Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Внешний контроль за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Четкое функционирование механизма надзора и контроля во всех областях жизни общества в настоящее время в условиях модернизации Российского государства приобретает все большее значение. Контрольная и надзорная формы юридической деятельности придают необходимый динамизм происходящим в государстве преобразованиям, выступают одним из решающих факторов углубления реального демократизма, а также построения правового государства.

Недостаточно эффективные надзор и контроль, равно как и отсутствие таковых зачастую становятся причиной нарушения прав и свобод граждан, влекут существенный ущерб, не дают возможности претворять в жизнь намеченное, тормозят те или иные реформы. Важен контроль и за оперативно-розыскной деятельностью, осуществляемой на принципах конспирации, задачи которой решаются с использованием преимущественно негласных мероприятий и возможностей, в том числе и тех, которые ограничивают права и свободы человека и гражданина.

В настоящее время Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет таковую в качестве вида деятельности, которая осуществляется, как гласно, так и негласно оперативными подразделениями государственных органов, которые уполномочены на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения ьезопасности общества и государства от противоправных посягательств.

В качестве законности оперативно-розыскной деятельности следует отметить вневедомственный и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Гарантом ее законности также выступает и ведомственный контроль.

Цель представленной курсовой работы заключается в рассмотрении вопросов, связанных с контролем за оперативно-розыскной деятельностью.

Для достижения поставленной цели в процессе подготовки работы следует разрешить определенные задачи, в числе которых следует отметить следующие:

- проанализировать внешний или вневедомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью;

- рассмотреть сущность прокурорского надзора в области оперативно-розыскной деятельности.

Решение поставленных задач предопределило структуру работы, которая состоит из введения, двух логически сменяющих друг друга глав, заключения и списка литературных источников.


В качестве предмета исследования следует определить контроль за оперативно-розыскной деятельностью в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

1 Внешний контроль за оперативно-розыскной деятельностью

В соответствии с действующим законодательством, субъектами, которые призваны реализовывать функцию внешнего контроля, выступают:

- Президент Российской Федерации;

- Федеральное Собрание Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, которые определены Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.[1]

Со стороны Президента Российской Федерации осуществляется непосредственное руководство деятельностью, включая контрольные функции федеральных министерств и служб, которым закон предоставляет право осуществлять непосредственно оперативно-розыскную деятельность, а именно:

- Министерство внутренних дел Российской Федерации;

- оперативные подразделения в Министерстве юстиции Российской Федерации;

- Служба внешней разведки Российской Федерации;

- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

- Министерство обороны Российской Федерации.[2]

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется посредством соответствующего подразделения Администрации Президента Российской Федерации, в соответствии с Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Президентский контроль за проведением оперативно-розыскной деятельности в субъектах Российской Федерации имеет место также через институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.[3]

В контексте представленной главы следует отметить, что названный вид контроля не дает права на вмешательство в технологию оперативно-розыскной деятельности, а также контроля правомерности проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

Президентом Российской Федерации осуществляется руководство деятельностью названных выше федеральных органов исполнительной власти, которые ведают вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, а также некоторых иных. Президент по представлению Председателя Правительства Российской Федерации утверждает положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет некоторые другие полномочия в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и Председателя Совета Безопасности Российской Федерации.


Также президентскому контролю подлежит практическое исполнение Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и изданных им правовых актов и поручений по вопросам, непосредственно связанным с оперативно-розыскной деятельностью.

Таким образом, Президент Российской Федерации, будучи гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, высшим должностным лицом государства осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных силовых органов, в полномочия которых включено осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Осуществление общего контроля за исполнением положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» со стороны Федерального собрания Российской Федерации имеет место при работе парламентариев с гражданами, рассмотрении обращений граждан, заслушивании информации руководителей соответствующих министерств и ведомств на заседании палат парламента и их комитетов, рассмотрении материалов и документов, представленных органами государственной власти, в том числе при подготовке изменений и дополнений, подлежащих внесения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Таким образом, контроль со стороны Федерального Собрания Российской Федерации преследует цель оценки общей ситуации, которая складывается с исполнением и соблюдением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», как в целом в государстве, так и соответствующими министерствами и службами.

