Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
Предоставление доказательств (статьи 102 и 103 Основ). По запросу заинтересованных граждан и организаций нотариус предоставляет необходимые доказательства по делу в судебные и административные органы, если есть основания опасаться, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным. Они допрашивают свидетелей, исследуют письменные и вещественные доказательства, назначают допрос.
В соответствии с нотариальным законодательством нотариусы обеспечивают доказательства только в случаях, когда имеются основания полагать, что предоставление их впоследствии станет невозможным или затруднительным[8].
Эти нотариальные действия совершаются до того, как дело передано в суд или другой орган юрисдикции. Если дело уже было возбуждено, доказательства предоставляются этими органами. При осуществлении процессуальных действий по предоставлению доказательств нотариус руководствуется соответствующими нормами гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, в частности, ст. 64-66 УПК РФ.
Глава 2. Нотариус частной практики и государственный регистратор действий
2.1 Соотношение деятельности нотариуса и государственного регистратора по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Необходимость в развитой, всеобъемлющей и доступной системе регистрации возникла одновременно с процессами приватизации государственного и муниципального имущества, когда в «правовом поле» России вместо единого собственника-государства таких владельцев оказалось много перед лицом граждане, хозяйственные общества и товарищества, существовало разделение полномочий собственника между Российской Федерацией и ее субъектами, существовала собственность органов местного самоуправления.
Поэтому принятие Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и его юридическая сила должны обеспечить учет и разграничение недвижимого имущества между различными собственниками в России. Этот институт гражданского оборота был необходим давно.
Вместо того, чтобы осуществлять эти полномочия в основном на уровне органов местного самоуправления, систему регистрации следует внедрять на государственном уровне - на уровне органов исполнительной власти России и субъектов Федерации.
Доказательственная ценность и законность прав собственности могут быть обеспечены различными органами. Ведь для участников рынка недвижимости, в конце концов, не имеет значения, кто и как удостоверяет или регистрирует право собственности на недвижимость, кем эта деятельность осуществляется[9].
Для них уровень правовых гарантий, что обеспечит стабильность и неоспоримость прав собственности имеет важное значение. Ведь ни одна нормативно-правовая база не могла обеспечить в своей деятельности 100% эффективности. Поэтому перед нами стоит задача создания системы, которая бы минимизировала риски участников рынка недвижимости, способствовала бы быстрому устранению препятствий и препятствий на пути реализации их законных прав, эффективному разрешению споров и компенсации ущерба. ,
До введения Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» организационная система предоставления гарантий участникам рынка недвижимости строилась следующим образом в соответствии с динамикой взаимодействия участников гражданского оборота на заключение сделки с недвижимостью. Были разделены две разные и существенные юридические процедуры: (1) соглашение об условиях сделки и ее заключение и (2) ее регистрация уполномоченными органами.
Первая процедура - согласование условий сделки и ее заключение с участием граждан осуществляется путем оказания юридической помощи сторонам сделки нотариусом, который в рамках нотариального производства, во-первых, обеспечивает проверку законности условий сделки проверяет наличие всего необходимого фактического состава и подтверждение своих документов, а во-вторых, должна проверять истинную волю сторон, их понимание смысла своих действий, объяснять правовые последствия действий, проверить правоспособность.
Все это охватывается понятием нотариального заверения, объем которого устанавливается основами законодательства Российской Федерации о нотариате и не сокращается, несмотря на ст. 163 ГК РФ только для комиссии по нотариальному заверению.
Вторая процедура - регистрация осуществлялась различными учреждениями или унитарными предприятиями, входящими в систему органов местного самоуправления.
Поскольку нотариальное заверение становится необязательным, функции, выполняемые нотариусом, должны выполняться, по крайней мере, частично государственным регистратором.
Поэтому давайте сравним модель юридической деятельности, осуществляемой нотариусом в рамках нотариального производства и Регистратором в рамках процедуры регистрации: что общего и различного в их деятельности, какие пробелы в нотариальной деятельности заполняются государственный регистратор и, наоборот, какие юридически значимые действия отсутствуют либо в деятельности регистратора, либо в деятельности нотариуса и регистратора одновременно.
Именно этот сравнительный анализ функций и полномочий нотариуса и такого нового субъекта, как Регистратор, в сфере гражданского оборота может быть плодотворным и позволит нам увидеть недостатки и преимущества юридической процедуры.
Прежде всего, вы можете найти значительное сходство основных составляющих деятельности нотариуса и регистратора. Таким образом, процедура государственной регистрации должна предусматривать правовую экспертизу документов и проверку законности сделки; регистрация осуществляется путем внесения специальной регистрационной надписи на документ, выражающий содержание сделки (аналогично нотариально заверенной надписи).
