Файл: Совершенствование налоговой системы России: основные направления и особенности. Общая сумма.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налоговой политики
1.1. История налоговой реформы в РФ
1.2. Понятие налоговой политики и инструменты ее реализации
1.3 Принципы построения налоговой политики в РФ
Глава 2. Пути совершенствования налоговой политики в РФ
2.1. Проблемы и перспективы налоговой системы РФ
2.2. Антикризисная направленность налоговой политики РФ на современном этапе
Введение
Исторически сложилось, что налоги являются основным и главным источником пополнения государственного бюджета. Налоги не только пополняют государственный бюджет страны, они выступают главным источником формирования государственного бюджета. Также с древних времен закрепился обязательный характер налоговых платежей.
По мере того, как в обществе и экономике возникло товарное производство, общество разделилось на классы, появился и институт налогообложения. В своей современной форме институт налогообложения появился одновременно с процессом становления государства и всех государственных образований. Причем налоги стали формироваться в государстве независимо от того, присутствует в нем рыночная или нерыночная система хозяйственной деятельности.
Необходимость появления налоговой системы обусловлено тем, что государство должно реализовывать ряд своих первостепенных задач. Взимание налогов не может быть стандартным и бесконтрольным. Всегда необходимо учитывать особенности налогоплательщиков. Этим занимается налоговая политика государства, которая формирует различные условия взимания налогов с разных категорий налогоплательщиков, предусматривает специальные налоговые режимы в зависимости от необходимости.
Налоговая политика представляет собой важный инструмент государственного регулирования социальной и экономической жизни общества.
Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности. Общая сумма».
Объектом курсового исследования является основные направления налоговой политики в Российской Федерации, как в исторически сложившихся обстоятельствах, так и на современном этапе.
Предметом курсового исследования это теоретические и практические аспекты налоговой политики Российской Федерации.
В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны основных направлений и положений налоговой политики Российской Федерации.
Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
В первой главе планируется рассмотреть теоретические основы налоговой политики. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть историю налоговой реформы в РФ;
- рассмотреть понятие налоговой политики и инструменты ее реализации;
- изучить принципы построения налоговой политики в РФ.
Во второй главе планируется рассмотреть пути совершенствования налоговой политики в РФ. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть проблемы и перспективы налоговой системы в РФ;
- рассмотреть антикризисную направленность налоговой политики РФ на современном этапе;
- рассмотреть направления налоговой политики РФ на 2016-2018 годы;
- сделать соответствующие выводы по результатам исследований.
Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Налоги и налогообложение», а также при написании выпускной квалификационной работы.
При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе главный налоговый документ страны – Налоговый Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Он дает широкое объяснение многим аспектам, которые были рассмотрены в данной работе. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт. Это свидетельствует об актуальности тезисов, которые были проанализированы в данной работе.
Проблеме видов налогов и его классификации посвящено множество работ. Это работы Евстигнеева, Молчанова, Колчина, Заяц и т.д. Немаловажную роль в написании данной работы сыграли научные статьи из периодической литературы «Налоги и налогообложение», «Финансы и управление». Авторами тема исследования рассматривается полно и с новой точки зрения.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретические основы налоговой политики», «Пути совершенствования налоговой политики РФ»), заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Теоретические основы налоговой политики
1.1. История налоговой реформы в РФ
Налоговая реформа в современном ее понимании начинается в период перехода России к рыночной экономике. Это ознаменовано периодом 90 –х годов[1].
На момент формирования современной налоговой системы в начале 1990-х гг. внутренняя налоговая политика Российской Федерации состояла в решении следующих задач:
- ограничение стихийности рыночных отношений;
- воздействие на формирование производственной и социальной инфраструктур;
- снижение инфляции[2].
