Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Внешний контроль за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно законодательству Российской Федерации, уполномоченный прокурор по надзору за оперативно-розыскной деятельностью обязан принять все необходимые меры по восстановлению таких права и законных интересов, а равно по возмещению причиненного вреда. Особого внимания со стороны прокурора требует исполнение органами предписаний закона об организации оперативно-розыскной деятельности, правовых условий и оснований производства оперативно-розыскных мероприятий.

Организация исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности осуществляется:

- по обращениям должностных и юридических лиц, а также граждан;

- в плановом порядке. И здесь стоит отметить, что планирование представляет собой один из наиболее существенных, важных и одновременно сложных элементов деятельности по контролю и надзору за оперативно-розыскной деятельностью. При этом следует учитывать ряд факторов, а именно:

а) состояние преступности на территории обслуживания поднадзорного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, криминалистическая характеристика лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и т.п.;

б) состояние законности в области оперативно-розыскной деятельности в исходный момент;

в) уровень латентной или скрытой преступности;

г) наличие фактов укрытия преступлений от учета, нарушение нормативного порядка приема, учета, регистрации и проверки поступивших в органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, сообщений о преступлениях;

- по указанию вышестоящего прокурора;

- в иных случаях с учетом состояния законности в области оперативно-розыскной деятельности и отсутствии положительных результатов по выявлению готовящихся, совершаемых либо совершенных преступлений, при их раскрытии, розыске подозреваемых и обвиняемых лиц, а равно лиц, пропавших без вести.

В организации работы по надзору за оперативно-розыскной деятельностью предусматривается и учет работы уполномоченных прокуроров. В качестве документов первичного учета выступают журналы учета, надзорное производство, а также дела, которые формируются по видам документов оперативно-розыскной деятельности, материалы непосредственных проверок, акты прокурорского реагирования и иные документы.

Система первичного учета ориентирована на ведение такового, как в прокуратурах районного масштаба, так и в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации, а также в транспортных, военных и других специализированных прокуратурах, в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации.


Едиными же для всех звеньев прокуратуры выступает книга учета работы прокуроров по надзору за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности и статистическая карточка на поступившую жалобу.

За организацией надзора за оперативно-розыскной деятельностью, а также составлением отчета о работе по надзору осуществляется контроль со стороны начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, в компетенцию которых входит надзор за оперативно-розыскной деятельностью, со стороны прокуроров субъектов Российской Федерации, а также приравненных к ним прокуроров.

Также к их обязанностям отнесены комплексный анализ материалов проверок и оказание подчиненным прокурорам необходимой практической помощи, осуществление регулярных проверок делопроизводства, соблюдение режима секретности при работе с оперативно-розыскными документами в подразделениях и органах прокуратуры.

Контроль за работой и руководство таковой прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров и прокуроров других специализированных прокуратур по контролю и надзору за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется управлениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых относится контроль за оперативно-розыскной деятельностью.[8]

3 Внутренний контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Внутренний или ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью регламентирован Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с положениями ст. 20 которого, руководители органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Порядок реализации ведомственного контроля за законностью закрепляется в соответствующих ведомственных нормативных правовых актах. Такой контроль проводится руководителями и другими должностными лицами, обладающими контролирующими и инспектирующими функциями.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью может быть осуществлен несколькими способами, в частности:


а) личное участие руководителей в организации, планировании и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

б) санкционирование заведения дел оперативного учета;

в) контроль сроков ведения и обоснованности прекращения дел оперативного учета;

г) изучение материалов оперативно-розыскных мероприятий и других документов, которые имеют отношение к оперативно-розыскной деятельности, принятие по ним необходимых решений;

д) в письменной форме дача указаний по вопросам дальнейшей работы по проведению оперативной проверки;

е) выдача санкций на заключение контрактов с лицами, которые сотрудничают с органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью;

ж) составление мотивированных постановлений о производстве оперативно-розыскных мероприятий;

з) заслушивание исполнителей оперативно-розыскных мероприятий;

и) назначения производства служебных проверок;

к) рассмотрение заявлений и жалоб граждан.

