Файл: Цель и задачи налогового учета (Принципы системы налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение договоров и контрактов дает возможность сопоставить и обосновать данные по доходам и расходам, отраженным в отчетности.

Бухгалтерский учет, представленный в регистрах бухгалтерского учета, берется за основу при формировании большинства доходов и многих расходов в налоговом учете. Поэтому культура бухгалтерского учета в смысле подготовки базы для налогового учета очень важна.

График документооборота позволяет определить общий порядок обработки первичных документов по основным подразделениям, действующим в составе предприятия, включая местоположение и структуру подчинения.

Ознакомившись с учетной политикой предприятия, как по бухгалтерскому, так и по налоговому учету, изучив график документооборота и подотчетности кадров, проводится экспресс-опрос кадрового состава бухгалтерской службы. Цель проведения опроса - выявление пробелов при организации бухгалтерского и налогового учета по тому или иному участку.

Чтобы создать систему налогового учета также потребуется проработка:

- перечня основных нормативных документов, прежде всего, конечно, гл. 25 НК РФ, положений по бухгалтерскому учету, инструктивных писем налоговых органов, арбитражной практики;

- перечня первичных документов не только по бухгалтерскому учету, но и документов сугубо строительного характера (смет, в том числе локальных, документов по работам, не предусмотренных в проектно-сметной документации, и т.д.);

- порядка отражения операций в регистрах аналитического и синтетического учета и отчетности;

- порядка свода налоговой декларации по налогу на прибыль с учетом принципа участия всех сотрудников бухгалтерии; степени использования компьютеров при составлении налоговой отчетности.

Налоговая база состоит из двух составляющих - доходов и расходов.

При этом строительная организация может осуществлять несколько видов деятельности, по которым соответственно придется делать отдельный расчет прямых расходов, относящихся к незавершенному производству.

При систематизации доходов и расходов изначально их следует рассматривать, во-первых, в рамках одного договора, во-вторых, в рамках отчетного (налогового) периода. Поэтому необходима специально разработанная методика учета по каждому виду деятельности.

При рассмотрении правил построения системы налогового учета строительной организации также надо определиться с видами работ и услуг, так как по последним прямые расходы могут быть включены в налоговую базу в полном объеме.


Работа - это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации или физических лиц (ст. 38 НК РФ).

Услуга - это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Например, покрасить забор - это работа, а принести краску и кисть для покраски либо дать руководящие указания об оттенке краски - это услуга.

Услуги заказчика-застройщика на самом деле не услуги, а работы, так как конечный результат деятельности заказчика-застройщика - дом, пусть даже построенный не лично исполнителем.

А вот услуги риэлтера - предоставление базы данных по недвижимому имуществу - могут быть рассмотрены с точки зрения НК РФ как услуги.

При расчете налоговой базы по налогу на прибыль предприятие должно раскрыть свой алгоритм учета. Однако в НК РФ не могут быть предусмотрены варианты и методы учета на все случаи жизни. Отраслевых рекомендаций также пока нет. Поэтому разработка методов учета по тем операциям или объектам учета, правила по которым в законодательстве не установлены, должна быть представлена в главном внутрифирменном документе предприятия - учетной политике.

В учетной политике по налоговому учету самой главной задачей является изложение порядка расчета налоговой базы, состоящей из/доходов и связанных с ними расходов, рассчитанных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. В этой учетной политике отражается принятая на предприятии совокупность допускаемых налоговым законодательством способов (методов) определения доходов и расходов, их признания, порядок оценки и распределения, а также порядок учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ состояния нормативной базы по налоговому учету показывает, что большинство предприятий должно сформировать свое собственное отношение к имеющимся нормам с точки зрения:

1) выбора способа учета из перечня вариантов, предлагаемых законодателем. Это, пожалуй, самый простой процесс при формировании учетной политики по конкретному направлению налогового учета;

2) разработки своих вариантов учета при выявлении и систематизации фактов хозяйственной деятельности, нормы в отношении которых вообще отсутствуют в системе нормативного регулирования.

Если по конкретному вопросу налоговым законодательством установлены единственно возможные методы определения налоговой базы, исчисления и уплаты налогов, эти аспекты обычно вообще не отражаются в учетной политике для целей налогообложения.


Если по конкретному вопросу в налоговом законодательстве не установлены методы определения налоговой базы или установлены противоречивые нормы, то предприятию придется разработать соответствующие методы исходя из общих принципов налогообложения и закрепить выбранные способы в своей учетной политике для целей налогообложения.

Операции, которые потребуют дополнительной проработки в целях налогового учета и фиксации в учетной политике, представлены в приложении В.

Поскольку такие операции достаточно часто встречаются в практике строительных организаций, их следует детально описать в своей учетной политике. Очевидно, что вместе с изменением подхода к стандартам учетной работы в области налогового учета, несомненно, изменится и сама методология налогообложения. Это, конечно, очень выгодно, так как будут снижены риски штрафных санкций, вырастет конкурентоспособность компании.

Такой подход к постановке налогового учета был успешно внедрен на многих предприятиях строительной отрасли.[5]

ГЛАВА 2 РАСКРЫТИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

2.1 Раскрытие налогового учета в России

Налог на прибыль (так называемый налог на прибыль организаций) является гораздо более сложным в Российской Федерации, чем например в Чехии. Во-первых, особый вид бухгалтерского учета - налоговый учет существует для расчета этого налога. Российские компании должны вести налоговый учет на постоянной основе.

