Файл: Планирование ассортимента продукции, подлежащей продаже.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 856

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах;
  • определение основных показателей ассортимента и анализа его рациональности;
  • определение источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационально ассортимента товаров;
  • оценка материально состояния предприятия для определения возможности реализации отдельных товаров;
  • определение основных направлений товарного ассортимента [9].

1.2. Факторы, влияющие на формирование ассортимента

Главная цель формирования ассортимента – наиболее полное удовлетворение покупательского спроса.

Управление ассортиментом товара – это процесс деятельности, направленный на достижение определенных требований рациональности ассортимента. Основные элементы управления это: установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики предприятия и процесс формирования ассортимента. Установление требований к рациональности начинается с определения запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной категории. Для этого применяются различные методы маркетинговых исследований. [10].

Кроме того, организации, которые применяют стратегию активно маркетинга, могут сами формировать спрос с помощью рекламных акций, организации выставок – продаж, проведения презентаций.

Требования к рациональности ассортимента измеряются в зависимости от конъюнктуры рынка (платежеспособность покупателей, социально-экономических, социально-культурных, правовых характеристик окружающей среды организации).[12]

Формирование ассортимента товаров в оптовых торговых предприятиях это сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов.

Факторы формирования ассортимента делят на общие и специальные.

Общие факторы – это факторы которые не зависятот конкретных условий работы того или иного торгового предприятия.

Специфические – факторы, которые отражают конкретные условия работы определенного торгового предприятия.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.[8]

Спрос это потребность, основанная на платежеспособности потребителей, – это определяющий фактор при формировании ассортимента; спрос в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).


Покупательский спрос является основным фактором, влияющим на формирование ассортимента. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте [11].

На спрос оказывают влияние факторы социального и экономического характера, такие как:

  • размеры денежных доходов населения, его численность, социальный, профессиональный и половозрастной состав;
  • уровень цен и их соотношений;
  • деятельность предприятий;
  • объем привозов товаров из других регионов;
  • географические и климатические особенности проживания населения [9].

Большинство факторов спроса учитывается при формировании ассортимента товаров. Их рассматривают в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирования ассортимента.[14]

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.

Устойчивый или твердо сформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром.[17]

Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в процессе непосредственного ознакомления потребителя с товаром и его особенностями.

Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца.

Очень важным фактором при формировании ассортимента является цена товара. Покупатель почти всегда перед совершением покупки определяет для себя минимальную цену, в пределах которой он планирует уплатить за товар. Поэтому одним из самых важных критериев рационально построения ассортимента товаров является обеспечение правильного сочетания товаров с различной их стоимостью [12].

Наряду с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает производство товаров.

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние внешние и внутренние факторы, например: государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.).

Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента являются зона деятельности предприятия, специализация, материально-техническая база торговой организации, достижения научно- технического прогресса, а торгового ассортимента – производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса.[16]


К специальным факторам относятся:

    • сырьевая база производственных предприятий определяется наличием природных ресурсов, затратами на доставку и производство, состоянием промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия.
    • материально-техническая база производства товаров оказывает большое влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования может привести к тому, что ассортимент товаров, пользующихся наибольшим спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными.[6]
    • достижения научно-технического прогресса способствуют появлению новых товаров, не имеющих аналогов. Это мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможно в основном благодаря развитию науки, техники и технологии.
    • специализация торгового предприятия влияет на глубину и широту ассортимента. Она определяется при создании или лицензировании, или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.[10]
    • каналы распределения товаров. Ритмичность поставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.[15]
    • методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также оказывают влияние на формирование ассортимента. Это объясняется тем, что торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль. Тип торгового предприятия, характеризующийся ассортиментным профилем и его торговой площадью, определяет направление в формировании ассортимента. Типы торговых предприятий: универмаги, универсамы, фирменные магазины, супермаркеты, гипермаркеты, специализированные магазины.[14]

Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать формирование такого ассортимента.


