Файл: Анализ инвестиционной политики современного государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая структура - это соотношение доли капитальных вложений, направляемых на строительно-монтажные работы, оборудование, инструмент, проектно-изыскательские работы, прочие работы и затраты.

Воспроизводственная структура основных производственных фондов характеризует распределение капитальных вложений между различными видами воспроизводства: новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий.

При директивном планировании объемы и структура капитальных вложений формировались централизованно. В рыночных условиях основной регулятор объема и структуры инвестиций - рынок. Кроме него капитальные вложения в отдельные отрасли экономики и социальной сферы (инфраструктура, наука, экология и др.) регулируются государством.

Инвестиционную деятельность можно определить как совокупность практических действий по реализации всевозможных видов инвестиций.

2. Анализ инвестиционной политики РФ

2.1 Анализ регулирования инвестиционной деятельности в России

В 2012 - начале 2013 гг. в экономике сохранялся инвестиционный подъем, обусловленный значительными экспортными доходами, увеличением государственных инвестиций и благоприятным инвестиционным климатом в стране в целом. С мая 2013 года началось замедление инвестиционной активности, которое в 2015 году переросло в резкое сокращение инвестиций.

С 2016 г. наблюдется инвестиционный подъем и восстановление благоприятного климата в стране.

Наибольшего масштаба сокращение инвестиций достигло в мае 2013 года (на 24,8% к соответствующему периоду прошлого года). C октября началось замедление падения: в октябре инвестиции в основной капитал уменьшились на 13,8%, в ноябре - на 11,9%, в декабре - на 4,9% к аналогичному периоду прошлого года. В целом за 2016 год инвестиции сократились на 16,2 процента.

На восстановление инвестиционной активности в экономике была направлена политика Банка России, уменьшавшего ставку рефинансирования в 2014 году в 10 раз. С 24 апреля 2014 года по 24 февраля 2015 года ставка рефинансирования снижена с 12,5% до 8,5 процента. С 1 января 2016 года и по настоящее время Значение соответствует значению ключевой ставки Банка России на соответствующую дату. Кроме того, к основным факторам, оказавшим положительное влияние на инвестиционную активность в 2016 году, можно отнести улучшение внешнеэкономической конъюнктуры и рост объема капиталовложений из федерального бюджета (более чем на 40% к уровню 2014-2015 года).


Неопределенность на рынке недвижимости и ограниченность финансовых ресурсов привели к замораживанию большинства планировавшихся проектов. Одной из основных тенденций 2015 года было свертывание строительных работ на объектах производственного назначения, объем работ по виду деятельности "строительство" упал на 16%, в то время как жилищное строительство снизилось по итогам года лишь на 6,7%. Правда нужно отметить, что уже в 2016г. ситуация начала улучшаться. При этом в структуре инвестиций без субъектов малого предпринимательства доля расходов на строительство зданий и сооружений возросла до 55,8% (по сравнению с 51,7% в 2015 году) и сократилась доля инвестиций в жильё до 6% (против 7,4 процента). Продолжилось снижение доли расходов на машины, оборудование и транспортные средства (31,2% против 33,4%), при этом инвестиции в импортные машины, оборудование и транспортные средства сократились в меньшей степени, и их доля увеличилась до 20,7% против 20% в 2015 году. На этом фоне резко уменьшилось отечественное производство товаров инвестиционного назначения (объем производства машиностроительной продукции в 2015 году сократился на 32,3%, прочих неметаллических минеральных продуктов - на 24,8 процента).

В 2016 году стабильно финансировались инвестиции в основной капитал за счет бюджетных средств, инвестиции за счет средств федерального бюджета возросли на 21,9 процента. Это позволило смягчить негативные последствия сокращения инвестиций из прибыли организаций и за счет кредитов. Соотношение собственных и привлеченных средств довольно существенно дифференцируется по отраслям экономики и промышленности. В сфере образования и здравоохранения главные источники инвестирования, по-прежнему, бюджетные средства. В высокорентабельных комплексах, таких как топливно-энергетический, собственные средства составляют более 60% инвестиционных расходов на воспроизводство основных фондов. На текущий момент уровень рентабельности в экспортоориентированных секторах приблизился к докризисному, что может в будущем повлиять на расширение инвестиционного спроса.

От объема инвестиций во многом зависит состояние основных фондов. В 2016 году коэффициент обновления основных фондов в среднем по экономике составил 4,4%. Относительно благоприятная ситуация характерна для организаций финансовой деятельности (9,6%), торговли и ремонта (8,6%), добывающей и обрабатывающей промышленности (7,1% и 7,0% соответственно). При этом доля полностью изношенных основных фондов коммерческих организаций (без субъектов малого предпринимательства) увеличилась с 12,9% на конец 2015 года до 13,1% на конец 2016 года. Накопленная масса изношенных и устаревших основных фондов препятствует инновационному развитию экономики и повышению конкурентоспособности отечественной продукции.


В условиях кризиса снизился уровень загрузки производственных мощностей. Пока будет сохраняться возможность наращивания объемов производства за счет повышения уровня загрузки, динамика инвестиций будет следовать за динамикой конечного спроса. В перспективе источниками устойчивого экономического роста должны стать рост инвестиций в основной капитал и обновление основных фондов. Одновременно с этим необходимо увеличение инновационной направленности инвестиций, которая позволит обеспечить технологическую модернизацию экономики.

