Файл: Проектирование реализации операций бизнес–процесса «Управление персоналом»..pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Выбор комплекса задач автоматизации
1.2 Характеристика существующих бизнес–процессов
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
2.1 Информационная модель и ее описание
2.2. Характеристика нормативно–справочной, входной и оперативной информации
2.3. Характеристика результатной информации
2.4. Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
2.5. Характеристика базы данных
2.6. Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
2.7. Описание программных модулей
В многопользовательских ОС существуют средства защиты информации каждого пользователя от несанкционированного доступа других пользователей.
Многопроцессорные и однопроцессорные операционные системы. Одним из важных свойств ОС является наличие в ней средств поддержки многопроцессорной обработки данных. Такие средства существуют в OS/2, Net Ware, Widows NT.По способу организации вычислительного процесса эти ОС могут быть разделены на асимметричные и симметричные.
Одним из важнейших признаков классификации ЭВМ является разделение их на локальные и сетевые. Локальные ОС применяются на автономных ПК или ПК, которые используются в компьютерных сетях в качестве клиента.
В состав локальных ОС входит клиентская часть ПО для доступа к удаленным ресурсам и услугам. Сетевые ОС предназначены для управления ресурсами ПК включенных в сеть с целью совместного использования ресурсов. Они представляют мощные средства разграничения доступа к информации, ее целостности и другие возможности использования сетевых ресурсов [7].
Базы данных также классифицируются по нескольким признакам.
По технологии обработки данных базы данных подразделяются на централизованные и распределенные.
Централизованная база данных хранится в памяти одной вычислительной системы.
Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети. Работа с такой базой осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД) [11].
По способу доступа к данным базы данных подразделяются на базы данных с локальным доступом и базы данных с удаленным (сетевым) доступом.
Системы централизованных баз данных с сетевым доступом предполагают различные архитектуры подобных систем:
- Файл–сервер (Предполагает выделение одной из машин сети в качестве центральной (сервер файлов). На такой машине хранится совместно используемая централизованная БД. Все другие машины сети выполняют функции рабочих станций, с помощью которых поддерживается доступ пользовательской системы к централизованной базе данных. Файлы баз данных в соответствии с пользовательскими запросами передаются на рабочие станции, где в основном и производится обработка).
- Клиент–сервер (Подразумевается, что помимо хранения централизованной базы данных центральная машина (сервер баз данных) должна обеспечивать выполнение основного объема обработки данных. Запрос на данные, выдаваемый клиентом (рабочей станцией), порождает поиск и извлечение данных на сервере) [7].
Компьютерные программы, предназначенные для создания баз данных, обработки, поиска и выдачи данных, получили название систем управления базами данных (СУБД).
СУБД – комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД несколькими пользователями. СУБД позволяет: создавать БД; вставлять, обновлять, удалять и извлекать информацию из БД; предоставляет контролируемый доступ к базе данных [10].
СУБД состоит из:
- Подсистемы средств проектирования – набор инструментов управляющих проектированием и реализующие БД и приложения. Это средства для создания таблиц, форм, отчетов, запросов, схемы данных, языки программирования.
- Подсистема средств обработки – занимается обработкой компонентов приложений созданных с помощью средств проектирования.
- Ядро СУБД – выполняет функцию посредника между подсистемой средств проектирования и подсистемой средств обработки и самими данными. Ядро СУБД получает запросы от этих подсистем, выраженной в терминах таблиц, строк, столбцов таблиц и преобразует эти запросы в команды операционной системы выполняющих запись и чтение данных непосредственно с физического носителя. Ядро участвует в управлении транзакциями, блокировками, резервном копировании и восстановлении данных [10].
По степени универсальности различают два класса СУБД:
- системы общего назначения – это сложные программные комплексы, предназначенные для выполнения всей совокупности функций, связанных с созданием и эксплуатацией базы данных информационной системы;
- специализированные системы, которые создаются в редких случаях при невозможности или нецелесообразности использования СУБД общего назначения.
СУБД характеризуются следующими параметрами:
- Временем выполнения запросов.
- Скоростью поиска информации.
- Временем генерации отчетов.
- Максимальное число параллельных обращений к данным в многопользовательском режиме [10].
После анализа рассмотренной информации выбор был остановлен на системе управления базами данных MS Access.
Microsoft Access является настольной СУБД (система управления базами данных) реляционного типа. Достоинством Access является то, что она имеет очень простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственную базу данных, но и разрабатывать приложения, используя встроенные средства.
В отличие от других настольных СУБД, Access хранит все данные в одном файле, хотя и распределяет их по разным таблицам, как и положено реляционной СУБД. К этим данным относится не только информация в таблицах, но и другие объекты базы данных, которые будут описаны ниже.
Для выполнения почти всех основных операций Access предлагает большое количество Мастеров (Wizards), которые делают основную работу за пользователя при работе с данными и разработке приложений, помогают избежать рутинных действий и облегчают работу неискушенному в программировании пользователю.
