Файл: Проблемы профессиональных стрессов, профессиональное выгорание (Симптомы эмоционального выгорания и степени его выраженности).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания
Глава 2. Симптомы эмоционального выгорания и степени его выраженности
Глава 3. Особенности профилактики эмоционального выгорания
Глава 4. Диагностика уровня эмоционального выгорания
4.1. Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
4.2.Опросник «Экспресс-оценка выгорания»(В. Каппони, Т. Новак)
4.3. Методика «Колесо жизненного баланса»(Пол Дж. Майер)
Глава 5. Формирование навыков самопознания и саморазвития личности
Введение
«Нужна гармония. Знать и предвидеть себя, и
умело пользоваться своими внутренними
рычагами. И выносливость к напряжениям, и
умение делать жизнь легкой и приятной. И
спартанство, и сибаритство, и роскошь, и
аскетизм. У разных людей «удельный вес»
самопреодоления к жизни различен и неодинаков
в разные периоды: здесь нельзя устанавливать
нормы!» Леви В.[1]
Актуальность этой темы обусловлена все возрастающими требованиями со стороны общества к личности занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.[2]
Объектом курсового исследования являетсяпроцесс возникновения синдрома«эмоционального выгорания».Предмет исследования: синдром «эмоционального выгорания» yпредставителей различных профессиональных групп.
[1] Леви В. Искусство быть собой, -М., 1977. – С.107 -113
[2] Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.
Целью курсового исследования является изучение и выявлениеy представителей различных профессиональных групп особенностей профессионального выгорания и его профилактики.[3]
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности проявления синдрома эмоциональноговыгорания.
2. Выявить признаки - симптомы эмоционального выгорания и степени его выраженности.
3. Охарактеризовать особенности профилактики эмоциональноговыгорания.
4. Провести диагностирование уровня эмоционального выгорания.
5. Сформировать навыки самопознания и саморазвития личности.
При написании курсового исследования были использованы работы ведущих специалистов.
Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении сформулированы цели, задачи, объект, предмет, актуальность, изученность темы, содержание работы.
В заключении представлены основные выводы по курсовому исследованию.
Список использованной литературы состоит из 22 библиографических описаний источников.
[3]https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=794943© Библиофонд
5
Глава 1.Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание в настоящее время является массовымсоциально-психологическим явлением, способствующим снижению качествапрофессиональной деятельности, ухудшению самочувствия и здоровья.На современном этапе развития российского общества в условияхсоциально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда,социальных стрессов, растут требования, предъявляемые кпрофессионализму личности. Однако далеко не каждый можетадаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональнуюдеятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развитиянеблагоприятных психических состояний.В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии развития,акмеологии (раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени «акме» индивидуального развития), медицинской психологии, психологии труда являетсяисследование специфических социально-психологических явлений, к числукоторых относится и «эмоциональное выгорание» среди профессионаловразных областей труда, разработка программ по их предупреждению икоррекции.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.[4]
Синдром эмоционального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных и психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.Когнитивная сложность (от лат. cоgnitiо - знание) - форма когнитивного стиля. Индивидуальная степень дифференцированности сознания, которая обусловливает особенности классификации и категоризации различных жизненных событий.
[4]https://infourok.ru/emocionalnoe__vygoranie_lichnosti_osobennosti_prichiny_diagnostika-392195.htm
6
Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций (Водопьянова, Старченкова, 2005).[5]
На Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения (2005) отмечено: стресс, связанный с работой, - одна из важнейших проблема примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза.
В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 - «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни»). Термин «burnout» (эмоциональное выгорание) был введен
американским психиатром X. Дж. Фрейденберегром в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, профессиональная деятельность которых связана с интенсивным и тесным общением с клиентами (пациентами). В отечественной психологии синдром эмоционального выгорания привлек внимание специалистов и стал предметом исследования с середины 1990-х годов.Определений СЭВ (синдром эмоционального выгорания) существует огромное количество, рассмотрим лишь основные понятия.
ГербертФрейденбергер, впервые описавший синдром эмоционального выгорания, считает, что это - «истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается их эффективность в целях и действиях».
Позже КристинаМаслач определила СЭВ как потерю интереса и осторожности в работе. А впоследствии, развив свое учение, она представила это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам,дегуманизация отношения к объектам своей деятельности, редукция профессиональных достижений - занижение своих профессиональных успехов».«Эмоциональное сгорание - трехмерный синдром, характеризующийся истощением, деперсонализацией и понижением профессиональной самооценки». Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
[5]https://avidreaders.ru/book/sindrom-vygoraniya.html
7
В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
КэриЧернисс (С. Cherniss) в 1980 году определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении.В 1986 г. американские учёные Кристина Маслач и Сьюзан Джексон выделили три основные группы проявлений данного состояния:
- эмоциональное истощение, чувство эмоциональной опустошённости и усталости;
- деперсонализация, дегуманизация отношения к объектам своей деятельности;
- редукция профессиональных достижений, занижение своих профессиональных успехов.
«Синдром эмоционального выгорания - синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры».[6][7]
Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи. Синдром эмоционального выгорания - эмоциональное истощение, невозможность сострадать.
Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Виктор Бойко.[8]
[6] https://www.b17.ru/books.php?autor=maslach
[7] Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии, СПб.: Питер, 2001. — 528 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
[8]Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб.: [Сударыня], [1999]. - 28, [1] с.; 19 см.; ISBN 5-87499--048-8
Он пишет, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.Эмоциональное выгорание В.В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными - его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности. Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов предпосылок – внешних и внутренних.
Внешние факторы, провоцирующие «выгорание»:
- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.
- дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки общеизвестны: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность.Например, учащихся в классе, пациентов, принимаемых за рабочую смену, клиентов, обслуживаемых за день. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте и т. п., а затем на взаимоотношениях обеих сторон;
- повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей, блюстителей общественного порядка, обслуживающего персонала. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, сочувствовать; предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – заказчиков, пациентов, учащихся, клиентов,
пассажиров, покупателей. Особенно высока ответственность за здоровье и жизнь человека. Плата высока – нервное перенапряжение. Например, хирурги работают «на износ», ответственность и самоконтроль столь велики, что, по данным исследований, врачи этой медицинской специализации уходят из жизни раньше других своих коллег.[9]