Файл: Учетные регистры. Их классификация и способы записи в них.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Особенностью бухгалтерского учета является то, что он основан на строгом документировании хозяйственных операций. Данное требование закреплено в действующем законодательстве: основанием для любой записи в бухгалтерских регистрах являются правильно оформленные первичные документы.

Документация является особым способом первичной регистрации хозяйственных операций. Ни одна хозяйственная операция не может быть учтена бухгалтерией, если она не оформлена документом. Таким образом, документы являются основанием записи в бухгалтерском учете. От качества документов в значительной мере зависит и качество всего бухгалтерского учета, поэтому изучение содержания регистров бухгалтерского учета является очень актуально, что и повлияло на выбор темы курсовой работы.

Объект исследования – система бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования.

Предмет исследования – регистры бухгалтерского учета как форма обобщения данных бухгалтерского учета.

Целью настоящей работы является определение назначения регистров, а также анализ их классификации.

Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  • Дать характеристику регистрам, применяемым при ведении бухгалтерского учета;
  • Изучить формы регистров бухгалтерского учета;
  • Определить порядок регистрации хозяйственных операций в учетных регистрах;
  • Изучить способы исправления ошибок в учетных регистрах.

Методология организации ведения регистров бухгалтерского учета отражена в трудах многих ученых-экономистов, в частности таких как Н.В. Предеус, С.И. Церпенто, Ю.В. Предеус, Ю.И. Сигидов, А.И., Трубилин, И.В. Гейтс, В.А. Ерофеева, О.В. Тимофеева и др. Данные экономисты, чьи труды были изданы в последние пять лет, рассматривают проблемы ведения регистров бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим бухгалтерский учет.

Прикладная значимость курсовой работы заключается в возможности использования материала для совершенствования форм и методов ведения регистров бухгалтерского учета, так как основанием для отражения бухгалтерским учетом информации о совершенных хозяйственных операциях являются учетные документы, составленные в соответствии с установленными требованиями. Также материал курсовой работы можно использовать при написании дипломной работы по данной теме.


1Учетные регистры и их роль в бухгалтерском учете

1.1 Характеристика регистров бухгалтерского учета

Для учета и регистрации хозяйственных операций предприятия применяют разнообразные по форме, содержанию, способу отображения и нагромождению информации учетные регистры. Состав учетных регистров, которые ведутся на конкретном предприятии, зависит от принятой на предприятии формы бухгалтерского учета.

Под словом "регистр" в бухгалтерском учете понимают различные виды таблиц, в которые записывают данные с первичных документов.[1]

Записи в учетных регистрах базируются на информации из тщательным образом проверенных первичных документов, оттого и сами регистры приобретают доказательную силу при использовании их показателей для анализа хозяйственной деятельности предприятия, при контроле за состоянием средств и при выявлении результатов хозяйствования.[2]

Информация о совершенных хозяйственных операциях, содержащаяся и первичных документах, после их проверки и таксировки группируется и регистрируется в определенном порядке. Документы, в которых осуществляется этот этап учетной работы, называются учетными регистрами.

Основным назначением учетных регистров является то, что по их данным на предприятии составляется финансовая отчетность. Поэтому достоверность финансовой отчетности подтверждается данными учетных регистров, которые должны соответствовать показателям первичных документов.[3]

Учетные регистры представляют собой специальные таблицы, которые имеют свою форму и содержание в зависимости от требований контроля и систематизации информации.

Учетные регистры - не носители специального формата в виде сведений, журналов, книг, журналов-ордеров, машинограмм, предназначенные для хронологического, систематического или комбинированного накопления, группировки и обобщения информации из первичных документов, принятых к учету.

В учетных регистрах - бухгалтерских книгах, все страницы должны быть сброшюрованы и пронумерованы. На последней странице указывается количество содержащихся в ней страниц, ставятся подписи руководителя предприятия, главного бухгалтера и печать. [4]


Информация в учетные регистры переносится после проверки первичных документов по форме и содержанию. Перенос информации из первичных документов в учетные регистры должно осуществляться по мере их поступления в место обработки (бухгалтерии, вычислительной установки), одновременно не позднее срока, обеспечивающего своевременную отчетность.[5]

Для синтетического и аналитического учета хозяйственных операций предприятия применяют учетные регистры, рекомендованные Государственным комитетом по бухгалтерскому учету. [6]

Учетные регистры могут иметь различное строение, что зависит от порядка размещения бухгалтерских записей в соответствующих графах: параллельное, последовательное или комбинированное.

Параллельный способ предусматривает размещение записей в процессе их регистрации по дебету и кредиту на одной линии.[7]

Последовательный способ предусматривает двухуровневое строение учетных регистров: на одном из них (верхнем) располагаются записи по дебету счета, а на другом (нижнем) - кредитовые записи по счету. Соответственно этому подсчитываются итоги по дебету и кредиту счетов, представленных в данном регистре, и выводится сальдо на начало и конец месяца.[8]

Комбинированный вариант предполагает использование указанных способов в одном регистре. В данном случае не только производятся записи по дебету и кредиту счета, для которого предназначен регистр, но и указываются корреспондирующие счета по дебету и кредиту.[9]

Роль бухгалтера состоит в том, чтобы правильно указать, по какому счету (дебету и кредиту) следует отразить данную хозяйственную операцию.

