Файл: Совершенствование налоговой системы России: основные направления и особенности. Общая сумма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие, или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Известно, что налоговая политика – это инструмент косвенного воздействия государства на экономику. Это объясняется тем, что она налоговая политика стимулирует либо заинтересованность, либо незаинтересованность хозяйствующих субъектов в реализации того или иного вида предпринимательства[16]. Данной стимулирование со стороны налоговой политики происходит также на основе властных и распорядительных отношений со стороны российского государства[17].

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики[18].

Рассмотрим формы налоговой политики:

1) Политика максимальных налогов. Основными характеристиками политики максимальных доходов является тот факт, что в данном случае государство устанавливает значительные налоговые ставки, которые также сопровождаются большим числом налогов. Налоговые льготы либо ограничены, либо вовсе отсутствуют. Это достаточно жесткая налоговая политика, которая предусматривает сбор как можно большего числа финансовых ресурсов с населения и предпринимателей, не особо думая о тяжелых и губительных последствиях такой политики.

2) Политика экономического развития. В данном случае государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата.


3) Политика разумных налогов. Данный вид политики представляет собой объединение первой и второй рассмотренной налоговой политик[19].

В зависимости от длительности периода реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер. В первом случае - это налоговая стратегия, во втором - налоговая тактика[20].

Таким образом, в завершении раздела можно прийти к следующим выводам.

- было рассмотрено понятие налоговой политики государства и инструменты ее реализации.

- экономист Вагнер был первым, кто сделал несколько революционных открытий в экономике. Его открытия состояли в том, что он первым понял ограниченность рынка, разделил экономику на государственный и частный сектор и определил необходимость регулирования отношений между ними.

- рассмотрено три формы налоговой политики, которая может применяться в государстве. Первая форма налоговой политики максимальных налогов состоит в том, чтобы установить высокие налоговые ставки и снизить до минимума налоговые льготы. Вторая форма налоговой политики – политика экономического развития более либеральна. Она ослабляет налоговое бремя для предпринимателей и одновременно сокращает социальные расходы. Третья форма налоговой политики - политика разумных налогов является наиболее оптимальной.

1.3 Принципы построения налоговой политики в РФ

Российская налоговая система на сегодняшний момент находится на таком этапе, что должна влиять на укрепление рыночных преобразований[21]. Налоговая политика не должна способствовать, наоборот, должна служить преградой для социального обнищания населения.

К числу наиболее важных принципов, которые необходимо учитывать при построении налоговой системы, относятся:

- разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Должен поддерживаться баланс прямых и косвенных налогов, позволяющий сгладить отрицательные черты, присущие каждому из них в отдельности. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и с широкой налогооблагаемой базой, чем один два вида поступлений с высокими ставками изъятия. Множественность налогов позволяет создать предпосылки для гибкой налоговой политики[22].


- универсализация налогообложения. Данный принцип сможет обеспечить единое для всех категорий налогоплательщиков выполнение требования соблюдения и достижения эффективности. Причем организационно- правовая форма собственности не имеет никакого значения в данном случае. Равно, как и единый подход к исчислению налогов независимо от сферы деятельности и источников полученного дохода[23];

- однократность обложения, заключающаяся в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;

- научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит налогоплательщику иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. При установлении налоговых ставок должно раскрываться экономическое содержание налога[24];

- дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая не должна превращаться ни в запретительную прогрессию; ни в индивидуализацию ставок. Дифференцированные ставки целесообразно устанавливать по тем налогам, которыми облагается либо доля дохода, либо конечный доход. Установление индивидуальных ставок приводит к неравномерному распределению налогового бремени и вызывает стремление у некоторых налогоплательщиков скрывать часть объекта обложения[25];

- относительная стабильность нормативной базы, процедур налогообложения и простота порядка исчисления и взимания налогов;

- единый подход к вопросам налогообложения, включая предоставление права на продление налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков[26];

- четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти. В бюджет каждого уровня государственной власти и местного самоуправления должны поступать достаточные суммы налоговых платежей, позволяющие проводить независимую, эффективную политику на подведомственной территории. Однако при этом должен учитываться принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- приоритет норм, установленных налоговым законодательством, перед нормами иных законодательно-нормативных актов, не относящихся к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающих вопросы налогообложения[27];


- определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов — с другой;

- учет фактора инфляции при построении и взимании того или иного налога.

Многие из рассмотренных принципов были применены в ходе проводимой налоговой реформы 1992 г. Однако до полной их реализации на практике еще далеко[28].

Оценка той или иной налоговой политики производится на основе выбранных критериев. Рассмотрим их.

1) процесс выбора различных форм налогов должен представлять собой процесс нахождения баланса между эффективностью и справедливостью налоговой системы с позиции распределения налогового бремени между налогоплательщиками[29].

2) должно строго регламентироваться административные издержки и затраты налогоплательщиками в соответствии с НК РФ.

Таким образом, в завершении раздела можно прийти к следующим выводам.

- в разделе были рассмотрены основные принципы построения налоговой политики в РФ.

- главный принцип налоговой политики должен базироваться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов и сборов в государстве.

- также должен соблюдаться принцип универсальности. То есть налоговая политика должна применяться ко всем категориям налогоплательщиков, независимо от организационно- правовой формы и прав собственности, источников получения доходов и сферы деятельности.

Выводы по главе 1.

В первой главе были даны теоретические основы налоговой политики.

- была рассмотрена история налоговой реформы в РФ, которая началась в своем современном виде в 1990-х годах прошлого века.

- основными задачами налоговой реформы того периода являлись меры по снижению инфляции, а также сдерживанию рыночных стихийных последствий, которые происходили на тот момент в экономике РФ.

- недостатком налоговой реформы того периода явилось отсутствие единой научной концепции, согласно которой мог бы быть достигнут баланс между государственными и частными интересами.

- второй этап налоговой реформы в РФ был более совершенен и преследовал задачи активизации предпринимательской деятельности и росту инвестиционной активности.

- было рассмотрено понятие налоговой политики государства и инструменты ее реализации.

- экономист Вагнер был первым, кто сделал несколько революционных открытий в экономике. Его открытия состояли в том, что он первым понял ограниченность рынка, разделил экономику на государственный и частный сектор и определил необходимость регулирования отношений между ними.


- рассмотрено три формы налоговой политики, которая может применяться в государстве. Первая форма налоговой политики максимальных налогов состоит в том, чтобы установить высокие налоговые ставки и снизить до минимума налоговые льготы. Вторая форма налоговой политики – политика экономического развития более либеральна. Она ослабляет налоговое бремя для предпринимателей и одновременно сокращает социальные расходы. Третья форма налоговой политики - политика разумных налогов является наиболее оптимальной.

- в разделе были рассмотрены основные принципы построения налоговой политики в РФ.

- главный принцип налоговой политики должен базироваться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов и сборов в государстве.

- также должен соблюдаться принцип универсальности. То есть налоговая политика должна применяться ко всем категориям налогоплательщиков, независимо от организационно- правовой формы и прав собственности, источников получения доходов и сферы деятельности.

Глава 2. Пути совершенствования налоговой политики в РФ

2.1. Проблемы и перспективы налоговой системы РФ

Налоги являются основным регулятором всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики[30].

К основным проблемам налоговой системы Российской Федерации можно отнести следующие:

1. Нестабильность налоговой политики.

2. Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.

3. Низкий  уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий.

4. Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены).

5. Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики. 6. Эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку[31].

7. Чрезмерный объем начислений на заработную плату.

8. Единая ставка налога на доходы физических лиц. Основной причиной перехода на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц является стремление вывести заработную плату из «тени». Но как показывает практика, данная мера не оправдала возложенные на нее надежды[32].