Файл: ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА КАК ЭЛЕМЕНТА УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТОМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На современном этапе развития рыночной экономики одной из основных задач любой организации является совершенствование управления организацией в целях наиболее полного использования имеющихся возможностей для улучшения ее работы, повышения эффективности производства и получения максимальной прибыли.

Одним из важнейших элементов, способствующих совершенствованию управления организацией является анализ внутренней информации, полученной на основе данных бухгалтерского и налогового учета.

Параллельное ведение двух систем учета (бухгалтерского и налогового) приводит не только к дополнительным затратам налогоплательщика, но и к снижению эффективности налогового контроля.

Разделение бухгалтерского и налогового учета в РФ окончательно оформилось  с введением в действие с января 2002 года главы 25 НК РФ «Налог на прибыль».  Налоговый учет стал обязательным для всех российских предприятий, исчисляющих и уплачивающих налог на прибыль.

Законодательное признание налогового учета ведущие специалисты федеральных органов и практики оценили по-разному.

Налоговые органы как представитель государства выступили за создание собственной информационной системы - налогового учета, признав, что иная система информации, в частности система бухгалтерского учета, не удовлетворяет в полной мере их фискальным целям.

Принятие главы 25 НК РФ стало причиной большого количества споров, судебных исков, вызвало всплеск дискуссий в научных и в практических кругах. Это побудило государство искать новые пути взаимодействия бухгалтерской и налоговой информационной систем. Уже к концу 2002 года было принято ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», в 2003 году внесены соответствующие поправки в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Данный стандарт, по сути, представляет собой алгоритм перехода от налога на бухгалтерскую прибыль к налогу на прибыль по законодательству о налогах и сборах. Как показала практика, введение стандарта хотя и способствовало повышению достоверности бухгалтерской финансовой отчетности, но не упростило, а усложнило работу бухгалтера, которому теперь приходится иметь дело с несколькими сотнями постоянных и временных разниц, возникающих в результате разных правил учета и оценки активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

В 2004 году на государственном уровне был взят курс на сближение бухгалтерского и налогового учета. Концепция развития бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на среднесрочную перспективу (Приказ Минфина России от 01 июля 2004 года № 180) в качестве основного из возможных вариантов взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения определила путь, по которому «налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства».


В 2005 году был внесен ряд существенных изменений в главу 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Большинство внесенных изменений связано с тем, что практика применения главы 25 НК РФ показала необходимость уточнения отдельных ее норм в целях упрощения учета отдельных объектов налогообложения, а также сближения налогового и бухгалтерского учета. Изменения коснулись вопросов организации налогового учета: порядка признания в целях налогообложения прямых и косвенных расходов, незавершенного производства, определения расходов по торговым операциям, а также учета отдельных объектов налогообложения: резерва по сомнительным долгам, неотделимых улучшений арендованного имущества, материально-производственных запасов, амортизационной премии и др. По большей части эти новшества выгодны для организаций. Однако отдельные нововведения повлияли не только на налоговый, но и на бухгалтерский учет, поскольку отразились на размере отложенных налоговых активов и обязательств. Таким образом, приняв поправки в НК РФ, законодатель не учел положения Концепции развития бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на среднесрочную перспективу - никаких кардинальных мер по определению статуса налогового учета как производного от бухгалтерского сделано не было.

Можно выделить два пути взаимодействия бухгалтерского учета и налогового учета. Первый путь – это параллельное ведение двух подсистем на основе единой информационной системы предприятия. Что и предусмотрено действующим российским законодательством.

Второй путь – это учет по отклонениям. За основу берется та учетная система, которая наиболее полно, достоверно, максимально  удовлетворяет требования основных потребителей информации, и на ее основе производится корректировка отклонениями для нужд иных пользователей. Сложность заключается в том, чтобы выделить базового потребителя и второстепенного.

Наиболее значительные отличия налогового учета от бухгалтерского учета связаны с применением разных правил формирования информации о доходах и расходах, учитываемых при налогообложении прибыли и отражаемых в системе бухгалтерского учета. Доходы и расходы признают при налогообложении прибыли по правилам, установленным главой 25 Налогового Кодекса РФ, а в бухгалтерском учете - в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, «Расходы организации» ПБУ 10/99 и другими. При этом отличие налогооблагаемой прибыли (убытка), исчисленной в соответствии с НК РФ, от бухгалтерской прибыли (убытка), рассчитанной по правилам бухгалтерского учета, выявляют и отражают в учете и отчетности в порядке, установленном ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».


Принимаемые изменения и дополнения в Налоговый Кодекс Российской Федерации, в Положения по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты бухгалтерского и налогового законодательства существенно сближают правила признания доходов и расходов в налоговом и бухгалтерском учете и вносят существенный вклад в интеграцию этих видов учета. Однако и после этих изменений остаются существенные и не всегда оправданные различия в правилах формирования одной и той же информации для целей налогообложения и для ее отражения в системе бухгалтерского учета, продолжается параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета, отвлекающее значительные силы учетных работников.

Интеграция налогового и бухгалтерского учета должна идти по двум направлениям.

Первое - приближение правил признания доходов и расходов в налоговом учете к правилам, принятым в бухгалтерском учете. Различия между ними объективны и неизбежны, поскольку правила налогового учета устанавливаются в зависимости от целей налоговой политики государства, а правила бухгалтерского учета подчинены задаче формирования полной и достоверной информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях организации на основе принципов, признанных отечественными и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности. Однако каждое отличие правил налогового учета от бухгалтерского учета должно быть продиктовано хорошо продуманными и научно обоснованными целями и функциями российской системы налогообложения. Только в этом случае правила признания доходов и расходов при налогообложении прибыли будут понятны налогоплательщикам, они перестанут восприниматься ими как механический набор многочисленных, отличающихся по непонятным причинам от бухгалтерского учета правил, следование которым требует ведения самостоятельного налогового учета, обособленного от системы бухгалтерского учета.