Налог на прибыль рассчитывается в конце на­логового периода для подготовки налоговых дек­лараций в соответствии с чешским законодатель­ством. Согласно российской системе, каждая опе­рация отражается как в бухгалтерском, так и в на­логовом учете в течение отчетного периода. В ос­новном, эти записи похожи, но есть и различия, одно и то же событие оценивается по-разному в налоговом учете и согласно правилам бухгалтер­ского учета. В этом случае финансовый учет будет отражать реальную сумму сделки, так как этот тип учета должен предоставлять своим пользователям полную и достоверную информацию о состоянии активов и обязательств. В налоговом учете, будет записано максимально допустимое количество, или ноль (например, если расходы не облагаются налогом), или суммы, определенные в соответст­вии с налоговым законодательством. Разница ме­жду этими двумя типами учета должна быть запи­сана в финансовой отчетности, в связи с тем, что расчет налоговых поступлений был бы возможен в финансовой отчетности.


Есть постоянные разницы, которые появляются из-за отсутствия вычетов или ограничения опре­деленных расходов и доходов в соответствии с налоговым законодательством, и временных раз­ниц, возникающих из различных методов аморти­зации, различного срока полезного использования активов, различных методов оценки запасов и т.д.

Все эти ситуации строго регулируются стан­дартным положением Российского бухгалтерского учета № 18/02 (ПБУ), «Доходы налогового учета», и Планом счетов. Таким образом, счета 68 "Налог на прибыль", 99 "Прибыли и убытки", 09 "Отло­женные налоговые активы», 77 «Отложенные на­логовые обязательства» используются для упомя­нутых выше операций. Постоянные расхождения приводят к постоянным налоговым активам (Дебет 68 Кредит 99 - снижение налогов, прибыль растет) или постоянным налоговым обязательствам (Де­бет 99 Кредит 68 - увеличение налога на прибыль). Отложенные налоговые активы (дебет 09 Кредит 68 - налог на увеличение в текущем периоде, но уменьшается в более поздние периоды) и отло­женные налоговые обязательства (дебет 68 Кредит 77 - наоборот, снижение налогов в текущем пе­риоде, но растет в более поздние периоды) возни­кают из-за временных разниц (ПБУ 18/02, 2002). В России, бухгалтерский и налоговый период по на­логу на прибыль - один календарный год .

Чтобы проиллюстрировать эту ситуацию, я дам свой собственный пример.

Рекламные расходы в российской финансовой отчетности отражаются в полном объеме, но налог составляет не более 1% от доходов за период. Ес­ли эти расходы не превышают предела, записи в бухгалтерском и налоговом учете совпадают. Те­перь представьте, что предел был превышен. Предположим, что ABC- компания имеет чистую выручку 100 000 рублей на конец налогового пе­риода. Расходы на рекламу - 5000 рублей. В нало­говом учете мы показываем максимально допус­тимое количество = 100000 * 1% = 1000 рублей. В финансовой отчетности, мы фиксируем реальную сумму сделки 5000 рублей, а затем постоянное налоговое обязательство = (5000 - 1000) * 20% = 800 рублей. Это означает, что ABC-компания должна платить дополнительные 800 рублей по­доходного налога.

В России система учета затрат имеет некоторые отличия от МСБУ. Начиная с 2011 года (в России, Постановление Правительства РФ от 25. 02. 2011 № 107) МСБУ применяются в России, но не игно­рируют российскую систему бухгалтерского уче­та. МСБУ в России в основном используются крупными многонациональными или консолиди­рованными компаниями.

В отличие от российских стандартов, Между­народные стандарты бухгалтерского учета не со­держат специального документа по учету затрат. Некоторые расходы перечислены в «рамочной» основе для финансовой отчетности. Некоторые виды затрат определяются в большинстве стандар­тов, регламентирующих учет различных видов активов и обязательств.


В соответствии с МСБУ, признание затрат ос­новывается на прямом сравнении между затратами и связанными с ними доходами. Например, раз­личные компоненты затрат, которые составляют

Значительное снижение в 2011 году можно объяснить тем, что федеральная налоговая служба (ФНЛ) РФ издала приказ No. 7-7 / 147 от 09.02.2011, согласно которому налоговые инспек­торы могут подать в суд на компанию, только если ФНС уже выиграла несколько подобных случаев.

Важным отличием является то, что операции по МСБУ не могут быть документально оформлены. Например, годовые премии, как правило, утвер­ждаются в следующем году.

В соответствии с МСБУ, бухгалтер должен оценить примерное количество потенциальных бонусов (например, на основе опыта) и записать эту сумму в 2014 году (оценочная стоимость). По­сле расчета и оплаты (в 2015 году), разница между фактической суммой и оценочной стоимости ока­зывает влияние на прибыли и убытки в 2015 г. Однако, разница, как правило, очень мала.

2.2 Автоматизация налогового учета

Информационные системы, предназначенные для автоматизации учета и управления (ERP-системы) уже стали неотъемлемой составляющей деятельности крупных и средних предприятий - подавляющее большинство компаний либо не так давно прошли процесс внедрения, либо находятся на одной из его стадий. Как правило, ERP-системы строятся по модульному принципу и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании. И если бухгалтерский учет согласно РСБУ достаточно полно реализован практически в любой современной ERP-системе, то с таким ключевым процессом, как налоговый учет, дела обстоят немного сложнее.

Российское налоговое законодательство, а также соответствующая правоприменительная практика имеют ряд особенностей, которые налагают существенные ограничения на реализацию налогового учета в ERP-системах:

- в принципе не уникальное, но вместе с тем достаточно редкое в мировой практике требование о ведении отдельного (т.е. параллельного бухгалтерскому) налогового учета, а не более распространенного варианта использования отдельных поправок (корректировок) к данным бухгалтерского учета для налоговых целей;

- частое изменение положений налогового законодательства, в том числе в части существенных аспектов, влияющих на решения по автоматизации. Следует отметить, что практика пересмотра/дополнения/отмены положений законодательства усилилась в период нестабильности экономической ситуации в мире;