Еще одним субъектом, призванным контролировать оперативно-розыскную деятельность, выступает Правительство Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в России. В соответствии с положениями Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», оно наделено достаточно широкими полномочиями по общим вопросам руководства федеральными министерствами, службами и агентствами, а также в области обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью и по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации.[4]

В компетенцию Правительства Российской Федерации входит проверка эффективности и полноты использования органами силового блока предоставленных им полномочий по ведению оперативно-розыскной деятельности для решения задач успешной борьбы с преступностью посредством анализа соответствующей информации, которая имеется в распоряжении Правительства, заслушивания отчетов, докладов и сообщений на заседании Правительства Российской Федерации руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.


Одним из направлений контрольной деятельности Правительства Российской Федерации выступает мониторинг действующего законодательства, а равно иных подзаконных актов, которые касаются прав и свобод граждан, имеют межведомственный характер, а также актов, которые устанавливают правовой статус государственных органов и организаций. Названная контрольная деятельность происходит посредством механизма государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции Российской Федерации. Такие акты оцениваются на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и действующему законодательству, и данные акты получают соответствующий номер государственной регистрации. Кроме того, Министерство юстиции наделено полномочиями о внесении предписаний об отмене незаконных актов, либо устранении выявленных нарушений.

В заключение данной главы следует отметить, что ключевым значением для осуществления контроля за оперативно-розыскной деятельностью выступает беспристрастность, т.е. то качество, суть которого составляет требование непредвзятого и справедливого отношения к каждому субъекту оперативно-розыскной деятельности.

2 Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Прокурорский надзор за исполнением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» призваны осуществлять Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им на то прокуроры.

Многоаспектной деятельности прокуратуры в юридической практике, как и в теории постоянно уделялось повышенное внимание. В соответствии с положениями Закона «О прокуратуре», таковая деятельность осуществляется с целью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно охраняемых законом интересов общества и государства в целом.[5]

Это все в полной мере относится и к прокурорскому надзору за оперативно-розыскной деятельностью, по которому, к сожалению, в настоящее время достаточно мало специальных исследований и соответствующей юридической литературы.

Сегодня такой надзор законодателем определяется в качестве составной части надзора, наряду с дознанием и следствием. В то же время надзор за оперативно-розыскной деятельностью обладает определенной существенной спецификой. Это, во-первых, различные сферы правовой деятельности: непроцессуальная и процессуальная, которые регулируются разными федеральными законами. Во-вторых, несовпадающие объем и специфика содержания задач, которые поставлены перед надзорными органами. Эти и другие обстоятельства дают основание согласиться с мнением некоторых научных и практических работников о необходимости выделения надзора за оперативно-розыскной деятельностью в обособленную область прокурорского надзора.[6]


Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью должен обеспечивать:

а) гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, семейную и личную тайны, защиту чести, достоинства и доброго имени, тайну переписки и неприкосновенности жилища, тайну телеграфных переговоров и почтовых отправлений, а также телеграфных и других сообщений;

б) соблюдение прав и законных интересов юридических лиц;

в) соблюдение определенного порядка разрешения сообщений и заявлений, как о совершенных, так и готовящихся общественно опасных деяний;

г) установленные законом запреты при проведении оперативно-розыскной деятельности;

д) законность при производстве оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и тех, на проведение которых имеется разрешение суда;

е) принятие решений должностными лицами о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного подразделения, а равно органу дознания и суду.[7]

Параллельно с обеспечением законности деятельность уполномоченного прокурора должна способствовать разрешению оперативно-0розыскных задач. Таковая деятельность предполагает активное участие прокурора с сотрудниками оперативных подразделений в анализе и оценке информации оперативно-розыскного характера и определения вероятности ее реализации для возбуждения уголовного дела, а также использования в доказывании, в привлечении к подобному анализу следователя, а в дальнейшем – оказание практического содействия в их взаимодействии.

Названные направления прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью составляют предмет надзора и его пределы.

Предмет надзора составляют:

- соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина;

- правовые основания и условия производства оперативно-розыскных мероприятий;

- законность принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, решений.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина обеспечивается безукоризненным исполнением предписаний Конституции Российской Федерации, а также требований положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и в первую очередь, норм статьи 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». Так, органам и должностным лицам, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, категорически запрещается разглашать те сведения, которые затрагивают честь и доброе имя граждан, семейную и личную тайну, неприкосновенность частной жизни, ставшие известными в процессе производства оперативно-розыскных мероприятий, при отсутствии согласия граждан, за исключением предусмотренных действующим законодательством случаев.