Файл: Учёт ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства (Моделирование бизнес-процессов «как есть» ).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 4
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность организаций представляет собой комплекс бизнес-процессов. Бизнес-процессом называют совокупность взаимосвязанных работ, которые направлены на то, чтобы создать какую-либо услугу или продукт для конечного потребителя.
Бизнес-процессы охватывают всю деятельность организации: от административной до сбытовой. Как правило, одни и те же функции в каждой организации имеют индивидуальную структуру. Это зависит от особенностей внутренней среды организации.
Отсюда могут возникнуть сложности в осуществлении бизнес-процесса, которые могут негативно повлиять на его эффективность. Руководитель может не догадываться о том, какое именно звено бизнес-процесса оказывает негативное влияние. Поэтому был разработан ряд методов, направленных на анализ бизнес-процессов.
Одним из методов анализа бизнес-процессов является структурный метод исследования, в котором осуществляется общий обзор деятельности организации с последующей детализацией. Для структурного анализа характерны следующие действия:
- разбиение на уровни абстракции с ограничением числа элементов на каждом из уровней;
- ограничение контекста, для того, чтобы он включал лишь существенные на каждом уровне детали;
- использование строгих формальных правил записи;
- последовательное приближение к конечному результату.
Применение методов структурного анализа помогают осуществить анализ сложных систем с помощью разделения их на более простые составные части. При этом аналитику не требуется знать способы работы этих частей, а только их входы, выходы и назначение.
Результаты анализа бизнес-процессов представляют собой перечень недостатков существующей системы. По результатам анализа составляется новая модель бизнес-процессов, в которой были учтены и устранены выявленные недостатки. В результате создается новый регламент осуществления бизнес-процессов организации.
Актуальность работы заключается в повышении качества выполнения бизнес-процессов с помощью применения методов структурного анализа.
Объектом исследования является процесс учета ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства.
Предметом исследования является автоматизация процесса учета ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства.
Целью работы является разработка регламента выполнения процесса учета ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Дать описание предметной области.
- Выбрать средства моделирования бизнес-процессов.
- Осуществить моделирование бизнес-процессов «как есть».
- Описать мероприятия по улучшению бизнес-процессов.
- Осуществить моделирование бизнес-процессов «как должно быть».
1. Аналитическая часть
1.1. Описание предметной области. Постановка задачи
Ремонтные работы, которые проводятся сотрудниками жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) должны подлежать учету. Учет ремонтных работ ЖКХ регламентируется Постановлением Госстроя № 9 РФ от 23.02.1999г. «Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства» [1].
Согласно второй части ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая компания (УО) по заданию другой стороны - собственников помещений в многоквартирном доме (МКД) – обязана проводить работы по текущему ремонту общего имущества [1]. При этом оплата за предоставление услуг текущего ремонта включается в состав платы за содержание жилого помещения. Принятая оплата за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества является выручкой управляющей компании.
Учет ремонтных работ, проведенных ЖКХ, отражается в бухгалтерском учете. В плане счетов бухгалтерского учета для этого предназначен счет 90 «Продажи». Все операции, проведенные в рамках ремонтных работ, отражаются по кредиту счета. «Выручка по договорам с покупателями» признается организацией по мере выполнения обязанностей путем передачи обещанного товара или услуги (то есть актива) покупателю. В случае с выполнением ремонтных работ, оплата за проделанную работу учитывается по мере выполнения ремонтных работ сотрудниками ЖКХ. Выручка УО идентифицируется согласно пп. 22–30 МСФО (IFRS) [2]. А все услуги и работы, которые были выполнены или оказаны в различные периоды, отражаются обособленно.
Для ведения учета ремонтных работ необходимо осуществить организацию аналитического учета доходов от выполненных работ по текущему ремонту общего имущества на счете 90 «Продажи». В пользу данного утверждения об обособленном учете выручки по текущему ремонту от других доходов на содержание общего имущества говорит тот факт, что решение о текущем ремонте принимается особым образом – общим собранием собственников помещений либо советом МКД.
Помимо этого, существуют два национальных стандарта, согласно которым услуги по текущему ремонту и услуги по содержанию общего имущества МКД должны быть обособленными:
- приказ Росстандарта от 27.10.2014 № 1444‑ст (введен в действие 01.07.2015);
- приказ Росстандарта от 29.07.2015 № 1005‑ст (введен в действие 01.04.2016).
Услуги по текущему ремонту общего имущества МКД согласно ст. 146 НК РФ подлежат налогообложению НДС. При этом согласно подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ УО может быть освобождена от уплаты НДС [3]. Освобождение от уплаты НДС предоставляется в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД у организаций и ИП, непосредственно выполняющих (оказывающих) работы (услуги). В этом случае НДС на стоимость выполненных работ не начисляется, и при предъявлении подрядчиком суммы НДС по выполненным работам по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома она учитывается в стоимости выполненных работ на основании п. 2 ст. 170 НК РФ.
