Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Впервые созданная организация должна стремиться оформить свою учетную политику в кратчайшие сроки. Однако очевидно, что в начале деятельности при неукомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому на ее оформление предоставляется определенный период времени. Для организаций, обязанных публиковать свою отчетность, крайним сроком для оформления учетной политики является дата, установленная для первой публикации (так как публикуемая отчетность должна раскрывать уже утвержденную учетную политику). В любом случае оформление учетной политики должно быть произведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения организацией прав юридического лица (даты государственной регистрации). При этом подразумевается, что с данного момента применяются и избранные организацией учетные приемы и способы ведения учета.

Однажды введенный способ ведения учета используется без изменения в течение неограниченно долгого периода, во всяком случае до тех пор, пока руководитель не издаст распорядительный документ о переходе на иной способ. Если отсутствует документальное доказательство обратного, то считается, что в силе остается предыдущий распорядительный документ.

Таким образом, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами. В разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

2.2 Документы, формы, используемые при учетной политике

Форма учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В этом случае она будет иметь исключительно текстовый формат с выделением отдельных пунктов. Более удобна табличная форма построения учетной политики. При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу.


Табличная форма построения учетной политики делает этот документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета. Табличная форма позволяет графически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям учета. Все это облегчает последующее использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учетных работ по направлениям.

Учетная политика организации должна содержать ряд приложений, как минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Утвержденная учетная политика может иметь приложения: дополнительно разработанные в организации формы первичных учетных документов, детальные методики разработанных способов ведения учета и др. Однако при этом не следует забывать, что утвержденная учетная политика со всеми поименованными в ней приложениями является официальным документом и может быть запрошена в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, представлена учредителям и т. п.

Структура учетной политики

В учетной политике целесообразно предусмотреть два раздела: организационно-технический и методический.

Организационно-технический раздел определяет:

организацию ведения бухгалтерского учета;

форму бухгалтерского учета;

технологию обработки учетной информации;

порядок проведения инвентаризаций;

организацию системы внутреннего контроля;

порядок документооборота;

рабочий план счетов бухгалтерского учета.

При этом порядок организации бухгалтерского учета должен устанавливать способ его ведения и степень централизации (при наличии в организации филиалов), структуру бухгалтерии. Технология обработки учетной информации прямо зависит от степени автоматизации учетных процессов. В приложение целесообразно вынести общий перечень и формы составляемых бухгалтерских регистров и инструкции по их заполнению. Порядок проведения инвентаризации должен определять перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведения плановых инвентаризаций. Внутренний контроль, как правило, осуществляется в организациях силами контрольно-ревизионной комиссии или подразделениями внутреннего аудита, деятельность которых регламентируется соответствующим положением. Поскольку документооборот и рабочий план счетов представляют собой довольно объемные документы, их следует включить в приложение к учетной политике. Также в составе приложений следует привести применяемые в организации (разработанные ею в порядке дополнения атрибутов типовых форм или полностью) формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, формы внутренней бухгалтерской отчетности (в первую очередь, это актуально для организаций, имеющих сложную внутреннюю структуру и разветвленную сеть филиалов), а также формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Непосредственно в учетной политике целесообразно установить критерий существенности показателей для раскрытия в составе бухгалтерской отчетности.


Методический раздел учетной политики определяет:

-методы оценки активов и обязательств организации;

-методы признания доходов и расходов организации;

-методы калькулирования себестоимости.

Столь короткий перечень рассматриваемых вопросов не должен вводить в заблуждение – методический раздел всегда бывает объемным, и именно он определяет правила учета в организации. Поскольку учетная политика конкретизирует способы учета и оценки практически всех активов и обязательств организации, целесообразно сгруппировать их по какому-либо признаку, например:

в последовательности нумерации счетов бухгалтерского учета (основные средства (счет 01) и их амортизация (счет 02), доходные вложения в материальные ценности (счет 03), нематериальные активы (счет 04) и их амортизация (счет 05), расходы на НИОКР (счет 04) и т. д.);

в последовательности отражения показателей в составе бухгалтерского баланса по статьям (по мере повышения ликвидности – нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и т. д.);

в последовательности их возникновения в процессе жизнедеятельности организации (капитальные вложения, основные средства, нематериальные активы, результаты НИОКР и т. д.), а также в любом другом порядке, удобном для организации.

Следует отметить, что приведенные элементы организационно-технического и методического разделов учетной политики не являются исчерпывающими. Организации вправе расширять их, дополняя другими подразделами.

Глава 3. Проблемы, встречающиеся при ходе учетной политики и пути их решения

С наступлением нового календарного года каждая организация по закону обязана пересмотреть и утвердить новую учетную политику. В 2017 году она, скорее всего, будет непохожей на учетную политику, принятую руководством предприятия в 2016 году.

