Файл: Рынок ценных бумаг (Анализ текущей ситуации на рынке государственных ценных бумаг).pdf
Добавлена: 26.05.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ
1.1 Понятие государственных ценных бумаг
1.2 Анализ текущей ситуации на рынке государственных ценных бумаг за первый квартал 2016 года
1.3 Профессиональные участники рынка ценных бумаг
2. РЫНОК КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
2.1 Виды корпоративных ценных бумаг
2.2 Эмиссия корпоративных ценных бумаг
2.3 Объем рынка корпоративных облигаций России по состоянию на 1 января 2016 года
ВВЕДЕНИЕ
Метод финансирования государственных расходов на основе выпуска облигаций, предложенный Д. Кейнсом, широко используется в развитых странах как одно из средств регулирования экономики. Суть дефицитного финансирования заключается в том, что для покрытия государственных расходов в замаскированном виде изымается часть национального дохода, принадлежащего населению. С целью привлечения средств используются государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, нерыночные и специальные выпуски. Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 государственного долга, могут свободно продаваться и покупаться на рынке. В ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограниченным, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме того, кто ее выпустил, и только через обусловленный срок. Это так называемые нерыночные ценные бумаги, в частности, облигации государственных и местных займов.
Актуальность темы работы обусловлена необходимостью систематического анализа российского рынка государственных и корпоративных ценных бумаг, в особенности, на фоне экономического кризиса. Не поддается сомнению, что основой любого цивилизованного рынка является фондовый рынок, а в частности его основная часть – рынок ценных бумаг. Рынок государственных и корпоративных ценных бумаг во многом предопределяет развитие фондового рынка как органического целого, стабильность денежно-кредитной и бюджетной систем, и, в конечном счете, перспективы экономических преобразований в стране.
Целью моей курсовой работы является рассмотреть российский рынок отечественных ценных бумаг в условиях слабой экономики и определить пути дальнейшего развития.
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ
1.1 Понятие государственных ценных бумаг
В мировой практике выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в центральном банке и привлечением средств за счет эмиссии денег. Общепринятая во всех странах практика ограничения доступа правительства к ссудному фонду страны через кредиты, получаемые в центральном банке, в Российской Федерации впервые нашла воплощение в федеральном бюджете на 1995 г.
В Российской Федерации государственные ценные бумаги выпускаются в основном для финансирования бюджетного дефицита.
Основными современными представителями российских государственных ценных бумаг являются облигации видов:
1.Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
2.Облигации федерального займа (ОФЗ)
Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам облагаются налогом на прибыль по ставкам 24, 15 и 0%. Особенности имеет также и порядок определения налоговой базы по операциям с такими ценными бумагами.
Государственными ценными бумагами могут быть только эмиссионные ценные бумаги (облигации), удостоверяющие право их владельца на получение от эмитента денежных средств. Или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, процентов, установленных от номинальной стоимости, либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг").
Ценные бумаги, не отвечающие перечисленным требованиям, не признаются государственными в целях налогообложения прибыли. Порядок налогообложения таких бумаг аналогичен порядку налогообложения корпоративных ценных бумаг.
Доходы в виде процентов по долговым ценным бумагам и доходы от реализации ценных бумаг налогом на прибыль облагаются по-разному.
Налог на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам уплачивает либо получатель этих доходов, либо налоговый агент. Получатель доходов уплачивает налог в том случае, если ценные бумаги перечислены в Перечне государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, утвержденном Приказом Минфина России от 5 августа 2002 г. N 80н (п. 5 ст. 286 НК РФ).
Если государственные ценные бумаги в этом Перечне не названы и доходы в виде процентов, облагаемые по пониженной ставке налога на прибыль, выплачивает российская организация (платежный агент), то она и должна удержать сумму налога.
По ценным бумагам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход в виде процентов признается полученным на конец соответствующего отчетного периода (п. 6 ст. 271 НК РФ). Если в течение отчетного периода ценная бумага была погашена или выбыла с баланса, доход в виде процентов признается полученным на дату погашения (выбытия) этой ценной бумаги. Доход в виде процентов может быть признан на дату его выплаты.
Порядок ведения налогового учета доходов в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета и банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 НК РФ. Сумму доходов по ценным бумагам в сумме причитающихся по условиям эмиссии процентов налогоплательщик отражает самостоятельно, отдельно по каждому виду долгового обязательства. Она признается в налоговом учете исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (п. 1 ст. 328 НК РФ).
К ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, относятся (Приказ Минфина России от 5 августа 2002 г. N 80н):
- облигации федерального займа (ОФЗ);
- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
- облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);
- облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ);
- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных выше ценных бумаг;
- муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных выше ценных бумаг.
Другие государственные ценные бумаги не признаются ценными бумагами, при обращении которых предусмотрено признание процентного дохода (государственные и муниципальные еврооблигации или муниципальные облигации, не обращающиеся на ОРЦБ).
Направления государственного регулирования рынка ценных бумаг:
установление
- обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- стандартов этой деятельности;
государственная регистрация
- выпусков эмиссионных ценных бумаг;
- проспектов ценных бумаг;
контроль
- за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в проспектах ценных бумаг;
лицензирование
- деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
запрещение и пресечение
- деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
создание системы
- защиты прав владельцев;
- контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Функции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР):
разрабатывает
- проекты нормативных актов по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
- рекомендации по применению законодательства РФ о рынке ценных бумаг;
- основные направления развития рынка ценных бумаг;
устанавливает обязательные требования
- к работе с ценными бумагами на рынке ценных бумаг;
- к порядку ведения реестра;
лицензирует
- различные виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства РФ о ценных бумагах;
утверждает
- стандарты: а) эмиссии ценных бумаг, б) проспектов ценных бумаг эмитентов;
- порядок государственной регистрации: а) выпуска эмиссионных ценных бумаг, б) отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, в) проспектов ценных бумаг;
- единые требования к правилам профессиональной деятельности с ценными бумагами;
выполняет иные функции.
