Файл: Налоговый учет индивидуальных предпринимателей (понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

1.1 Понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей

1.3 Системы налогообложение индивидуальных предпринимателей

1.3.1 Общий режим налогообложения

1.3.2 Единый налог на вмененный доход

2016 год: изменения и новости по ЕНВД

1.3.3 Упрощенная система налогообложение

ГЛАВА 2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЕФИМОВА П.К.

2.1 ИП «Столяр и Плотник» как налоговый агент

2.2 Деۡйстۡвуۡюۡщۡаۡя система нۡаۡлоۡгообۡлоۡжеۡнۡиۡя ИП «Плотник и Стоۡлۡяр»

2.3 Расчет нۡаۡлоۡгۡа, уплачиваемого в сۡвۡязۡи с прۡиۡмеۡнеۡнۡиеۡм упрощенной сۡистеۡмۡы налогообложения

2.4 Порядок исчۡисۡлеۡнۡиۡя и уۡпۡлۡатۡы индивидуальным преۡдۡпрۡиۡнۡиۡмۡатеۡлеۡм страховых взۡносоۡв на обۡязۡатеۡлۡьۡное пенсионное стрۡаۡхоۡвۡаۡнۡие и прочۡиۡх налогов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

1.1 Понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности

Согласно ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя»[1].

По мнению автора работы необходимо упомянуть, что законами Российской Федерации определены некоторые ограничения на право граждан заниматься предпринимательской деятельностью, к примеру:

  • гражданам запрещено в индивидуальном порядке осуществлять страховую деятельность (Закон РФ “О страховании”)[2],
  • изготовлять оружие и торговать им (Закон РФ “Об оружии”)[3] и другие.

Помимо этого, «государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы»[4].

Отдельными видами деятельности граждане могут заниматься только после получения специального разрешения - лицензии. На индивидуальных предпринимателей распространяются те же правила, которые установлены для лицензирования деятельности юридических лиц.

Заметим, что индивидуальную предпринимательскую деятельность отличает:

  • простая, короткая процедура регистрации,
  • упрошенная форма учета хозяйственных результатов
  • значительно сниженные налоги по сравнению с юридическими лицами (что особенно важно).

Минус данной формы заключается в неограниченной ответственности индивидуального предпринимателя по принятым обязательствам, как известно, предприниматель в данном случае отвечает всем принадлежащим ему личным имуществом, на которое по закону может быть обращено взыскание (судом).


Тем не менее, оценивая все преимущества и недостатки индивидуальной предпринимательской деятельности, следует признать ее наиболее подходящей формой организации бизнеса на начальной стадии. В случае успеха индивидуальный предприниматель приобретает необходимые опыт и капитал для перехода в более "тяжелую весовую категорию" корпоративного бизнеса.

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей

Проанализировав подробно нормативные документы, регламентирующие деятельность индивидуальных предпринимателей, визуализируем их в виде таблицы 1.

Таблица 1

Анализ нормативно-правового регулирования налогообложения индивидуальных предпринимателей

Наименование законодательного или нормативного документа

Анализ документа применительно к расчетам с покупателями и заказчиками

I уровень нормативного регулирования

Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ) (часть вторая)

Рассматривает нормы налогообложения индивидуальных предпринимателей, порядок начисления и уплаты налогов, сроки предоставления отчетности.

НК РФ (часть вторая)

Рассматривает обязанности индивидуальных предпринимателей как налоговых агентов и налогоплательщиков

ГК РФ (часть вторая)

Определяет понятия предпринимательской деятельности, правоспособность граждан

ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

Определен порядок начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

II уровень нормативного регулирования

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Состав отчетности, порядок составления

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).

Правила формирования доходов, которые получены от покупателей (заказчиков).

О формах бухгалтерской отчетности организаций. Утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006);

О правилах составления отчетности, которую необходимо сдавать индивидуальным предпринимателям в налоговую инспекцию

III уровень нормативного регулирования

Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49

Устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств индивидуальных предпринимателей и оформления её результатов.

IV уровень нормативного регулирования

Внутренние документы организаций: приказы, распоряжения, учетная политика для целей налогообложения

Устанавливают внутренний порядок расчета налогов, сроки сдачи деклараций, сроки уплаты налогов и сборов



1.3 Системы налогообложение индивидуальных предпринимателей

На данный момент времени, в Российской Федерации (согласно НК РФ) действуют два режима налогообложения: общий и специальный, рассмотрим их кратко, визуализируем для удобства, данные посредством таблицы 2.

Таблица 2

Режимы налогообложения, действующие в РФ

Режим налогообложения

Характерные особенности

Общий

Система налогов, сборов, платежей, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и уплачиваемые юридическими/физическими лицами (за исключением случаев, когда налогоплательщики применяют специальные режимы налогообложения).

Специальный

«предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ»[5]

К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В основе всех специальных режимов лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный (налоговый) период.

В следующих подразделах курсовой работы рассмотрим кратко: общий режим налогообложения, УСН и ЕНВД.