Примечательно отметить, что формирование налоговой политики на том этапе рыночного развития России происходило в непростых условиях. Эти условия связаны, прежде всего, с трансформациями в экономике мирового и глобального масштаба. Подобные преобразования повлекли за собой ряд необратимых изменений, которые поставили в некоторой степени под сомнение ранее существовавшие механизмы регулирования налогов в государстве[3].
Основными задачами, решение которых происходило в ходе налоговой реформы, стали:
- повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы;
- снижение общего налогового бремени;
- упрощение налоговой системы;
- обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы;
- создание эффективного инструмента государственного противодействия негативному влиянию на налоговую систему «проблемных налогоплательщиков».
Решение данных задач было обусловлено тем, что налоговая система государства требовала перемен и пересмотра. Очевидным в тот период стало то, что налоговую систему государства необходимо не только корректировать и пересматривать, но и менять кардинальным образом.
Основные направления налоговой реформы РФ в тот период времени были следующие:
1) сформировать единый подход к налогообложению. Данное правило и принцип также распространялся на специальные налоговые режимы м налоговые льготы для определенных категорий налогоплательщиков.
2) четко разграничивались права по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти.
3) закреплялись приоритеты норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения[4].
4) достигалась однократность налогообложения, означающей, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения[5].
5) определялся перечень прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой[6].
Недостатком налоговой реформы РФ на тот период времени явилось то, что отсутствовала единая научная концепция, которая могла бы достичь сбалансированности в новой налоговой системе государства.
Второй этап налоговой реформы, реализация которого началась с середины 1990-х гг., преследовал задачи:
-построения стабильной, единой для Российской Федерации налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
-развития налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходов[7];
-создания рациональной налоговой системы, которая сможет обеспечить некий баланс между государственными и частными интересами в разумной степени. А также баланс, который беспрепятственно сможет обеспечить развитие предпринимательства и инвестиционную активность в государстве.
-сокращения общего количества налогов в стране, запрет на введение налогов и сборов, не указанных в налоговом законодательстве;
-снижения общего налогового бремени;
-формирования единой налоговой правовой базы;
-совершенствования системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства;
-интеграции всего массива законодательных и нормативных актов в единый нормативный документ[8];
-закрепления единого понятийного аппарата, предусматривающего однозначную трактовку положений налогового законодательства;
-отмены всех видов налогов и сборов, имеющих базой объем производимой продукции (налог с оборота) [9];
-реформирования порядка налогообложения средств, направляемых на оплату труда;
-исчисления базы для налога на прибыль согласно действующим мировым стандартам;
-отказа от многочисленных льгот и преференций[10];
-создания системы предупреждения совершения противоправных действий в налоговой сфере;
-повышения экономической ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений[11].
Таким образом, в завершении раздела можно прийти к следующим выводам:
- была рассмотрена история налоговой реформы в РФ, которая началась в своем современном виде в 1990-х годах прошлого века.
- основными задачами налоговой реформы того периода являлись меры по снижению инфляции, а также сдерживанию рыночных стихийных последствий, которые происходили на тот момент в экономике РФ.
- недостатком налоговой реформы того периода явилось отсутствие единой научной концепции, согласно которой мог бы быть достигнут баланс между государственными и частными интересами.
- второй этап налоговой реформы в РФ был более совершенен и преследовал задачи активизации предпринимательской деятельности и росту инвестиционной активности.
1.2. Понятие налоговой политики и инструменты ее реализации
Обеспечение развития страны, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику[12].
Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики.
Первым, кто это заметил и сделал соответствующий прогноз, был немецкий экономист А. Вагнер (1835-1917) [13]. Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора - государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с последним во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Кроме того, по мнению А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы[14].
Государство не может осуществлять свою деятельность без инструмента налоговой политики. Ведь налоговая политика оказывает влияние на большинство сфер развития социальной и экономической жизни общества. Подобная значимость налоговой политики может быть объяснена тем, что налоговая политика неразрывно связана с кредитной, денежной, бюджетной политикой государства и политикой его ценообразования[15].