Файл: Совершенствование налоговой системы России: основные направления и особенности. Общая сумма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Перенос основного налогового бремени на производственные отрасли.

10. Тенденция к расширению доли прямых налогов.

11. Теневая экономика.

12. Множественность нормативной базы. Наряду с основными законами существует огромное количество подзаконных актов. Речь идет о всякого рода инструкциях, положениях и прочее. Они могут противоречить друг другу, что еще больше затрудняет и усиливает путаницу в разбираемых обстоятельствах[33].

13. Проблемы в налоговом законодательстве. Главная проблема Налогового кодекса РФ,  как представляется, заключается в том, что он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения[34].

Также существуют и другие проблемы налоговой системы РФ, которые необходимо решить. Дело в том, что налоги, которые только вводятся в действие, не подкрепляются и не регламентируются соответствующей документацией. Также в современной налоговой системе РФ не прослеживается четкая связь между государственными интересами и интересами налогоплательщика[35].

Большой резерв для налогообложения сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.

Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:

- были рассмотрены основные проблемы в налоговой системе РФ.

- проблемы достаточно распространенные и вызваны несбалансированностью налоговой политики РФ.

- проблема налоговой системы состоит в несбалансированности и неравномерном распределении налогового бремени между различными категориями налогоплательщиков.

- также к проблемам налоговой системы можно отнести и большой удельный вес теневой экономики.

- неблагоприятное воздействие на налоговую систему оказывают также чрезмерные налоговые ставки на заработную плату населения.

2.2. Антикризисная направленность налоговой политики РФ на современном этапе


Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ[36].

Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:

Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах[37].

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31 июля 1998 года ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов[38].

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 1 января 2002 года. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Примечательно отметить, что на сегодняшний день налоговая политика развивается в достаточно стремительном темпе. Рассмотрим, в каких именно направлениях происходит развитие налоговой системы в Российской Федерации.

1) Перечень налогов строго определен и систематизирован в перечень. За последнее время данные список не был увеличен и расширен.

2) Все нормативные акты приводятся в соответствие, неточности и несоответствия в формулировках исчезают. Строго регламентируется порядок расчета каждого отдельного вида налога.

3) Уменьшились ставки по некоторым налогам. Например, НДС был снижен с 20 до 18%, налог на прибыль — с 24 до 20%[39].

4) Совершенствуется система налогового администрирования.

5) Критерии проверок становятся достаточно доступными.

6) Появились налоговые каникулы[40].


Важной отличительной чертой современного налогового законодательства является тот факт, что совершенствуется старое налоговое законодательство, а не придумывается новое налоговое законодательство. В связи с этим налоговая политика стала наиболее предсказуемой[41].

Рассматривая отличительные особенности налоговой политики РФ на 2017-2017 годы можно отметить, что в нем предусмотрен главный принцип –принцип антикризисной направленности.

Вводятся особые условия для деятельности предпринимателей на территориях опережающего развития, а именно каникулы сроком на 5 лет по ряду налогов, и определяются эти территории[42].

Стимулируется развитие малого предпринимательства. Для этого субъектам РФ будет дано право устанавливать индивидуальным предпринимателям, подходящим под определенные критерии, налоговую ставку 0%[43].

Отдельно обозначена проблема уклонения от налогообложения, в том числе с использованием оффшоров.

Таким образом, в заключении данного раздела можно прийти к следующим выводам:

- были рассмотрены положения и принципы новой налоговой политики РФ на современном этапе.

- главный принцип направленности налоговой политики РФ в рамках документа «Основные направления налоговой политики на 2017-2018 годы» - принцип антикризисной направленности.

- благодаря принципу антикризисной направленности в РФ стал более привлекательным инвестиционный климат.

2.3 Направления налоговой политики РФ на 2016-2018 годы

Ранее было отмечено, что отличительной особенностью налоговой политики РФ, которая на сегодняшний день реализуется в государстве, является ее антикризисная направленность. Это вызвано тем, что Россия на сегодняшний день оказалась в непростой ситуации, как экономической, так и политической.

В рамках реализации усовершенствованной налоговой политики предполагается:

1) Развивать новые производства не только на территориях опережающего развития, как в 2015 году, но и во всех субъектах РФ. Для этого субъектам РФ будет предоставлено право принимать решения о налоговых льготах для таких производств[44].