Создание многопользовательской БД Access и получение одновременного доступа нескольких пользователей к общей базе данных возможно в локальной одноранговой сети или в сети с файловым сервером. Сеть обеспечивает аппаратную и программную поддержку обмена данными между компьютерами. Access следит за разграничением доступа разных пользователей к БД и обеспечивает защиту данных. При одновременной работе. Так как Access не является клиент серверной СУБД, возможности его по обеспечению многопользовательской работы несколько ограничены. Обычно для доступа к данным по сети с нескольких рабочих станций, файл БД Access (с расширением *.mdb) выкладывается на файловый сервер. При этом обработка данных ведется в основном на клиенте – там, где запущено приложение, в силу принципов организации файловых СУБД. Этот фактор ограничивает использование Access для обеспечения работы множества пользователей (более 15–20) и при большом количестве данных в таблицах, так как многократно возрастает нагрузка на сеть [4].
В плане поддержки целостности данных Access отвечает только моделям БД небольшой и средней сложности. В нем отсутствуют такие средства как триггеры и хранимые процедуры, что заставляет разработчиков возлагать поддержание бизнес логики БД на клиентскую программу.
В отношении защиты информации и разграничения доступа Access не имеет надежных стандартных средств. В стандартные способы защиты входит защита с использованием пароля БД и защита с использованием пароля пользователя. Снятие такой защиты не представляет сложности для специалиста.
Однако, при известных недостатках MS Access обладает большим количеством преимуществ по сравнению с системами подобного класса.
В первую очередь можно отметить распространенность, которая обусловлена тем, что Access является продуктом компании Microsoft, программное обеспечение и операционные системы которой использует большая часть пользователей персональных компьютеров. MS Access полностью совместим с операционной системой Windows, постоянно обновляется производителем, поддерживает множество языков [12].
В целом MS Access предоставляет большое количество возможностей за сравнительно небольшую стоимость. Также необходимо отметить ориентированность на пользователя с разной профессиональной подготовкой, что выражается в наличии большого количества вспомогательных средств, развитую систему справки и понятный интерфейс. Эти средства облегчают проектирование, создание БД и выборку данных из нее.
Проектная часть
2.1 Информационная модель и ее описание
Информационная модель включает в себя несколько справочников, в которые осуществляется запись информации.
Справочники перечислены ниже:
- Справочник сотрудников;
- Справочник менеджеров;
- Справочник документов.
Помимо перечисленных, подразумевается один вспомогательный справочник, который содержит информацию о пользователях и их учетных данных. Информационная модель представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Информационная модель
2.2. Характеристика нормативно–справочной, входной и оперативной информации
Для проектируемой системы входной информацией будут считаться:
- информация о сотрудниках;
- данные о менеджерах;
- сведения о документах.
В ключе данного проекта нормативно–справочной информацией можно назвать информацию о менеджерах, их личные данные и др.
Информация, вводимая в формы и хранимая в справочниках, должна быть систематизирована. Обеспечить это позволяют грамотно построенные формы, в которые водится информация (Рисунок 4).
Рисунок 4 Форма ввода данных
Справочники подключены к формам и заполняются автоматически при заполнении соответствующих форм. Перечень и свойства справочников представлены в Таблице 9.
Таблица 9
Перечень справочников
Название справочника |
Ответственный за введение |
Среднее число записей |
Средняя частота актуализации |
Средний объем актуализации % |
Справочник сотрудников |
Отдел по персоналу |
неограниченно |
1/мес |
0–100 |
Справочник менеджеров |
Отдел по персоналу |
неограниченно |
1/мес |
0–100 |
Справочник документов |
Отдел по персоналу |
неограниченно |
28–31/мес |
0–100 |
Входные документы охарактеризованы в Таблице 10.
Таблица 10
Характеристика входных документов
Код документа |
Наименование |
Источник получения |
Частота возникн/мес |
Число строк |
01 |
Заявление о приеме |
Отдел по персоналу |
неограниченно |
неограниченно |
02 |
Заявление об увольнении |
Отдел по персоналу |
неограниченно |
неограниченно |
03 |
Отчеты |
Отдел по персоналу |
неограниченно |
неограниченно |
Характеристика выходных документов приведена в Таблице 11.
Таблица 11
Характеристика выходных документов
Код документа |
Наименование |
Источник получения |
Частота возникн/мес |
Число строк |
04 |
Приказ о приеме |
Отдел по персоналу |
28–31 |
неограниченно |
05 |
Приказ об увольнении |
Отдел по персоналу |
неограниченно |
неограниченно |
06 |
Перечень сотрудников |
Отдел по персоналу |
неограниченно |
неограниченно |
2.3. Характеристика результатной информации
Результатная информация может быть представлена в виде результата выполнения запроса, отчета, формы стандартного вида. В данном случае результатной информацией будут отчеты о сотрудниках, отчеты о менеджерах т.п.
Перечень и характеристика результатных документов отображена в Таблице 12.
Таблица 12
Характеристика результатных документов
Наименование |
Источник формирования |
Частота формир/мес |
Структура документа |
Способ доставки |
Отчеты о сотрудниках |
Заявления о приеме Перечень сотрудников |
1 |
Оригинальная |
Вывод формы на экран |
Отчеты о менеджерах |
Перечень менеджеров |
1 |
Оригинальная |
Вывод формы на экран |
Отчеты о документах |
Перечень документов |
неограниченно |
Стандартная |
Вывод формы на экран |