Если УО применяется освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, из бюджета города субсидий, связанных с оплатой работ (услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, такие денежные средства в налоговую базу не включаются. Эта позиция изложена в письме Минфина России от 31.08.2015 № 03‑07‑11/49921 [7].
Комплекс ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства включает в себя определенный перечень действий. При этом комплекс работ регламентируется нормативно-правовым актом, который перечисляет все наименования работ, что включает в себя содержание и текущий ремонт жилого помещения.
Перечень ремонтных работ жилищно-коммунального хозяйства регламентирован Постановлением Правительства № 491 от 13 августа 2006 года. В соответствии с этим документом, УО, в рамках надзора за содержанием и ремонтом жилья должны выполнять ряд действий, к которым относятся:
- Работы по освещению общедомового имущества.
- Уборка общедомовых помещений в соответствии с санитарными нормами.
- Земельные работы на участках возле многоквартирного дома (озеленение).
- Сбор бытовых отходов.
- Вывоз бытовых отходов самостоятельно или же при помощи соответствующих компаний.
- Соблюдение мер пожарной безопасности.
- Обеспечение поддержания в помещениях установленной законом температуры, а также уровня влажности.
- Осмотр общедомовых помещений с целью выявления несоответствия нормам, а также, грозящие жизни, здоровью и удобству жильцов.
- Своевременное проведение текущего и планового ремонта.
- Подготовка к эксплуатации общедомового имущества.
Поскольку к учету принимаются только те услуги, которые уже были предоставлены, необходимо наличие документа, подтверждающего факт оказания услуги. Согласно приказу Минстроя РФ от 26.10.2015 № 761/пр таким документом является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД. Форма документа вступила в силу 16.02.2016.
Согласно федеральному законодательству, существует ряд ситуаций, в которых составление акта выполненных работ в отношении общего имущества в МКД является обязательным. К таким ситуациям относятся:
- оплата работ по капитальному ремонту за счет средств, выделенных в том числе из Фонда содействия реформированию ЖКХ;
- перечисление денежных средств со специального счета, на котором аккумулируются средства фонда капитального ремонта, в адрес лиц, выполнивших работы по капитальному ремонту общего имущества, осуществляется при представлении среди прочего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ согласно договору;
- приемка оказанных услуг и (или) выполненных работ, созданной комиссией с участием управляющих МКД и представителей собственников помещений в доме.
Согласно п. 5 ч. 5 ст. 189 ЖК РФ решением общего собрания жильцов должно быть определено лицо, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Таким образом, в первом приближении можно сделать следующие выводы:
- по ремонтным работам управляющий должен составлять акты;
- по услугам по содержанию общего имущества акты составляются, только если это предусмотрено договором управления МКД.
Согласно Приказу Минстроя РФ № 761 форма акта выполненных работ утверждена в соответствии с п. 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
Согласно данной норме сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в акте выполненных работ, который является составной частью технической документации на МКД.
Таким образом Акт о приемке результатов работ является документом, удостоверяющим сдачу результата работ исполнителем и его приемку заказчиком.
Смета является одним из способов установления цены работ по договору подряда.
Согласно п. 2.3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, опись ремонтных работ на каждое строение, включенное в годовой план текущего ремонта, разрабатывается и согласовывается с собственником жилищного фонда, уполномоченным или руководителем организации по обслуживанию жилищного фонда в установленные сроки [4].
Правила осуществления деятельности по управлению МКД не дают разграничить работы и услуги в целях фиксации их приемки и контроля за их выполнением и оказанием. Собственники помещений имеют право в любое время запрашивать и получать от ответственных лиц информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ, а также проверять объемы, качество и периодичность их оказания и выполнения (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы).
В отличие от составления акта приемки выполненных работ, приемка оказанных услуг чаще всего оказывается формальностью. Содержание общего имущества – комплекс разнородных услуг с разными моментами осуществления, многие услуги оказываются по мере необходимости или непрерывно. В этом случае доказательством того факта, что услуга оказана, будет отсутствие зафиксированного факта неоказания услуги. Именно на этом принципе основан алгоритм снижения размера платы за жилое помещение, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Если таких актов нет, значит, услуга оказана, составление общего акта за какой-либо период следует считать формальностью.
Из формы акта следует, что на стороне заказчика всегда выступают собственники помещений в МКД (указывается адрес дома). От их имени выступает гражданин (приводятся его Ф.И.О.), являющийся собственником квартиры в МКД. В частности, им может быть председатель совета МКД (избирается в случае управления УК) либо уполномоченный собственник помещения.
Также в акте есть место для указания основания, на котором действует такой собственник помещения, – решения общего собрания собственников помещений в МКД либо доверенности (следует вписать реквизиты соответствующего документа). Общим собранием собственников помещений выбирается совет МКД, а затем из числа его членов – председатель совета (ч. 1, 6 ст. 161.1 ЖК РФ). Если в доме реализован способ непосредственного управления, по решению общего собрания собственников от их имени в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ).