Файл: Рынок ценных бумаг (Анализ текущей ситуации на рынке государственных ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Метод финансирования государственных расходов на основе выпуска облигаций, предложенный Д. Кейнсом, широко используется в развитых странах как одно из средств регулирования экономики. Суть дефицитного финансирования заключается в том, что для покрытия государственных расходов в замаскированном виде изымается часть национального дохода, принадлежащего населению. С целью привлечения средств используются государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, нерыночные и специальные выпуски. Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 государственного долга, могут свободно продаваться и покупаться на рынке. В ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограниченным, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме того, кто ее выпустил, и только через обусловленный срок. Это так называемые нерыночные ценные бумаги, в частности, облигации государственных и местных займов.

Актуальность темы работы обусловлена необходимостью систематического анализа российского рынка государственных и корпоративных ценных бумаг, в особенности, на фоне экономического кризиса. Не поддается сомнению, что основой любого цивилизованного рынка является фондовый рынок, а в частности его основная часть – рынок ценных бумаг. Рынок государственных и корпоративных ценных бумаг во многом предопределяет развитие фондового рынка как органического целого, стабильность денежно-кредитной и бюджетной систем, и, в конечном счете, перспективы экономических преобразований в стране.

Целью моей курсовой работы является рассмотреть российский рынок отечественных ценных бумаг в условиях слабой экономики и определить пути дальнейшего развития.

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

1.1 Понятие государственных ценных бумаг

В мировой практике выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в центральном банке и привлечением средств за счет эмиссии денег. Общепринятая во всех странах практика ограничения доступа правительства к ссудному фонду страны через кредиты, получаемые в центральном банке, в Российской Федерации впервые нашла воплощение в федеральном бюджете на 1995 г.


В Российской Федерации государственные ценные бумаги выпускаются в основном для финансирования бюджетного дефицита.

Основными современными представителями российских государственных ценных бумаг являются облигации видов:

1.Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

2.Облигации федерального займа (ОФЗ)

Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам облагаются налогом на прибыль по ставкам 24, 15 и 0%. Особенности имеет также и порядок определения налоговой базы по операциям с такими ценными бумагами.

Государственными ценными бумагами могут быть только эмиссионные ценные бумаги (облигации), удостоверяющие право их владельца на получение от эмитента денежных средств. Или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, процентов, установленных от номинальной стоимости, либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг").

Ценные бумаги, не отвечающие перечисленным требованиям, не признаются государственными в целях налогообложения прибыли. Порядок налогообложения таких бумаг аналогичен порядку налогообложения корпоративных ценных бумаг.

Доходы в виде процентов по долговым ценным бумагам и доходы от реализации ценных бумаг налогом на прибыль облагаются по-разному.

Налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам уплачивает либо получатель этих доходов, либо налоговый агент. Получатель доходов уплачивает налог в том случае, если ценные бумаги перечислены в Перечне государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, утвержденном Приказом Минфина России от 5 августа 2002 г. N 80н (п. 5 ст. 286 НК РФ).

Если государственные ценные бумаги в этом Перечне не названы и доходы в виде процентов, облагаемые по пониженной ставке налога на прибыль, выплачивает российская организация (платежный агент), то она и должна удержать сумму налога.

По ценным бумагам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход в виде процентов признается полученным на конец соответствующего отчетного периода (п. 6 ст. 271 НК РФ). Если в течение отчетного периода ценная бумага была погашена или выбыла с баланса, доход в виде процентов признается полученным на дату погашения (выбытия) этой ценной бумаги. Доход в виде процентов может быть признан на дату его выплаты.


Порядок ведения налогового учета доходов в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета и банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 НК РФ. Сумму доходов по ценным бумагам в сумме причитающихся по условиям эмиссии процентов налогоплательщик отражает самостоятельно, отдельно по каждому виду долгового обязательства. Она признается в налоговом учете исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (п. 1 ст. 328 НК РФ).

К ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, относятся (Приказ Минфина России от 5 августа 2002 г. N 80н):

- облигации федерального займа (ОФЗ);

- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

- облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);

- облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ);

- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных выше ценных бумаг;

- муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных выше ценных бумаг.

Другие государственные ценные бумаги не признаются ценными бумагами, при обращении которых предусмотрено признание процентного дохода (государственные и муниципальные еврооблигации или муниципальные облигации, не обращающиеся на ОРЦБ).

Направления государственного регулирования рынка ценных бумаг:

установление

- обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- стандартов этой деятельности;

государственная регистрация

- выпусков эмиссионных ценных бумаг;

- проспектов ценных бумаг;

контроль

- за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в проспектах ценных бумаг;

лицензирование

- деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

запрещение и пресечение

- деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

создание системы

- защиты прав владельцев;

- контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.


Функции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР):

разрабатывает

- проекты нормативных актов по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

- рекомендации по применению законодательства РФ о рынке ценных бумаг;

- основные направления развития рынка ценных бумаг;

устанавливает обязательные требования

- к работе с ценными бумагами на рынке ценных бумаг;

- к порядку ведения реестра;

лицензирует

- различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах;

утверждает

- стандарты: а) эмиссии ценных бумаг, б) проспектов ценных бумаг эмитентов;

- порядок государственной регистрации: а) выпуска эмиссионных ценных бумаг, б) отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, в) проспектов ценных бумаг;

- единые требования к правилам профессиональной деятельности с ценными бумагами;

выполняет иные функции.

