Файл: Анализ инвестиционной политики современного государства.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты инвестиционной политики государства
1.1 Сущность и понятия инвестиционной политики государства
1.2 Основные задачи инвестиционной политики государства
1.3 Классификация инвестиционной политики государства
2. Анализ инвестиционной политики РФ
2.1 Анализ регулирования инвестиционной деятельности в России
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ
3. Направления развития инвестиционной политики РФ
3.1 Пути совершенствования регулирования инвестиционной деятельности РФ
Введение
Инвестиции играют центральную роль в обеспечении эффективности функционирования экономической системы и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе. Инвестиционная активность относится к числу важнейших показателей экономической динамики. Их интенсивностью определяется состояние экономики.
Опыт развитых стран свидетельствует о необходимости участия государства в управлении инвестиционными процессами. При любом уровне развития рыночных отношений автоматического регулирования инвестиционного процесса не происходит. Государственное регулирование экономических и социальных отношений представляет собой не что иное, как целенаправленную деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и её воспроизводства, общих условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей.
При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объёма производства, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.
Цель курсовой работы изучение инвестиционной политики государства, а также направления развития ее в России.
Объект исследования: инвестиционная политика.
Таким образом, для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные аспекты инвестиционной политики;
- проанализировать инвестиционную политику России;
- выявить направления развития инвестиционной политики России.
1. Теоретические аспекты инвестиционной политики государства
1.1 Сущность и понятия инвестиционной политики государства
Инвестиционная политика - одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
С инвестиционной политикой тесно связано понятие правового режима инвестиционной деятельности, которое объединяет целый ряд характеристик, определяющих отношение государства к отечественным и зарубежным инвесторам, легализованным в качестве участников экономических отношений на российском рынке.
Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя:
- выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
- определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
- формирование необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
В результате сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики США, Канады, Японии и западноевропейских стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации - с другой, можно сказать, что критикуемое многими зарубежными и в не меньшей степени отечественными экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях и нормах в значительной степени схоже с положениями законодательных актов других стран и, во всяком случае, не может и не должно рассматриваться как дискриминационное по отношению к тем же иностранным инвесторам.
Избраны следующие обобщающие критерии оценки правового режима инвестиционной деятельности, принятые при этом за основу для сравнения:
- наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики;
- наличие или отсутствие целостного инвестиционного законодательства;
- режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный);
- наличие или отсутствие налоговых льгот и преференций;
- наличие или отсутствие льгот в национальном таможенном режиме;
- наличие или отсутствие стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики;
- наличие или отсутствие стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке;
- наличие или отсутствие ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними;
- наличие или отсутствие ограничений на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий;
- и др.
В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики, предоставления тех или иных налоговых льгот предприятиям, направляющим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства, при помощи амортизационной политики, путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, научно-технической политики и других.
В рыночном хозяйстве объем намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиционные товары.
Необходимо отметить, что стабильность регулирования инвестиционной деятельности во многом обусловлена ясностью и стабильностью реализуемой властями данной страны государственной инвестиционной политики, разработкой, осуществлением, координацией и контролем над реализацией которой необходимо предметно заниматься на профессиональной основе.
Источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное увеличение инвестиций в основной капитал при неуклонно расширяющемся внутреннем потребительском спросе. Одновременно с этим необходимо резко расширить инновационное наполнение инвестиций. Основными направлениями инвестиционной политики выступают меры по организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышению жизненного уровня населения.
1.2 Основные задачи инвестиционной политики государства
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и сложившейся в стране экономической ситуации. К ним могут относиться такие задачи как:
- выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;
- реализация программы конверсии военно-промышленного комплекса;
- обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
- поддержка развития малого и среднего бизнеса и экспортных производств;
- обеспечение сбалансированности развития всех отраслей экономики России;
- реструктуризация угольной промышленности;
- выполнение программы жилищного строительства в стране, в частности для военнослужащих, и другие.
К основным формам государственной поддержки реализации инвестиционных проектов относят:
- прямое и смешанное финансирование инвестиций;
- предоставление государственных гарантий частным инвесторам;
- предоставление целевых амортизационных, налоговых и кредитных льгот;
- формирование организационно - правовых условий, стимулирующих повышение инвестиционной активности.
В фазах оживления и подъёма преобладает стратегия прорыва, приходит время инвестиционного бума, и задача состоит в своевременном и комплексном осуществлении инвестиций и инноваций, способствующих освоению новых и расширению прежних позиций на рынке.
В фазе стабильного развития государственная поддержка минимальна, инновации и инвестиции реализуются обычным рыночным путём в соответствии с выработанной на микроуровне стратегией.
Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя:
- выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
- определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
- формирование необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Сегодня российская инвестиционная политика, одна из составных частей экономической политики государства, разрабатывается и реализуется в условиях относительной макроэкономической стабильности, устойчивого валютного курса и прогнозируемой инфляции.
Эффективность инвестиционной политики является индикатором стабильности функционирования экономической системы и отражает уровень эффективности материального производства. В настоящее время инвестиционная политика России не приносит ощутимых положительных результатов в части оживления инвестиционного процесса, привлечения инвесторов и усиления инвестиционной активности.
1.3 Классификация инвестиционной политики государства
Инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) получения иного положительного эффекта.
Инвестиции выражают широкий круг экономических отношений. Они выступают в различных формах. Инвестиции представляют собой денежные средства, банковские вклады, ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, патенты, в том числе на товарные знаки, кредиты, а также имущественные и неимущественные права, включая интеллектуальную собственность.
В зависимости от оперируемых ценностей различают три типа инвестиций: реальные, финансовые и интеллектуальные.
Реальные инвестиции включают вложения средств в материальные активы (вещественный капитал: здания, оборудование, товарно-материальные запасы и др.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, "ноу-хау" и др.).
Под финансовыми инвестициями понимаются вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.), целевые банковские вклады, депозиты и т.д.
Под интеллектуальными инвестициями понимают вложения средств в творческий потенциал общества, объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из авторского, изобретательского и патентного права.
По характеру участия в инвестировании выделяют прямые, непрямые и портфельные инвестиции.
Под прямыми инвестициями понимается непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств без посредников.
Под непрямыми инвестициями понимают инвестирование через посредников. Например, приобретение лицами инвестиционных сертификатов инвестиционного фонда, который размещает полученные средства в объекты инвестирования по своему усмотрению, участвует в управлении ими и распределяет часть прибыли среди клиентов.
Портфельные инвестиции - это вложения капитала в различные ценные бумаги
Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. Это лишь один из видов инвестиционных ресурсов, направляемых на создание новых, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Инвестиции же кроме основных фондов могут вкладываться в оборотные фонды, различные финансовые активы и отдельные виды нематериальных активов.
Капитальные вложения различаются по назначению, отраслевому и территориальному направлению, характеру воспроизводства, технологической структуре и по источникам финансирования.
Отраслевая структура характеризуется распределением капитальных вложений между отраслями народного хозяйства страны. Территориальная структура характеризует соотношение капитальных вложений по регионам страны.