Файл: Анализ инвестиционной политики современного государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъёктов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику.

Наметим общие контуры оценки законотворчества регионов. Прежде всего, следует оценить как позитив то, что за истекшие годы все регионы уделили внимание инвестиционной деятельности, подняв принимаемые нормативные акты на уровень региональных законов. Большая часть законотворчества приходится на конец 1990-х и 2000-е годы. Однако при этом, за небольшим исключением, нормы региональных законов, посвящённых привлечению инвестиций, слишком буквально копируя федеральные нормы, часто недостаточно подробно развивают их на региональном уровне.

Речь идёт о том, что вслед за федеральным законом, в таких нормах часто нет однозначных критериев для отбора инвестпроектов. Это с неизбежностью создаёт поле для коррупции. Например, эти законы обычно делегируют определение порядка отбора инвестпроектов (для налоговых льгот или для оказания бюджетной поддержки) органам исполнительной власти. Конечно, это облегчает работу, так как позволяет им оперативно реагировать на экономическую ситуацию. Но, это же с неизбежностью создаёт условия для определения отдельных позиций в этом порядке так, чтобы подыграть какому-либо потенциальному претенденту.

Все субъекты РФ следуют моделям политики, заложенным федеральным законодательством (указами Президента и федеральными законами, в т. ч. законом №39-ФЗ 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" с изменениями 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 17 июня, 23 июля 2010 г., 18, 19 июля, 6, 12 декабря 2011 г., 28 декабря 2013 г., 3 июля 2016 г., 26 июля 2017 г.)

Наметим общие контуры оценки законотворчества регионов. Прежде всего, следует оценить как позитив то, что за истекшие годы все регионы уделили внимание инвестиционной деятельности, подняв принимаемые нормативные акты на уровень региональных законов. Большая часть законотворчества приходится на конец 1990-х и 2000-е годы. Однако при этом, за небольшим исключением, нормы региональных законов, посвящённых привлечению инвестиций, слишком буквально копируя федеральные нормы, часто недостаточно подробно развивают их на региональном уровне.


Способы поощрения инвестиций иногда чрезмерно общи, тогда как виды поддержки малого, среднего и крупного бизнеса не могут не отличаться. Крупному бизнесу легче добиться особого отношения к себе, например, обеспечив поддержку СМИ или личный приём своих представителей у высших должностных лиц и т.п., - малому и среднему бизнесу это сделать трудней. Властям же надо учесть как раз особо позитивную роль малого и среднего бизнеса, так как в инновациях ведущую роль играют как раз не крупные, а небольшие предприятия. Между тем, для поощрения малого бизнеса в Налоговый кодекс, например, введены особые налоговые режимы (единый налог на вменённый доход, единый сельхозналог, упрощённая система налогообложения). Поэтому для поощрения инвестиций также целесообразно ввести законом особые инвестиционные режимы, явно вводя в закон критерии (например, по объёму капвложений) применения этих режимов.

Таким образов, в регионах России сделаны первые шаги по развитию инвестиционного законодательства. Назрели следующие шаги, такие, как развитие инструментария в виде процедурных норм прямого действия, снижающих коррупционные риски; как введение инвестиционных режимов поощрения небольших капвложений, направленных на инновационное развитие; как создание благоприятного климата для массированного роста отечественных инвестиций (сохраняя для иностранных инвестиций как катализаторов развития, национальный режим), и, наконец, введение форм публичной отчётности исполнительной власти перед законодателями о реализации законов, направленных на поощрение инвестиций. Эти меры могут быть реализованы на основе разработки модельных законов для регионов, а также при такой доработке норм на уровне федеральных законов, чтобы через них дать образцы для регионального законотворчества.

3.2 Направления развития инвестиционной политики РФ

Развитие рыночных экономических отношений в России вызывает необходимость постоянного корректирования государственного регулирования инвестиционных процессов. Необходимо заметить, что эффективное регулирование возможно лишь при рассмотрении проблемы инвестиций с различных точек зрения. С одной стороны, следует рассматривать инвестиции с позиций процесса, объекта, структуры. С другой стороны, процесс инвестирования - система отношений по формированию и реализации спроса и предложения на инвестиционный ресурс, причем государственная инвестиционная политика является основным инструментом их стимулирования.


Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Задачей российских органов власти в стимулировании инвестиционной деятельности в отношении инвесторов является совершенствование поддержки через систему государственных гарантий при предоставлении внебюджетных источников финансирования, а также стимулирование хозяйственной деятельности и расширение возможностей инвестиционного финансирования. В отношении инициаторов инвестиционных проектов приоритетной задачей является обеспечение соответствия инвестиционного проектирования стандартам, обеспечение открытости, масштабности, конкурентоспособности инвестиционной деятельности.

В инвестиционной сфере России назрела необходимость фундаментальных реформ, включая изменения в их структуре, активизации этих процессов на уровне государства, регионе, местного управления. Текущие коррективы, вносимые правительством РФ в свою инвестиционную политику, очевидно, недостаточны и неэффективны во многих отношениях. В частности, нужны новые правила в финансово-экономической деятельности, отнесенной к местному самоуправлению российских регионов, что способствовало бы регулируемому направлению инвестиционных потоков между развивающимися и депрессивными районами.

Важнейшей задачей активизации инвестиционной деятельности является поддержание социальных программ и выравнивание за счет бюджетного инвестирования уровня жизни населения.

Анализ структуры источников финансирования инвестиций в России в основной капитал х позволяет сделать следующие выводы:

основным источником инвестиций в капитал (до 2/3) являются собственные средства предприятий, из собственных средств приоритетный источник инвестиций - амортизационный фонд (35%), прибыль (19%). Внебюджетные фонды - до 15%;


низкий уровень привлеченных и заемных средств в инвестициях обусловлен воздействием на экономику хозяйственного механизма, который изначально делает невыгодными инвестиции в реальный сектор экономики;

доля заемных средств в источниках инвестиций - до 3,3%.

Продажа акций, других ценных бумаг, жилищных сертификатов играет ничтожно малую роль в источниках финансирования инвестиций, составляя в совокупности всего 0,6% инвестиций в основной капитал. Относительно небольшой удельный вес в инвестициях средств индивидуальных застройщиков обусловлен резким снижением уровня реальных доходов основной массы населения.

Отмеченные обстоятельства и искаженная структура источников финансирования представляются прямым следствием механизма хозяйствования, который стимулирует спекулятивно-посредническую деятельность.

Одной из важнейших причин, сдерживающих потенциальных инвесторов, является неубедительное обоснование эффективности даже тех производственных инвестиционных проектов, которые и при имеющемся в стране риске могут принести высокую прибыль, обеспечить необходимую рентабельность вложений.

Определенную озабоченность вызывает такой аспект современной инвестиционной политики, как сильное (и, возможно, чрезмерное) увлечение попытками наращивания объемов иностранных инвестиций. Утверждение, что у России нет собственных инвестиционных ресурсов для эффективного экономического развития, не соответствует действительности. В стране достаточно природных ресурсов, пока еще достаточно высок уровень образования населения, достаточно развиты сферы науки и образования, сохранилась, хотя и сильно изношена, мощная производственная инфраструктура. Для того, чтобы инвестиционный процесс наконец смог набрать необходимые темпы и размеры, необходимо выполнение ряда условий, первоочередными из которых являются создание государством поддержки и благоприятных условий для инвестиций в реальном секторе экономики, эмиссионное финансирование инвестиционных проектов в рамках инвестиционных программ и активная деятельность по осуществлению самих инвестиционных проектов.

Заключение

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.


Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране.

Различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Инвестиционная политика на макроуровне должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном и микроуровне.

Эффективность инвестиционной политики в государстве во многом зависит от того, насколько при её формировании учтены региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.

На макроуровне выработка и реализация федеральной государственной инвестиционной стратегии помогает концентрировать ограниченные бюджетные средства и меры поддержки в наиболее перспективных отраслях и регионах, поддерживать динамическую сбалансированность в развитии экономики в целом, переход её в новое качественное состояние с наименьшими затратами. Выработка и осуществление перспективной инвестиционной и инновационной политики - функция Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики в РФ являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиций в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов.

Региональная инвестиционная политика направлена на подъём экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Список использованной литературы

1. http://www.cbr.ru

2. Водянов А., Гаврилова О., Гришин Л., Шевелева Е., Касаткина А. Инвестиционные проекты, финансируемые из федерального бюджета. Методы оценки эффективности // Российский экономический журнал. - 2015.

3. Жаркова Н.Н. Инвестиционная политика в области научно-технической инновационной деятельности предприятия: Моногр.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.

4. Сироткин С.А. Экономическая оценка инвестиционных проектов (Электронный ресурс) М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.