1.3.1 Общий режим налогообложения

Общий режим - основной. Общий налоговый режим (общая система налогообложения) – система налогообложения, при применении которой хозяйствующий субъект обязан платить все необходимые налоги, сборы, платежи, которые установлены НК РФ, прочими федеральными законами.. Следовательно, по общепринятой системе налогообложения вновь созданный налогоплательщик обязан платить общеустановленные налоги.
По мнению автора работы, выше обозначенный режим все же предпочтителен для ведения учета в крупных компаниях с уплатой всех налогов (НДС, налог на имущество, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и др.). Но многие малые и средние предприятия со значительной выручкой и планирующие работать с организациями – плательщиками НДС, так же применяют такой режим. Применяя эту систему учета, малые предприятия могут использовать так же и освобождение от уплаты НДС, если выручка менее 2,0 млн. руб. в квартал. 


Применяя данный режим, налогоплательщики  ведут бухгалтерский и налоговый учет, и представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Рассмотри кратко преимущества и недостатки выше обозначенного режима, для удобства также представим данные посредством таблицы 3.

Таблица 3

Общий режим налогообложения: достоинства и недостатки

Преимущества общего режима

Недостатки общего режима 

часто контрагенты (например, гипермаркеты) заинтересованы в партнерах, применяющих общий режим, т.к. работая с такими контрагентами, у них есть возможность применять вычеты по НДС. 

сложен с точки зрения необходимости уплаты нескольких налогов

влечет обязанность составлять бухгалтерский баланс

применение почти невозможно без помощи профессионального бухгалтера 



1.3.2 Единый налог на вмененный доход

В основе режима лежит определение потенциально возможного валового дохода, уменьшенного на необходимые затраты (вмененный доход), установленного исполнительной властью на основе данных, полученных в ходе статистических исследований, налоговых проверок и т.д.

ЕНВД может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади и т.д.

2016 год: изменения и новости по ЕНВД

Основные перемены в 2016 году руководствуются мерами антикризисной программы, разработанной правительством РФ.

Новые веяния не обошли стороной и Налоговый кодекс.

В отношении системы ЕНВД приняты следующие поправки:

  1. Предоставляет права властям регионального управления уменьшать налоговую ставку на свое усмотрение, с установленных15% до 7.5 %.
  2. Расширится область применения для данной системы налогообложения.
    Ряды плательщиков ЕНВД смогут пополнить новые категории деятельности.
  3. Изменится форма отчетности и правила заполнения декларации.
  4. У предпринимателей, не имеющих штата сотрудников, появится возможность снизить сумму налога на 100%.

Налоговые ставки по ЕНВД в 2016 году.

Общая налоговая ставка при данном налогообложении составляет 15%, но с начала текущего года местные власти обладают правом устанавливать льготную ставку. Размер льготной ставки варьируется от 7.5% до 15%.

Данное нововведение трактуется ФЗ №232 и принято к исполнению в соответствии с антикризисной программой.

ЕНВД в 2016 году и порядок исчислений.

Построение расчетов «единого налога» устанавливается и регламентируется п.10 ст. №346.29 НК РФ.

Вычисления производятся в соответствии с формулой:

ЕНВД=(БД * К1 * К2 *ФП) / Д * Д1 * НС — страховые взносы,

где:

  • Д — число дней в календарном месяце;
  • Д1 — число фактически отработанных налогоплательщиком дней в отчетном месяце;
  • БД – базовая доходность в соответствии с п.3 статьи 346.29 НК РФ;
  • ФП — физический показатель, включающий в себя площадь из тех. паспорта, или число сотрудников;
  • НС — налоговая ставка (ст. 346.31 НК РФ).

Коэффициент К1 для ЕНВД.

Коэффициент К1 является корректирующим коэффициентом-дефлятором, принимающим во внимание все изменения и актуальность ценовой политики на услуги, товары и работы в РФ за предшествующий период (ст. 346.27 НК РФ).

Вследствие чего, согласно приказу №854 от 18/11/2015г Минэкономразвития, К1 оставили без изменений. За время существования ЕНВД впервые не случилось ежегодного повышения данного показателя, и его величина осталась на прошлогоднем уровне — 1,798.

Этот факт продиктован обстоятельствами экономического кризиса в стране и поддержкой бизнеса в непростой ситуации.

Коэффициент К2 для ЕНВД и порядок его определения.

Коэффициент К2 представляет собой корректирующий элемент при вычислении базовой доходности. Этот показатель формируется с зачетом всех особенностей конкретного рода деятельности: сезонная зависимость, разновидность услуг и товаров, прибыльность, территориальные особенности и многое другое (ст.346.27 НК РФ).

Величина К2 определяется опираясь на законодательство, региональными органами, представляющими государственную власть на ежегодной основе. НК не ограничивает перечня учитываемых особенностей деятельности при установке коэффициента К2, суть заключается в диапазоне этой величины от 0,005 до 1.

В каждом регионе и Федерально-значимом городе своя установленная величина К2. Эти данные можно получить из нормативных правовых актов органов местной власти, размещенных, как правило, на сайте и информационных стендах районной налоговой службы.