Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Развитие современного бизнеса в Российской Федерации ведет к существенному расширению роли формирования и раскрытия его учетной политики. Это связанно с возникновением определенного круга причастных сторон, принимающих финансовые и прочие экономические решения и опирающихся при этом на данные бухгалтерского и налогового учета. Соответственно меняются и требования, предъявляемые к учетной политике для целей налогообложения. Основной целью системы налогового учета в настоящее время становится обеспечение полной достоверной информацией пользователей, заинтересованных в экономической деятельности организации. Поэтому, с одной стороны, совокупность избранных организацией способов осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущих расчетов и итогов, связанных налогообложением фактов хозяйственной жизни в налоговом учете должна быть отражена в учетной политике для целей налогообложения.

С другой стороны, финансовая отчетность не может быть составлена без взаимодействия финансового, управленческого и налогового учета. Каждый из этих видов требует соблюдения определенных принципов, правил и положений для формирования исходной информации, используемой для составления отчетов. Таким образом, учетная налоговая политика становится специальным внутрифирменным документом, представленным совокупностью нормативных актов организации. Она содержит способы, приемы и практические установки, принятые организацией в соответствии с основами, изложенными национальными нормативно–правовыми актами.

Организация должна формировать две политики учета: одну — для целей бухгалтерского учета, другую - для целей налогового учета. Они могут быть оформлены как в виде отдельных документов (приказов), так и в виде разделов общего приказа об учетной политике организации. Первая форма предпочтительнее, особенно в тех случаях, если организации занимается несколькими видами деятельности или имеет множество подразделений. В настоящие время, разработка (формирование, раскрытие, оформление) положений учетной политики для целей налогообложения является одной из ключевых задач, стоящих перед бухгалтерией организации, поскольку в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ всем организациям независимо от организационно-правовой формы, права собственности и вида экономической деятельности необходимо составить учетную политику для целей налогообложения. Поэтому разработка учетной налоговой политики для целей налогообложения является важной и ответственной процедурой, которая влияет на подготовку и представление налоговой отчетности.


Таким образом, учетная политика для целей налогообложения (при ее правильном формировании) обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие всех управленческих структур организации, участвующих в учетном процессе, и оптимизировать расходы (материальные, трудовые, временные) на принятие и реализацию управленческих решений. В налоговом законодательстве присутствует большое множество норм, позволяющих плательщику уменьшать налоговые обязательства. Так, одним из самых распространенных примеров оптимизации является оптимизация по налогу на прибыль организации. Порядок отражения операций, закреплен в учетной политике фирмы. Под учетной политикой для целей налогового учета понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Правильно выбранная учетная политика предприятия является одним из основных направлений оптимизации налоговых платежей, оказывающих влияние на размер прибыли.

Целью курсовой работы является исследование учетной политики предприятия в целях налогообложения, а также разработка рекомендаций, направленных на ее совершенствование.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

  • исследовать цели и задачи учетной политики в целях налогообложения;
  • рассмотреть учетную политику как инструмент оптимизации налоговых платежей предприятия; выявить подходы к формированию;
  • выявить особенности и тенденции развития экономической деятельности организации;
  • провести анализ учетной политики предприятия в целях налогообложения;
  • представить рекомендации, направленные на совершенствование учетной политики предприятия в целях налогообложения.

Предметом исследования являются теоретико-методические положения и организационные подходы к определению роли и содержания учетной политики предприятия в целях налогообложения.

Объектом исследования является ООО «Молочные продуты».

В работе применялись методы экономического анализа: горизонтальный (динамический) и вертикальный (структурный) анализ, анализ абсолютных и относительных показателей.

Теоретическую основу исследования составили законодательные и нормативные акты РФ, создающие правовую основу формирования учетной политики хозяйствующих субъектов в целях налогообложения, научные труды российских ученых, определяющие теоретико-методологические подходы в области бухгалтерского финансового, налогового учета.


Информационной базой исследования послужили данные первичных учетных документов, регистров синтетического и аналитического учета, бухгалтерской отчетности ООО «Молочные продукты» за 2016-2018 гг.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования учетной политики предприятия в целях налогообложения

1.1. Цели и задачи учетной политики для целей налогообложения

Для эффективного и сбалансированного руководства экономической деятельностью организации необходимо располагать полной, объективной и релевантной информацией. Формирование информационной базы менеджмента происходит в первую очередь в сфере учета[1].

Учетный процесс названных организаций включает несколько видов: бухгалтерский (финансовый и управленческий), производственный, статистический и налоговый. Учет для целей налогообложения в организациях связан с их обязательствами перед государством[2]. По сути своей он, во-первых, является системой, ограничивающей отдельные расходы или доходы организации в тех случаях, если какие-либо факты хозяйственной жизни создают для бизнеса преимущества, не обоснованные с точки зрения государственных интересов. Во-вторых, система налогового учета формируется организацией самостоятельно, опираясь на принципы последовательности применения соответствующих норм и правил от одного налогового периода к другому[3].