Изменения зависят от норм и положений действующего законодательства, которое, как отмечают аналитики, меняется со скоростью света. Также вариант изменения учетной политики возможен с появлением другого метода учета или выбора другого объекта налогообложения.

Оформляя учетную политику, нужно своевременно издать приказ и приложения. Первый документ используется для регулирования бухгалтерского учета, второй неотрывно связан с целями налогообложения. Бумаги составляются и датируются декабрем 2016 года, ведь изменения по ним вступают уже с 1 января 2017 года.


Продлевать действие учетной политики за предыдущий год не разрешается, подобные эксперименты наказываются штрафами.

Раздел «Общие положения»

В каждый документ, утверждающий учетную политику организации, входит раздел «Общие положения», где представляются сведения об активах и обязательствах фирмы и указываются основные применяемые документы:

первичная учетная отчетность, принятая на государственном уровне контролирующими ведомствами;

формы первичных бумаг, которые были созданы самим предприятием с учетом требований и правил Федерального закона, зарегистрированного в 2011 году под номером 402-ФЗ.

Также информация, содержащаяся в первичных документах, всегда показывается в регистрах учета, связанного с бюджетом:

в формах, соответствующих формату нормативных актов, предложенных контролирующими органами в Приказе Министерства финансов Российской Федерации под номером 52н;

в формах, разработанных организацией по собственному усмотрению, при этом выполняются требования указанного выше Федерального закона и Инструкции 157н.

Составление учетной политики на 2017 год включает перечень важных составляющих:

утверждение рабочего плана бухгалтерских счетов, используемых для проведения синтетического и аналитического учета;

определение методологии, помогающей оценить отдельные типы имущества и обязательств;

последовательность операций по отражению в учете разных событий, которые наступили уже после отчетной даты. Бухгалтер должен обсудить с руководителем предприятия и утвердить, какая дата в 2017 году считается отчетной;

порядок проведения ежегодной инвентаризации, сверки имущества, которое раньше числилось на балансе и есть сейчас, определение его состояния, то же самое касается и обязательств перед клиентами или покупателями, поставщиками;

в общие положения обязательно необходимо вписать правила перемещения документов в организации и технологию обрабатываемой контрольной информации, куда входят последовательность и сроки передачи первичной отчетности по определенному графику документооборота, что помогает вовремя отразить в бухучете события и операции;

трудно представить себе учетную политику на 2017 год без указания форм первичной отчетности, где отражается вся хозяйственная деятельность фирмы. Здесь также указываются реквизиты учетной документации, взятые из Инструкции под номером 157н;

немаловажно уделить должное внимание правильной последовательности организации финансового контроля над действиями кадровых работников внутри предприятия;


если необходимо принять дополнительные важные решения, которые могут упростить ведение бухучета, они тоже фиксируются в учетной политике на 2017 год.

Далеко не все хозяйствующие субъекты вынуждены в своей повседневной деятельности руководствоваться всеми перечисленными документами. Это обусловлено разными отраслями, сферами деятельности, масштабами производства и даже степенью публичности организации.[13]

Ограничив круг рассматриваемых организаций, исключив бюджетные, кредитные, страховые организации, всю совокупность перечисленных нормативных документов условно подразделим на несколько групп по приоритетности и частоте использования (а значит, и необходимой степени проработки в организациях):

группа 1 – документы, касающиеся абсолютного большинства организаций и объектов, имеющихся практически во всех организациях;

группа 2 – документы, касающиеся объектов и операций, возникающих у значительного числа различных организаций при наличии определенных условий;

группа 3 – документы специфической направленности и узкого круга применения.

Группа 1 включает в себя Закон № 129-ФЗ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности, ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", 6/01 "Учет основных средств", соответствующие Методические указания по бухгалтерскому учету указанных активов и Методические указания по бухгалтерскому учету специнструмента, приспособлений, оборудования и одежды (как дополняющие и конкретизирующие нормы указанных ПБУ), ПБУ 9/99 "Доходы организации", 10/99 "Расходы организации", 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". Все перечисленные документы заслуживают самого пристального внимания и тщательного изучения всеми организациями, и не только в целях составления учетной политики. Сюда же можно отнести также ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" и 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности". Однако, как показывает практика, российские организации часто не только не используют возможности, которые предоставляют им эти положения, но также не выполняют их обязательных требований. Вызвано это, скорее всего, сложностью восприятия этих документов и отсутствием конкретных и четких указаний, так как указанные положения аппелируют преимущественно к профессиональному суждению бухгалтеров и других специалистов организации, требуют оценки вероятности наступления рассматриваемых событий.