Второе - устранение случайных, не принципиальных и неоправданных различий в суммах доходов и расходов, признаваемых в налоговом и бухгалтерском учете по одним и тем же правилам. Эти различия являются следствием применения разных группировок доходов и расходов, различных технических приемов определения расходов и доходов и способов их учета.

Многообразие различий в правилах учета доходов и расходов в системе бухгалтерского учета и при налогообложении прибыли отрицательно сказывается и на функционировании налоговой системы страны. Информацию, необходимую для налогообложения прибыли, формируют в регистрах налогового учета, отличных от регистров бухгалтерского учета. При этом в налоговом учете отсутствуют такие встроенные в систему бухгалтерского учета и надежные способы контроля достоверности учетной информации, как проверка тождества данных аналитического и синтетического учета, балансовое обобщение и другие способы. Это создает дополнительные возможности для уклонения от уплаты налогов путем различных манипуляций с учетными данными о доходах и расходах и усложняет работу налоговых органов по проверке правильности расчета налогов.


Бесспорно, чем больше правила налогового учета соответствуют правилам бухгалтерского учета, тем проще подготовка налоговых деклараций, расчет налогового обязательства, а также налоговое администрирование. Конечно, всегда будут существовать некоторые различия, поскольку налоговые правила отражают приоритеты налоговой политики, а правила бухгалтерского учета служат для измерения экономического благосостояния организации.

Одним из главных рычагов создания единой системы налогового и бухгалтерского учета является разработка общей учетной политики для целей налогообложения и бухгалтерского учета. При этом наиболее целесообразным будет построить учетную политику для целей налогового учета на основе учетной политики для целей бухгалтерского учета. Нормативные акты по бухгалтерскому учету содержат исчерпывающую информацию о том, что должна включать в себя учетная политика для целей бухгалтерского учета. Что касается налогового учета, то структура и содержание учетной политики для целей налогообложения в налоговом законодательстве раскрыты не полностью. Именно поэтому за основу удобнее взять учетную политику для целей бухгалтерского учета.

Чтобы облегчить ведение учета, основные положения учетной политики для бухгалтерского и налогового учета должны совпадать.

Следует отметить, что подлинная интеграция налогового и бухгалтерского учета будет способствовать развитию и совершенствованию не только бухгалтерского учета, но и налоговой системы страны.

Вывод

Многочисленные авторы, а также разработчики главы 25 Налогового кодекса РФ видят в налоговом учете существенно отличающуюся от бухгалтерского учета и не совместимую с последним систему учета операций налогоплательщика. К сожалению, принятый Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» закрепил налоговый учет уже не в качестве отдельной и самостоятельной от бухгалтерского учета системы учета, а как дополняющей последний.

На мой взгляд, проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат.

Для начала необходимо отметить некоторые общие черты финансового и налогового учета:

  • обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый — Налоговым кодексом РФ (гл. 25);
  • используемые измерители — денежное выражение (рубли);
  • объект учета — организация в целом (если быть более точной, для налогового учета объектом являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода);
  • периодичность составления в предоставлении отчетности;
  • обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций;
  • «исторический» характер, т. е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов;
  • пользователи информации как внутренние, так и внешние.

Цели ведения обоих учетов приблизительно одинаковые — формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные.

Заключение

Функционирование современного, динамично развивающегося государства невозможно представить без четко действующей налоговой системы.

Налоговая система является важнейшим экономическим регулятором обеспечения экономической безопасности как государства так и организации. Основная функция налоговой системы направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономических отношений государства, общества, хозяйствующих субъектов и личности. Регулирующая функция налогов, по мнению Г. А. Волковой, заключается в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Таким образом, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, льгот и так далее, несомненно, играет отрицательную роль, а так же препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. К сожалению в настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права.

Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае «лучше нарушить».

Библиография

  • Бухгалтерский и налоговый учет: проблемы взаимодействия // Бухгалтерский учет. - 2008. - №13.
  • Комментарий к новому плану счетов бухгалтерского учета / Под. ред. А.С. Бакаева. - М: ИПБ - Бинфа, 2011.
  • Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие / Н.П. Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2006.
  • Левкович И.П. Бухгалтерский учёт / И.П. Левкович. - Минск: БГЭУ, 2004.
  • Налоговый кодекс Рф статья 313.
  • Н. А. Богдано- ва, Д. Г. Айнуллова.– Ульяновск / Налоговый учет : учебно-практическое пособие : УлГТУ, 2011. – 159 с.
  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, приказ Минфина России от 29.07.98 №34н (с изм).
  • Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный Закон № 129-ФЗ : принят ГД ФС РФ 21 ноября 1996 г. (в редакции от 23 ноября2009 г. № 261-ФЗ) // Консультант Плюс: Высшая школа.
  • Учетная политика бухгалтерская и налоговая: организационный, методический и технический аспекты / Под ред. Е.А. Нестеровой. - М.: ФБК Пресс, 2009.
  • Хмелев С. А. Налоговый учет как важный элемент обеспечения комплексной учетно-информационной системы экономической безопасности организации // Молодой ученый. — 2014. — №21.2. — С. 55-59. 
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Налоговый_учёт
  • http://buh.ru/articles/documents/13171/