Файл: Проблемы профессиональных стрессов, профессиональное выгорание (Симптомы эмоционального выгорания и степени его выраженности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

[19].http://www.academy.edu.by/files/prof%20em%20vigorania%202019/Maslach.pdf

[30]https://psytests.org/boyko/burnout.html

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним илименьше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, неполучишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается нарезультатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональнуюотзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь отних признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть вобласти сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственнымруководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование,повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение сдрузьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касаетсядела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошемнастроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, бездуши.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь имчего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшениефизического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологическиеперегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти

безысходной).[30]

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес состороны партнера(ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего спартнерами я не принимаю близко к сердцу

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.


58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, берегиздоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы невидеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, .очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которыея затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобыпоступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение,внимание.

7. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих

страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

[30]https://psytests.org/boyko/burnout.html

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю

в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам),забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) вобщении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так,чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живоечувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала -обозлила,сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных[31]

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов«выгорания»,

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фазформирования «выгорания»,

3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» -сумма показателей всех 12-ти симптомов.


Фаза « НАПРЯЖЕНИЕ»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2),-37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность собой:-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5),+74(3)

3. "Загнанность в клетку":+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

[31]https://5psy.ru/testi/diagnostiki-urovnya-emocionalnogo-vygoraniya.html

4. Тревога и депрессия:+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

Фаза «РЕЗИСТЕНЦИЯ»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:+5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)2.

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3),+42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

3. Расширение сферы экономии эмоций:+7(2), +19(10), -31(2), +43(5),+55(3), +67(3), -79(5)

4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

Фаза «ИСТОЩЕНИЕ»

1. Эмоциональный дефицит:+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10),+81(2)

2. Эмоциональная отстраненность:+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3),+47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2),+36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов[31]

Предложенная методика дает подробную картину синдрома«эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельновзятые симптомы.

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0до 30 баллов:

9 и менее баллов — не сложившийся симптом,

10-15 баллов — складывающийся симптом,

16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующимв фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания».Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятсядоминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.,

[31]https://5psy.ru/testi/diagnostiki-urovnya-emocionalnogo-vygoraniya.html

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмыслениепоказателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и«истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо несвидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, чтоизмеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние ивнутренние факторы,

приемы психологической защиты, состояние нервнойсистемы.По количественным показателям правомерно судить только о том,насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большейили меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;


37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями,подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можнодать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно,наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Освещаются следующие вопросы:

- какие симптомы доминируют;

- какими сложившимися и доминирующими симптомамисопровождается «истощение»;[32]

- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторамипрофессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику«выгорания», или субъективными факторами;

- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощаютэмоциональное состояние личности;

- каких направлениях надо влиять на производственную обстановку,

чтобы снизить нервное напряжение;

- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежаткоррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущербаей, профессиональной деятельности и партнерам.

[32]http://neurodoc.ru/bolezni/psycho/sindrom-emocionalnogo-vygoraniya.html

Теория для интерпретации

В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения,усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью.

Проявляется в таких симптомах:

• переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимаетусловия работы и профессиональные межличностные отношения какпсихотравмирующие);

• недовольство собой (недовольство собственной профессиональнойдеятельностью и собой как профессионалом);

• «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменитьработу или вообще профессиональную деятельность;

• тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности,повышение нервности, депрессивные настроения.

2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональнымистощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций,которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным.[33]

На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональнойдеятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточногопереутомления.

Проявляется в таких симптомах:

• Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – не контролированноевлияние настроения на профессиональные отношения;

• Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия впрофессиональных отношениях;


• Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение,желание прекратить любые коммуникации;

• Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональнойдеятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнениепрофессиональных обязанностей.

3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека,опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений,нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношенияк тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений.

[33]https://studme.org/148965/psihologiya/faza_rezistentsiya_soprotivlenie

Проявляется в таких симптомах:

• Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фонепереутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм иопустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;

• Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональныхкоммуникациях;

• Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональныхотношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;

• Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия,развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головнаяболь, проблемы с давлением.

4.2.Опросник «Экспресс-оценка выгорания»(В. Каппони, Т. Новак)

Экспресс оценка выгорания содержит 10 вопросов. На вопросы необходимоотвечать "да" или "нет".[34]

Инструкция к тесту

Тест предназначен для диагностики первых симптомов синдромаэмоционального выгорания.На следующие предложения отвечайте "да" или "нет". Количествоположительных ответов подсчитайте.

1.Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен (да, нет).

2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет,инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления (да, нет).

3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни ите же разговоры (да,нет).

4. То насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнениюс тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики,посетители, заказчики) (да, нет).

5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался(отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия вконференциях и т.д.(да, нет).