Требования к документам, представляемым для государственной регистрации прав (согласно ст. 18 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), аналогичны и по тексту совпадают с требованиями, установленными в ст. 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариусе.
Здесь можно говорить о значительном сходстве деятельности государственного регистратора с деятельностью нотариуса, так что можно сказать проще - в этой части произошла замена функции нотариуса государственного регистратора, чья деятельность ведется по ряду из составляющих квази-нотариального характера фактически возродился государственный нотариус под названием государственная регистрация.
В чем разница между нотариальной и регистрационной деятельностью? Это в основном сводится к следующему. Нотариальная деятельность функционально направлена на работу как с документами, так и с лицами, обратившимися за сделкой.
Работа нотариуса - помощь на этапе согласования сделки, наличие которой является не только значительным (чем будет заниматься и государственный регистратор), но и удобными для сторон необязательными условиями, которые желательно отразить сложившиеся правила и обычаи гражданского оборота в сфере недвижимости.
Важным моментом нотариальной деятельности является выяснение истинной воли сторон, объяснение последствий судебных исков, определение правоспособности и понимания их действий. Таким образом, нотариус работает как с документами, так и с самими правообладателями, как будущими, так и существующими. Его целью является защита экономически и юридически слабой стороны гражданского оборота.
Регистратор в соответствии с процедурами, установленными Федеральным законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», работает в основном с документами, при этом конечный результат - сама сделка, проверяющая только наличие ее существенных, обязательных условий. Его работа с владельцами заключается в том, чтобы брать их документы и проверять их личности, поскольку стороны должны предоставить регистратору уже утвержденный и подписанный документ.
2.2. Разграничение компетенции органов, осуществляющих нотариальные действия
Компетенция нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, в соответствии со ст. 36 Основ нотариуса заключается в совершении всех нотариальных действий без исключения, а именно:
- аутентификация транзакций;
- принятие мер по защите наследственного имущества;
- выдача свидетельства о праве на наследство;
- выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
- введение запрета на отчуждение имущества;
- заверение правильности копий документов и выписок из них;
- удостоверение подлинности подписей на документах;
- подтверждение правильности перевода документов с одного языка на другой;
- подтверждение факта существования гражданина;
- подтверждение факта нахождения гражданина в определенном месте;
- удостоверение личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
- определение времени представления документов;
- передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
- принятие вклада денежных сумм и ценных бумаг;
- обязательность выполнения исполнительных надписей;
- протесты векселей;
- предъявление чеков к оплате и справка о неоплате чеков;
- прием документов на хранение;
- совершение морских протестов;
- предоставление доказательств.
Законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены иные нотариальные действия.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, выполняют все эти нотариальные действия, за исключением выдачи свидетельства о праве на наследство и принятия мер по защите наследственного имущества, а также выдачи свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супруги в случае смерти одного из супругов.
Однако при отсутствии государственной нотариальной конторы в нотариальном округе выполнение указанных нотариальных действий возлагается на совместное решение территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоохранительные функции и функции контроля и надзора в области нотариусы и нотариальная ассоциация одного из нотариусов в частной практике (статьи 35)
Вместе с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, и нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальные действия совершают главы местных администраций поселений и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселений (ст. 37 Основ), но их компетенция очень велика. более узкий. Привлечение к совершению нотариальных действий должностных лиц местного самоуправления связано с тем, что не в каждом населенном пункте есть нотариус.
При отсутствии нотариуса в поселке глава местной администрации поселения и специально уполномоченный сотрудник местного самоуправления поселения имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1. удостоверять завещания;
2. заверять доверенность;
3. принять меры по защите наследственного имущества и, при необходимости, меры по его управлению;
4. заверять достоверность копий документов и выписок из них;
5. заверять подлинность подписи на документах.
Законодательными актами Российской Федерации главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений может быть предоставлено право совершения и иных нотариальных действий.
Должностные лица местного самоуправления при совершении нотариальных действий руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции, а также международные договоры Российской Федерации.
Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными на то должностными лицами местного самоуправления поселений устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
При совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления обязаны соблюдать тайну нотариальных действий, в связи с чем им запрещено разглашать информацию, раскрывать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе после прекращения полномочий или увольнение с муниципальной службы, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При проведении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления на документах проставляется собственноручная подпись указанного лица и оттиск печати местной администрации населенного пункта.
В соответствии со статьей I Основ законодательства Российской Федерации о нотариусах от 11 февраля 1993 года и главой XIII действующего Консульского статута 1976 года нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств осуществляются должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение указанных действий.