учете расходы признаются в период совершения таких платежей в сумме этих платежей с учетом срока действия договора страхования в этом периоде, а в бухгалтерском учете расходы признаются равномерно в течение срока действия договора без учета порядка осуществления платежей.
Таким образом, для целей налогового учета указанные расходы невозможно сформировать напрямую по данным бухгалтерского учета.
Для учета расходов на страхование в системе SAP, принимая во внимание указанные особенности, можно использовать два подхода.
Первый подход заключается в использовании модуля учета основных средств, поскольку механизм списания расходов будущих периодов аналогичен по своей сути механизму амортизации. При данном подходе для каждого договора страхования создается техническая карточка основных средств с использованием двух областей оценки: налоговой и бухгалтерской. При этом в каждой из областей оценки устанавливаются разные правила списания расходов на страхование (помесячно для целей РСБУ; пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде для целей налогового учета) и вводятся различные оценки расходов на страхование (исходя из суммы, указанной в договоре, для целей РСБУ; исходя из оплаты, для целей налогового учета). В результате запуска программы амортизации формируются проводки как в модуле бухгалтерского учета, так и в модуле налогового учета.
Второй подход заключается в использовании функциональности "механизм разграничения". В этом случае в системе создается специальный объект "механизма разграничения" - в данном примере таким объектом будет являться договор страхования. При этом каждый объект, аналогично карточке основного средства, имеет две области оценки (налоговую и бухгалтерскую), и для каждой области оценки можно установить свои правила списания расходов. В результате использования данной функциональности, как и при использовании первого подхода, одновременно формируются проводки для целей бухгалтерского и налогового учета.
Пример 2. Компания осуществляет производственную деятельность и в соответствии с требованиями НК РФ определяет себестоимость готовой продукции для целей налогового учета в разрезе номенклатурных позиций. При этом часть прямых расходов может быть изначально отнесена к определенной номенклатурной позиции готовой продукции (например, материальные расходы), а другая (например, амортизация) подлежит распределению между отдельными номенклатурными позициями.
Для реализации такого распределения в системе SAP можно использовать несколько подходов. Рассмотрим, например, следующие два подхода.
Первый подход заключается в использовании функциональности модуля налогового учета. В этом случае средствами модуля налогового учета рассчитывается коэффициент распределения (например, исходя из доли прямых расходов, которые напрямую относятся к определенной номенклатурной позиции готовой продукции (материальные расходы), и сумма расходов для распределения, сформированная при помощи определенных настроек системы, умножается на полученный коэффициент. Сумма расходов, полученная с помощью указанного расчета, учитывается при формировании налоговой себестоимости в разрезе каждой номенклатурной позиции.
При втором подходе используется стандартный инструмент SAP по расчету себестоимости готовой продукции (регистр материалов). Он позволяет одновременно сформировать как налоговую, так и бухгалтерскую себестоимость. Расходы, подлежащие распределению по номенклатурным позициям для целей налогового учета, будут распределены согласно алгоритму распределения данных расходов для целей РСБУ (распределение общепроизводственных расходов по номенклатурным позициям). При этом в процессе формирования себестоимости будет учитываться различная оценка стоимости материалов, амортизации в налоговом и бухгалтерском учете.
Вторая особенность налогового законодательства, заключающаяся в частом изменении его положений, может быть решена только за счет мониторинга, регулярной оценки эффекта и критичности изменений с последующей актуализацией как проведенных внедрений, так и предлагаемых к внедрению базовых средств автоматизации налогового учета. Многие интеграторы пытаются решить эти задачи собственными силами, что при отсутствии достаточного опыта выполнения таких работ может привести к существенным нарушениям корректности налогового учета в системе, которые бывает трудно или даже невозможно устранить после завершения внедрения. Компания SAP использует другой подход, заключающийся в периодическом привлечении методологических специалистов в области автоматизации налогового учета в ERP-системах, что позволяет существенно снизить собственные трудозатраты на такие операции и добиться максимального качества актуализации настроек системы.
Третья особенность налогового законодательства и правоприменительной практики, заключающаяся в значительном влиянии процессов налогового учета не только на обеспечение устойчивого развития, но и на продолжение существования бизнеса, предполагает достижении максимальной прозрачности налогового учета, что особо актуально при автоматизации налогового учета в ERP-системе. С этой точки зрения, система SAP предлагает средства, служащие для обеспечения прозрачности налогового учета:
- пакет стандартных налоговых регистров, в которых расшифрованы практически все элементы налогового учета. Инструментарий, на основании которого разработаны данные регистры, позволяет вносить в них любые изменения на уровне настроек, т.е. без использования программирования;
- средства детализации каждого показателя налогового учета, сформированного в базе налогового учета и в налоговых регистрах, вплоть до первичного документа;
- специальный инструмент анализа не учтенных для целей налогового учета операций, который обеспечивает принятие решения об обоснованности конкретной операции для целей налогового учета.
Для наиболее эффективного использования указанных средств компания SAP рекомендует использовать методологическую поддержку специалистов по автоматизации налогового учета в ERP-системах, в частности специализированной группы фирмы "PricewaterhouseCoopers". Такого рода поддержка позволит организации корректно решить задачи детализации, унификации и, возможно, корректировки отдельных элементов методологии налогового учета в контексте задачи по его автоматизации и с учетом функциональных особенностей и доступного стандартного инструментария системы SAP. Такое корректное решение, в свою очередь, позволяет осуществить оптимальный выбор альтернативных решений по автоматизации и в исключительных случаях выработать уникальное решение по доработке системы SAP под специфические бизнес-процессы или требования. В результате компания сможет определить, насколько целесообразно усложнять реализацию того или иного процесса с учетом существенных затрат на его автоматизацию, имеются ли варианты для упрощения учета данного процесса и не приведет ли данное упрощение к налоговым рискам. В конечном счете организация должна выбрать наиболее приемлемый вариант автоматизации, который будет выгоден ей с точки зрения финансовых затрат на автоматизацию и одновременно обеспечит корректное ведение налогового учета и составление налоговой отчетности.[7]
Таким образом, несмотря на все сложности, связанные с автоматизацией российского налогового учета, система SAP обладает достаточной функциональностью для его корректной автоматизации с учетом особенностей бизнес-практики каждой конкретной компании, обеспечивая при этом достаточную прозрачность налогового учета и отчетности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиков в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Общими требованиями к системе налогового учета также относятся: 1) учетная политика для целей налогообложения, которая представляет собой организационно-распорядительный документ; 2) изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций возможно в случае изменения законодательства (первое основание) или применяемых методов учета (второе основание); 3) решение о любых изменениях должно отражаться в учетной политике и применяться с начала нового налогового периода; 4) в случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, следует определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности и др.
В налоговом учете в качестве его базовых категорий выделяют: 1) объекты налогового учета - имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода или налоговой базы последующих периодов; 2) единицы налогового учета - объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода; 3) показатели налогового учета -перечень характеристик, существенных для объекта учета; 4) система налогового учета - совокупность показателей прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы; критерий их систематизации в регистрах налогового учета; определение порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах налогового учета.