1.2 Анализ текущей ситуации на рынке государственных ценных бумаг за первый квартал 2016 года
В первом квартале текущего года ситуация на российском рынке государственных ценных бумаг в целом оставалась относительно устойчивой. В то же время направление динамики доходности ОФЗ неоднократно менялось под влиянием изменения внешнеэкономической конъюнктуры, ситуации на внутреннем валютном рынке и 87 инфляционных ожиданий, а также решений Банка России в области денежно-кредитной политики. В связи с необходимостью финансирования дефицита бюджета в первом квартале 2016 г. Минфин России продолжал проводить на первичном рынке регулярные аукционы по размещению выпусков ОФЗ трех видов: ОФЗ-ПД (в том числе новых серий), ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН[1]. На состоявшихся в рассматриваемый период двадцать одном аукционе эмитент реализовал 91,7% объема предложения ОФЗ на сумму 249,8 млрд. руб. по номиналу и 248,6 млрд. руб. по фактической стоимости (в четвертом квартале 2015 г. – 172,6 млрд. руб. и 168,6 млрд. руб. соответственно). Для выполнения плана заимствований на первый квартал 2016 г. на большей части проведенных аукционов эмитент предоставил участникам рынка премию к доходности ОФЗ на вторичном рынке (в четвертом квартале 2015 г. – только на трети аукционов). В то же время, с целью минимизации будущей нагрузки на бюджет, почти половину предложенных выпусков составили ОФЗ с купоном, привязанным к ставке RUONIA (ОФЗ-ПК). Проводимая Минфином России политика, наряду с ростом спроса со стороны банков, позволила выполнить квартальный план заимствований на 99,9%. Помимо банков заметный интерес к ОФЗ в феврале и марте 2016 г. проявляли нерезиденты, которых российские облигации привлекали более высокой доходностью по сравнению с гособлигациями-аналогами других стран с формирующимися рынками. Объем операций по доразмещению ОФЗ на вторичном рынке по принципу прямых продаж (без проведения аукционов) в первом квартале 2016 г. составил 1 млрд. руб. по номиналу и фактической стоимости (в четвертом квартале 2015 г. – 9,1 млрд. руб. и 9 млрд. руб. соответственно).
В соответствии с платежным графиком Минфин России в первом квартале текущего года выплатил 130,4 млрд. руб. в виде купонного дохода по выпускам ОФЗ-ПД, ОФЗ- ПК, ОФЗ-ИН и ОФЗ-АД и 99,8 млрд. руб. в счет погашения выпусков ОФЗ-ПД и ОФЗ- АД. По итогам первого квартала 2016 г. рыночный портфель обращающихся выпусков ОФЗ возрос на 3%, до 4938,9 млрд руб. по номиналу[2] . Дюрация рыночного портфеля ОФЗ увеличилась на 141 день и на конец периода составила 4,5 года. Активность участников вторичного рынка государственных облигаций в первом квартале 2016 г. повысилась по сравнению с предыдущим кварталом. По данным ПАО Московская Биржа (далее – Московская Биржа), средний дневной объем вторичных торгов ОФЗ составил 20,9 млрд. руб. против 19,4 млрд. руб. в четвертом квартале 2015 года. В январе – начале февраля текущего года доходность ОФЗ (индекс RGBEY[3]) повышалась из-за ухудшения внешних условий, ослабления рубля и повышения на этом фоне инфляционных рисков. Со второй половины февраля по середину марта настроения участников рынка ОФЗ улучшались на фоне повышательной динамики котировок на мировых товарных и фондовых рынках, нормализации ситуации на внутреннем валютном рынке и замедления инфляции. Доходность ОФЗ постепенно снижалась, а затем стабилизировалась после принятого 18.03.16 решения Банка России о сохранении ключевой ставки на прежнем уровне. По состоянию на конец марта 2016 г. доходность ОФЗ составила 9,3% годовых против 9,9% годовых на конец декабря 2015 года. Средняя за первый квартал 2016 г. доходность ОФЗ была ниже показателя предыдущего квартала на 24 базисных пункта и составила 9,9% годовых.
На рынке государственных облигаций номинированных в иностранной валюте в конце марта произведено очередное частичное погашение «тела долга» амортизационных еврооблигаций «Россия-30». Всего Внешэкономбанк России, в соответствии с условиями выпуска еврооблигаций, по поручению Минфина России, перевел 30 марта средства на общую сумму 1109,976 млн. долл. США для осуществления очередного платежа по еврооблигациям в счет погашения и обслуживания государственного внешнего долга России (на сумму 636,545 млн. долл. США в счет выплаты основного долга и на сумму 473,431 млн. долл. США в счет оплаты процентов по облигационному займу). − Кроме того, во второй декаде января Внешэкономбанк произвел платеж на сумму 26,25 млн. долл. США в счет выплаты процентов по облигационному займу 2013 года («Россия-19»), а в последней декаде января - на общую сумму 190,65 млн. долл. США в счет выплаты процентов по облигационному займу 1998 года («Россия-18»)[4] , а в середине марта были произведены платежи на общую сумму в 117,1875 млн. долл. США в счет выплаты процентов по облигационным займам «Россия-23» (73,125 млн. долл. США) и «Россия-43» (44,0625 млн. долл. США).