Однако, как показывает практика, некоторые организации до сих пор не уделяют должного внимания этой сфере учетной деятельности и не выработали соответствующие обоснованные направления политики для целей налогообложения. Поэтому, как правило, именно в этих организациях возникают ошибки и путаница в налоговом учете имущества, его источников, доходов и расходов из-за недостаточной проработанности использования отдельных, установленных законодательно правил, имеющих варианты направлений.


Тем не менее, учетная политика для целей налогообложения, если она сформирована целесообразно, грамотно и обоснованно, охватывает все составляющие налогового учета в организации. Поэтому сфера практического применения учетной налоговой политики очень широка, особенно в части раскрытия данных налогового учета для внешних пользователей, через социально-экономическую ответственность, не говоря уже о влиянии ее на конечные финансовые результаты организации путем оптимизации[4].

Основным требованиям налоговой политике являются следующие:

1) формирование полной и достоверной информации о доходах, расходах, имуществе, обязательствах для целей налогообложения;

2) раскрытие основных положений налогового учета в форме политического выбора применяемого способа ведения учетного процесса;

3) обеспечение необходимой информацией внутренних и внешних пользователей налоговой отчетности для контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов, своевременностью их уплаты[5].

Термин «учетная политика для целей налогообложения» впервые появился в налоговом законодательстве в 2001 г. в связи с вступлением в силу главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, хотя значение этого понятия тогда раскрыто не было. Позднее (в 2002 г.) с введением главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ была озвучена обязательность ведения такого вида учета, как налоговый[6]. Поэтому в настоящее время необходимо признать самостоятельность права на существование как бухгалтерского, так и налогового учета, призванных способствовать исполнению одной цели – выведению достоверного финансового результата, но предоставляющих соответствующую информацию разным потребителям: первый – собственникам организации, второй - государственным органам.

Таким образом, организация должна формировать учетную политику двух видов: для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Однако, если учетную политику для целей бухгалтерского учета формируют в соответствии с Положением по бухгалтерскому учета «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008[7], то процедура разработки и утверждения учетной политики для целей налогообложения нормативно-правового обеспечения не имеет[8].

Тем не менее, разработка учетной политики для целей налогообложения является неотъемлемым базовым элементом для текущего налогового учета. Обоснованность содержания учетной политики дает возможность организациям законным образом оптимизировать налоговые платежи. Предпринимательская ценность учетной политики признается и судебными органами. Так, Высший арбитражный суд РФ подтвердил, что если какой либо способ расчета налога не утвержден в налоговом законодательстве, то может быть применена методика, разработанная самими налогоплательщиками и прописанная в их учетной политике, при условии что эта методика не противоречит нормам законодательства.


Учетная политика для целей налогообложения определяется как совокупность способов ведения налогового учета[9]. При этом альтернативные варианты, отражающие суть тех или иных учетных способов, формируются по соответствующим правилам и регулируются различными нормативно-правовыми актами[10]. Выбор варианта из альтернативных, как правило, осуществляется, учитывая три условия:

1) реализация возможностей снижения налогооблагаемой базы, разрешенных нормами права;

2) использование льготных режимов налогообложения, предусмотренных действующим законодательством;

3) выполнение специальных расчетов для обеспечения экономии в виде высвобождаемых денежных средств при выборе варианта учета.

В учетную политику для целей налогообложения включают, как правило, следующие основные элементы, содержащие варианты (правила) учета:

1) порядок ведения налогового учета по каждому налогу (формы регистров налогового учета);

2) порядок раздельного учета фактов хозяйственной жизни, облагаемых налогами по разным ставкам;

3) порядок раздельного учета фактов хозяйственной жизни, облагаемых и не облагаемых налогами;

4) порядок формирования налоговой базы по каждому налогу (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог, налог на вмененный доход, налог на доходы физических лиц, единый налог при упрощенной системе налогообложения) [11].

Исполнение вышеперечисленных вариантов (правил) является обязательным, так как для свободной (рыночной) экономики это особенно важно[12]. Очевидно, что в современных условиях налоговая политика должна отражать достоверную и полную информацию об исполнении обязательств организации[13]. Последняя же не только необходима для принятия адекватных управленческих решений в ходе налогового мониторинга, но и должна быть доступной к пониманию всеми заинтересованными пользователями. Поэтому несоблюдение названных требований искажает сущность экономического и финансового положения организации и квалифицируется как неверное ведение налогового учета[14].

Кроме того, нужно отметить, что принятые организацией в учетной политике для целей налогообложения варианты (правила) не являются унифицированными элементами учетного процесса, так как они устанавливают лишь основные моменты в построении системы налогового учета. Аргументом в пользу такого утверждения может служить, например, такой факт, когда выходящие в свет новые законодательные акты содержат положения, отменяющие или вводящие новые способы (методы) налогового учета.