По данным Федеральная служба государственной статистики, инвестиции в основной капитал в России в январе 2017 года составили 319,2 млрд рублей. Это означает сокращение на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В январе прошлого года данный показатель показал снижение на 17,6% (по отношению к январю 2016 года). Гораздо более значительным выглядит падение объема инвестиций в месячном сравнении: в январе этого года они оказались на 72,6%, или в 2,7 раза меньше, чем в декабре прошлого. Впрочем, как показывают расчеты Минэкономразвития РФ, с исключением сезонного и календарного факторов, в январе спад инвестиций по сравнению с декабрем составил минус 1,5%.

Итак, инвестиции в России за 2016 год в целом сократились на 16,2%, наибольшего масштаба сокращение инвестиций достигло в мае 2016 года - на 24,8% к соответствующему периоду прошлого года. На что Банк России снизил ставку рефинансирования в 10 раз, что способствовало положительному влиянию на инвестиционную активность. Стабильно финансировались инвестиции в основной капитал за счет бюджетных средств, инвестиции за счет федерального бюджета возросли на 21,9%.

2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ

Основными показателями, характеризующими состояние инвестиционной деятельности, являются "Инвестиции в основной капитал" и "Инвестиции из-за рубежа".

Замедление темпов экономического роста изменило ситуацию в инвестиционном секторе. На протяжении 2015 г. наблюдается постепенное замедление темпов роста инвестиций с 123,6% в 1 квартале до 117,4% во 2 квартале и 111,78% - в 3 квартале. За январь-сентябрь инвестиции в основной капитал увеличились на 13,1% против роста на 21,3% в аналогичный период 2012 г. На фоне финансового кризиса в ноябре 2016 г. зафиксировано снижение инвестиций в основной капитал на 0,9% и в декабре - на 7,5% относительно соответствующих месяцев 2014 г. В результате в 4 квартале впервые с 2000 г. темпы роста инвестиций перешли в область отрицательных значений и составили 97,7% к аналогичному периоду предыдущего года.


Следует отметить, что наиболее значительные изменения в структуре инвестиций по видам основных фондов пришлись на 4 квартал 2016 г.

Увеличились импортные поставки машин и оборудования при сдержанных темпах развития отечественного машиностроения относительно динамики инвестиционных расходов и характеристик воспроизводства основного капитала. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в 2016 г. составили 414,1 млрд. руб., или 20,0% общего объёма инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства против 17,8% в 2015 г.

В январе-сентябре 2016 г. за счёт бюджетных средств было профинансировано 658,2 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, что составило 16,8% общего объёма инвестиций в основной капитал в целом по экономике, в том числе средств федерального бюджета - 10,0%. В октябре-декабре 2015 г. при абсолютном сокращении объёма инвестиций по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличение объёмов и доли средств федерального бюджета в источниках финансирования инвестиций в основной капитал явилось одним из условий смягчения негативных последствий резкого ограничения собственных средств предприятий.

В рамках федеральных целевых программ ФАИП предусмотрено 289,5 млрд. руб., по объектам внепрограммной части - 130,7 млрд. руб. Объём средств, предусмотренных на финансирование специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, составляет 112,9 млрд. руб.

В 2015 г. финансирование ФАИП без учёта строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ, составило 286,4 млрд. руб, или 73,1% годового лимита.

Согласно отчётным данным Росстата, по стройкам и объектам ФАИП без учёта строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ, финансирование годового лимита государственных капитальных вложений составило 286,4 млрд. руб., в том числе за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и прочих источников финансирования - 49,7 млрд. руб. Государственными заказчиками в 2008 г. использовано 285,9 млрд. руб. государственных капитальных вложений, или 63,7% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство. В среднем по России за 2015 г. было использовано 85,1% общего объёма профинансированных средств за счёт всех источников финансирования.

Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, профинансирован годовой лимит государственных капитальных вложений в рамках производственного (87,1%) и специального комплексов (75,7%), а ниже среднего - социального комплекса (57,1%) (табл. 2.3). Уровень освоения средств по различным комплексам существенно дифференцирован. Отметим, что уровень освоения средств в специальном комплексе значительно ниже среднего, что связано с финансированием ряда новых объектов, включенных в 4 квартале 2015 г. в Перечень строек и объектов.


Активизация инвестиционной политики регионов в условиях рыночных отношений в России вызвана реализацией курса на децентрализацию инвестиционного процесса, попытками регионов преодолеть несовершенство федеральной инвестиционной политики и инвестиционного законодательства, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в регионы. Помимо положительных последствий активизации инвестиционной политики регионов возник ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий: дифференцированность инвестиционной среды, разнообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов. Решение этих проблем предполагает учёт при формировании инвестиционной политики макроэкономического и региональных аспектов, согласование интересов федерального центра и регионов, их ориентацию на достижение общих экономических результатов.

3. Направления развития инвестиционной политики РФ

3.1 Пути совершенствования регулирования инвестиционной деятельности РФ

Основными элементами инвестиционной политики в субъектах Российской Федерации являются:

1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;

2) предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;

3) создание организационных структур по содействию инвестициям;

4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счёт государственных источников финансирования;

5) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;

6) предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;

7) аккумулирование средств населения путём выпуска муниципальных займов.

Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение инвестиционного климата, выступает законодательная деятельность.