2) С 2016 года налоговой политикой предполагается законодательно закрепить ограничения для региональных и местных властей по увеличению ставок региональных и местных налогов и региональной части ставки налога на прибыль в отношении вновь создаваемых предприятий промышленности.


3) В плане налоговой политики предполагается поддержать развитие бизнеса путем повышения стоимости оборудования, которое можно списать единовременно, до 80 000–100 000 рублей[45].

4) Предусматривается возможность стимулирования малого предпринимательства посредством реализации специальных налоговых режимов.

5) Порог выручки повышается в 1,2-1,5 раза. Это позволяет в значительной степени уплачивать налог на прибыль каждый квартал, что упрощает процедуру изъятия данного вида налога.

6) Продлевается использование величины процентной ставки 0% по займам между зависимыми обществами. В законодательство вводится понятие займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, где кредитор — российская организация, которое рассматривается в налоговых целях как инвестиции. Полученные при этом проценты с точки зрения налогообложения будут рассматриваться как дивиденды[46].

7) Для исключения отказов со стороны продавцов от включения в налоговую базу по НДС полученных авансов в налоговой политике планируется упростить начисление и принятие к вычету НДС, уплаченного в составе аванса. А также решить другие вопросы, связанные с исключением потерь бюджета, которые возникают, когда покупатели ставят на вычет НДС по авансу, а продавцы не включают его в налогооблагаемую базу[47].

8) Рассматривается возможность упрощения процедуры предоставления освобождения от уплаты акциза при продаже подакцизных товаров на экспорт, а также подтверждения обоснованности такого освобождения[48].

9) Планируется оставить контроль за трансфертным ценообразованием, но при этом ввести критерии проверки, которые позволят снизить издержки налогоплательщиков.

10) Для поддержания экспортеров налоговой политикой предусматривается упрощение процедуры получения вычета по НДС. Порядок получения вычета планируется сделать таким же, как по внутренним операциям[49].

Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:

- были рассмотрены мероприятия по совершенствованию налоговой политики РФ на 2016-2018 годы.

- данные мероприятия прописаны в документе «Основные направления налоговой политики РФ на 2016-2018 годы».

- налоговая политика имеет антикризисную направленность и не должна увеличивать налоговое бремя для всех категорий налогоплательщиков.


- наоборот, налоговая политика РФ преследует цель стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности.

Выводы по главе 2.

Во второй главе были рассмотрены пути совершенствования налоговой политики РФ.

- были рассмотрены основные проблемы в налоговой системе РФ.

- проблемы достаточно распространенные и вызваны несбалансированностью налоговой политики РФ.

- проблема налоговой системы состоит в несбалансированности и неравномерном распределении налогового бремени между различными категориями налогоплательщиков.

- также к проблемам налоговой системы можно отнести и большой удельный вес теневой экономики.

- неблагоприятное воздействие на налоговую систему оказывают также чрезмерные налоговые ставки на заработную плату населения.

- были рассмотрены положения и принципы новой налоговой политики РФ на современном этапе.

- главный принцип направленности налоговой политики РФ в рамках документа «Основные направления налоговой политики на 2017-2018 годы» - принцип антикризисной направленности.

- благодаря принципу антикризисной направленности в РФ стал более привлекательным инвестиционный климат.

- были рассмотрены мероприятия по совершенствованию налоговой политики РФ на 2016-2018 годы.

- данные мероприятия прописаны в документе «Основные направления налоговой политики РФ на 2016-2018 годы».

- налоговая политика имеет антикризисную направленность и не должна увеличивать налоговое бремя для всех категорий налогоплательщиков.

- наоборот, налоговая политика РФ преследует цель стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности.

Заключение

В заключении данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:

В первой главе были даны теоретические основы налоговой политики.

- была рассмотрена история налоговой реформы в РФ, которая началась в своем современном виде в 1990-х годах прошлого века.

- основными задачами налоговой реформы того периода являлись меры по снижению инфляции, а также сдерживанию рыночных стихийных последствий, которые происходили на тот момент в экономике РФ.

- недостатком налоговой реформы того периода явилось отсутствие единой научной концепции, согласно которой мог бы быть достигнут баланс между государственными и частными интересами.

- второй этап налоговой реформы в РФ был более совершенен и преследовал задачи активизации предпринимательской деятельности и росту инвестиционной активности.