Различное строение учетных регистров обусловлено также видом (объектом) информации, которая должна быть получена при их помощи.

Более конкретная информация, отраженная в регистрах, требует, чтобы были указаны содержание операции, источник поступления средств или их расходы, номер и наименование документа, дата, количественные данные, качественные характеристики объекта и т.п.

Такие регистры носят название аналитических и требуют наличия соответствующих строк и граф для отражения указанной информации. Как правило, такими регистрами являются бухгалтерские книги и карточки, но могут быть и свободные листы.

Регистры, в которых отражается информация высокой степени обобщенности, называются синтетическими и обычно записи в них ведутся только в суммовом выражении. Но, как и при других критериях группировки, в данном случае могут быть комбинированные регистры.[10]


Например, в журнале-ордере, отражающем расчеты с поставщиками, указываются не только суммы по корреспондирующим счетам, но и наименование поставщика, номера и даты первичных документов, а также по каким суммам ведутся расчеты и другое.

Обязательным правилом является соблюдение равенства сальдо и итогов оборотов по дебету и кредиту регистров аналитического и синтетического учета.

Записи в учетных регистрах могут осуществляться в хронологическом или систематическом порядке, отсюда и их название.

Хронологические регистры предусматривают записи по мере поступления документов без определенной их группировки по счетам. Примером хронологического регистра является журнал учета поступающих грузов, в котором ведется учет товарно-транспортных документов поставщиков на отгруженные товары. Покупатель регистрирует их в журнале по мере получения и проверки достоверности документов.[11]

В систематических регистрах запись хозяйственных операций производится в определенной системе. Группировка данных может осуществляться на счетах как аналитического, так и синтетического учета. В качестве примеров систематического регистра аналитического учета можно привести оборотную ведомость учета материалов, ведомость выпуска готовой продукции.[12]

Систематические записи производятся во всех регистрах синтетического учета, но самым типичным является Главная книга, в которой вся информация по предприятию группируется по дебету и кредиту счетов синтетического учета.[13]

Во многих регистрах сочетаются хронологические и систематические записи, поэтому они называются комбинированными. Применение хронологических и систематических записей в одном регистре позволяет сокращать количество записей, повысить степень контроля информации.[14]

Дальнейшее развитие автоматизации учета расширяет рамки использования комбинированных регистров.

Регистрация данных в учетных регистрах может осуществляться вручную или при помощи компьютеров. Современный уровень бухгалтерского учета и средств вычислительной техники позволяет автоматизировать многие, если не все участки учетного процесса.[15]

Организация бухгалтерского учета на базе ЭВМ осуществляется при помощи моделирования, представляющего собой процесс, направленный на упорядочение получения и обработки информации об учетных объектах. Важное значение при этом имеет разработка кодов всех элементов обрабатываемой информации.[16]


Возможны несколько этапов автоматизированной обработки и получения информации:

  • Отражение в первичных документах данных хозяйственных операций. При этом необходимо соблюдение структуры типовых форм первичных документов, но с использованием разнообразных модификаций.
  • Систематизация данных по предприятию и формирование массивов однородной учетной информации на базе типовых бухгалтерских записей.
  • Группировки по отдельным характеристикам операций осуществляют, исходя из потребностей ежедневного контроля, анализа и регулирования.
  • Обобщение данных хозяйственных операций в регистрах аналитического и синтетического учета, которое заключается в суммировании, расчете оборотов и сальдо по счетам, а также в составлении оборотно-сальдовых ведомостей.[17]

1.2Классификация регистров бухгалтерского учета

Для учета и регистрации хозяйственных операций предприятия применяют разнообразные по форме, содержанию, способу отражения и накопления информации учетные регистры. Состав учетных регистров зависит от принятой на предприятии формы бухгалтерского учета.[18](Приложение 1)

Регистры бухгалтерского учета различаются между собой по строению, назначению и по другим признакам. Поэтому их классифицируют по следующим группам: по внешнему виду, по характеру записей, объему содержания операций и по строению.[19](Рисунок 1)

Рисунок 1

Классификация регистров бухгалтерского учета

«Источник Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет и анализ. Основы теории для бакалавров экономики: Учебник / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров; Финансовый Универ. при Правительстве РФ. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – С. 215»

Под формой бухгалтерского учета понимают определенную организацию и построение систем учетных регистров для целей текущего контроля за состоянием и движением средств и источников доходов и расходов и получения необходимой информации для составления финансовых отчетов.[20]

Форма бухгалтерского учета зависит от двух факторов: системы применяемых учетных регистров и последовательности записей в них и способа составления регистров - ручной или автоматизированный.[21]