Контроль перечисленных факторов составляет сущность управления ассортиментом и достигается путем установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.[13]

Формирование ассортимента товаров на оптовом предприятии с учетом перечисленных выше основных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.[17]

2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ АКВИЛОН»

2.1. Краткая характеристика компании

Торговый Дом «Аквилон» - это коммерческое предприятие с организационно – правовой формой ООО (общество с ограниченной ответственностью), и его основная цель – это получение прибыли.

Компания ведет деятельность от имени юридического лица с момента его регистрации, произведенной в порядке, уставленном законом РФ.

ООО «Торговый Дом «Аквилон» основано в 2003 году как компания, реализующая широкий ассортимент канцелярских товаров, детской игрушки, товаров для праздника.

За 14 лет успешной деятельности на рынке канцелярских товаров, сувенирной продукции, и новогодней игрушки компания создала широкую сеть розничных магазинов, что позволяет считать Торговый Дом «Аквилон» лидером розничных продаж.

За весь период существования компания смогла стать одним из крупнейших поставщиков канцелярских товаров, как отечественных производителей, так и ведущих мировых фирм (брэндов).

Одно из ключевых направлений деятельности Торгового Дома «Аквилон» - совершенствование политики компании в сфере обслуживания клиентов. Продавцы - консультанты, помогают подобрать товар, соответствующий потребностям покупателя в отношении качества, цены и других, важных критериев.

Технология компании: полное обеспечение потребительского рынка канцелярскими товарами всех видов, самых известных отечественных и зарубежных производителей, с компанией можно связаться по интернет почте, есть официальный сайт, открыт новый интернет магазин, возможно общение с другими регионами, компания проводит ежемесячные акции на определенный товар, магазины оснащены всем необходимым оборудованием для продажи товара, продажа осуществляется как оптовая так и розничная.


Задачи, стоящие перед ООО «ТД Аквилон»: развитие компании, совершенствование политики компании в сфере обслуживания клиентов, улучшение организации работников, постоянное пополнение новыми отечественными и мировыми брендами канцелярских товаров на территории города.

Компания «Аквилон» является надежным и стабильным партнером для многих известных российских и зарубежных компаний. Это подтверждают многочисленные сертификаты, дипломы и благодарственные письма.

Компания развивает три основных направления услуг:

  1. Розничная торговля
  2. Оптово-корпоративный отдел
  3. Интернет-магазин.

За более чем 14 лет успешной и непрерывной работы, компания стала лидерами в своей сфере, являясь крупнейшим поставщиком канцелярских товаров.

Основными задачами компании является:

  • формирование условий для наиболее полного удовлетворения спроса потребителей;
  • максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении компании, и обеспечение ее эффективного использования;
  • ориентация на быструю своевременную поставку товара клиенту.

Маркетинговая стратегия компании основана на нескольких основных принципах:

  • разработка максимально эффективной сбытовой политики;
  • определение оптимального ассортимента товаров компании;
  • наиболее полное изучение потребителя продукции компании и ранка сбыта.

Одной из главных задач компании является реализация товара с момента его поступления на склад.

Цепочка условий этого продвижения включает в себя несколько этапов:

  1. работа отдела закупок по оформлению заказа на продукцию;
  2. приемка и учет поступившей продукции на складе;
  3. распределение данной продукции по торговым точкам компании.

Это лишь одна сторона движения, которая невозможна без второй, в которую входят:

  • учет реализации товаров по всей сети;
  • анализ полученных данных;
  • прогнозирование будущих продаж;
  • формирование заказов новых поставок продукции.

Управление компанией осуществляется на основе, сформировавшейся за время работы организационной структуре, которая позволяет эффективно управлять компанией. Компания имеет принцип единоначалия и распределения функции управления между структурными подразделениями. Поэтому можно сказать, что в компании используется линейная организационная структура. Она основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которым право отдавать распоряжения имеет только директор.