1.2 Анализ текущей ситуации на рынке государственных ценных бумаг за первый квартал 2016 года

В первом квартале текущего года ситуация на российском рынке государственных ценных бумаг в целом оставалась относительно устойчивой. В то же время направление динамики доходности ОФЗ неоднократно менялось под влиянием изменения внешнеэкономической конъюнктуры, ситуации на внутреннем валютном рынке и 87 инфляционных ожиданий, а также решений Банка России в области денежно-кредитной политики. В связи с необходимостью финансирования дефицита бюджета в первом квартале 2016 г. Минфин России продолжал проводить на первичном рынке регулярные аукционы по размещению выпусков ОФЗ трех видов: ОФЗ-ПД (в том числе новых серий), ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН[1]. На состоявшихся в рассматриваемый период двадцать одном аукционе эмитент реализовал 91,7% объема предложения ОФЗ на сумму 249,8 млрд. руб. по номиналу и 248,6 млрд. руб. по фактической стоимости (в четвертом квартале 2015 г. – 172,6 млрд. руб. и 168,6 млрд. руб. соответственно). Для выполнения плана заимствований на первый квартал 2016 г. на большей части проведенных аукционов эмитент предоставил участникам рынка премию к доходности ОФЗ на вторичном рынке (в четвертом квартале 2015 г. – только на трети аукционов). В то же время, с целью минимизации будущей нагрузки на бюджет, почти половину предложенных выпусков составили ОФЗ с купоном, привязанным к ставке RUONIA (ОФЗ-ПК). Проводимая Минфином России политика, наряду с ростом спроса со стороны банков, позволила выполнить квартальный план заимствований на 99,9%. Помимо банков заметный интерес к ОФЗ в феврале и марте 2016 г. проявляли нерезиденты, которых российские облигации привлекали более высокой доходностью по сравнению с гособлигациями-аналогами других стран с формирующимися рынками. Объем операций по доразмещению ОФЗ на вторичном рынке по принципу прямых продаж (без проведения аукционов) в первом квартале 2016 г. составил 1 млрд. руб. по номиналу и фактической стоимости (в четвертом квартале 2015 г. – 9,1 млрд. руб. и 9 млрд. руб. соответственно).


В соответствии с платежным графиком Минфин России в первом квартале текущего года выплатил 130,4 млрд. руб. в виде купонного дохода по выпускам ОФЗ-ПД, ОФЗ- ПК, ОФЗ-ИН и ОФЗ-АД и 99,8 млрд. руб. в счет погашения выпусков ОФЗ-ПД и ОФЗ- АД. По итогам первого квартала 2016 г. рыночный портфель обращающихся выпусков ОФЗ возрос на 3%, до 4938,9 млрд руб. по номиналу[2] . Дюрация рыночного портфеля ОФЗ увеличилась на 141 день и на конец периода составила 4,5 года. Активность участников вторичного рынка государственных облигаций в первом квартале 2016 г. повысилась по сравнению с предыдущим кварталом. По данным ПАО Московская Биржа (далее – Московская Биржа), средний дневной объем вторичных торгов ОФЗ составил 20,9 млрд. руб. против 19,4 млрд. руб. в четвертом квартале 2015 года. В январе – начале февраля текущего года доходность ОФЗ (индекс RGBEY[3]) повышалась из-за ухудшения внешних условий, ослабления рубля и повышения на этом фоне инфляционных рисков. Со второй половины февраля по середину марта настроения участников рынка ОФЗ улучшались на фоне повышательной динамики котировок на мировых товарных и фондовых рынках, нормализации ситуации на внутреннем валютном рынке и замедления инфляции. Доходность ОФЗ постепенно снижалась, а затем стабилизировалась после принятого 18.03.16 решения Банка России о сохранении ключевой ставки на прежнем уровне. По состоянию на конец марта 2016 г. доходность ОФЗ составила 9,3% годовых против 9,9% годовых на конец декабря 2015 года. Средняя за первый квартал 2016 г. доходность ОФЗ была ниже показателя предыдущего квартала на 24 базисных пункта и составила 9,9% годовых.

На рынке государственных облигаций номинированных в иностранной валюте в конце марта произведено очередное частичное погашение «тела долга» амортизационных еврооблигаций «Россия-30». Всего Внешэкономбанк России, в соответствии с условиями выпуска еврооблигаций, по поручению Минфина России, перевел 30 марта средства на общую сумму 1109,976 млн. долл. США для осуществления очередного платежа по еврооблигациям в счет погашения и обслуживания государственного внешнего долга России (на сумму 636,545 млн. долл. США в счет выплаты основного долга и на сумму 473,431 млн. долл. США в счет оплаты процентов по облигационному займу). − Кроме того, во второй декаде января Внешэкономбанк произвел платеж на сумму 26,25 млн. долл. США в счет выплаты процентов по облигационному займу 2013 года («Россия-19»), а в последней декаде января - на общую сумму 190,65 млн. долл. США в счет выплаты процентов по облигационному займу 1998 года («Россия-18»)[4] , а в середине марта были произведены платежи на общую сумму в 117,1875 млн. долл. США в счет выплаты процентов по облигационным займам «Россия-23» (73,125 млн. долл. США) и «Россия-43» (44,0625 млн. долл. США).