Руководитель оперативного подразделения при выявлении им фактов нарушения прав и свобод человека им гражданина, игнорирования правил конспирации при производстве оперативно-розыскной деятельности, разглашения сведений, которые составляют государственную либо служебную тайну, а равно иного рода нарушений, обязан назначить служебную проверку, по результатам которой принять необходимые меры, включая восстановление и возмещение причиненного вреда и привлечения виновного к ответственности. В случае выявления фактов нарушения законности руководитель в обязательном порядке должен проинформировать надзирающего прокурора.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий должностные лица подчиняются лишь непосредственному и прямому начальнику. При получении указания либо приказа, вступающих в противоречие с законом, они обязаны руководствоваться только законом, если же имеют место основания полагать, что в результате выполнения приказа либо указания может или же могло быть совершено преступление, сообщить об этом начальнику либо прокурору.

Таким образом, контролю подвергаются не только исполнители, однако и руководители, которые уполномочены отдавать указания и приказы.

Заключение

В заключение, подводя итоги изложенному, следует отметить, что субъектами, призванными контролировать оперативно-розыскную деятельность выступают государственные органы и их должностные лица, наделенные функцией контроля за организацией, обеспечением и осуществлением оперативно-розыскной деятельности, а также Генеральной прокуратурой Российской Федерации и уполномоченными на то прокурорами.


Реализуя в оперативно-розыскной деятельности функции контроля и надзора, названные субъекты исполняют предусмотренные законодательством обязанности и пользуются соответствующими правами. Классификация субъектов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность, зависит от трех основных критериев.

Во-первых, они группируются по функциям: субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность, субъекты, надзирающие за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности.

Во-вторых, по сфере осуществления предоставленных контролерам полномочий различаются субъекты, которые осуществляют внешний или вневедомственный контроль и надзор и внутренний или ведомственный контроль.

В-третьих, всех, контролирующих оперативно-розыскную деятельность субъектов подразделяют на юридических и физических лиц. В качестве первых выступают соответствующие государственные органы и их подразделения, в качестве вторых выступают должностные лица, в частности, руководитель оперативного подразделения, прокурор.

Руководители подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность подвергаются персональной ответственности за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Ну, и в заключение следует отметить, что как контроль, так и надзор необходимы для осуществления основной задачи современного демократического государства, т.е. защиты всей совокупности современных прав и свобод человека и гражданина. Человек со своими правами и свободами в правовом государстве не только признается высшей ценностью, они составляют цель государственного развития, данная цель требует постоянной работы, направленной на ее достижение, соответственно, и контроля, и надзора над данным процессом.

Список литературных источников

Нормативные правовые акты

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru/

2 О Правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997г № 2-ФКЗ в редакции Федерального Конституционного закона от 28 декабря 2016г № 12-ФКЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru


3 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992г № 2202-1 в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016г № 434-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru

4 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995г №144-ФЗ в редакции Федерального закона от 6 июля 2016г № 374-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru

5 О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г № 849 в редакции Указа от 28 июля 2016г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru

Учебная и научная литература

6 Алексеев В.В. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / В.В. Алексеев [и др.] – М.: ЮНИТИ, 2016г. – 175с.

7 Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: учебное пособие / Н.В. Григорьева. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016г. – 214с.

8 Исаенко В.Н. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и досудебном производстве: курс лекций / В.Н. Исаенко. – М.: Юрлитинформ, 2016г. – 198с.

9 Луговик В.Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью / В.Ф. Луговик. – Омск: ОЮА, 2014г. – 118с.

10 Климов И.А. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И.А. Климов [и др.]; под ред. И.А. Климова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2016г. – 407с.

  1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995г №144-ФЗ в редакции Федерального закона от 6 июля 2016г № 374-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru

  2. Алексеев В.В. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / В.В. Алексеев [и др.] – М.: ЮНИТИ, 2016г.

  3. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г № 849 в редакции Указа от 28 июля 2016г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru

  4. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997г № 2-ФКЗ в редакции Федерального Конституционного закона от 28 декабря 2016г № 12-ФКЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru

  5. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992г № 2202-1 в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016г № 434-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru

  6. Луговик В.Ф. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью / В.Ф. Луговик. – Омск: ОЮА, 2014г.

  7. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: учебное пособие / Н.В. Григорьева. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016г.

  8. Исаенко В.Н. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и досудебном производстве: курс лекций / В.Н. Исаенко. – М.: Юрлитинформ, 2016г.