Файл: Планирование ассортимента продукции, подлежащей продаже.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 857

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметом деятельности компании является мелкооптовая, оптовая и розничная торговля канцелярскими товарами, бумажной продукцией, детской игрушки и товаров для праздника. Так же год назад в компании открылось новое направление для реализации продукции, интернет – магазин ООО «ТД Аквилон».

Для ведения торговой деятельности компания обладает следующими материально – техническими ресурсами:

  1. складское помещение площадью 1150 квадратных метров;
  2. офисное помещение площадью 390 квадратных метров;
  3. торговые площади для реализации продукции в розничных магазинах, здания имеют разную квадратуру (есть площади, которые берутся в аренду);
  4. так же имеется собственный транспорт, для доставки грузов по розничным торговым точкам, и доставки товара для клиентов оптово – корпоративного отдела.

Компания имеет большой ассортимент канцелярских товаров, бумаги, бумажной продукции, детской игрушки, товаров для спорта, а так же товаров для праздника, который периодически пополняется новинками. Все товары, реализуемые ООО «ТД «Аквилон», разбиты на группы по принципу схожести свойств. Товарные группы являются ассортиментными и совокупности представляют собой товарную номенклатуру. Широта товарной номенклатуры представлена тридцатью ассортиментными группами. Каждая группа распределена на подгруппы в зависимости от различных технических характеристик товаров. Насыщенность в каждой ассортиментной подгруппе группе – до 500 позиций. Благодаря развитой дилерской сети, реализуемая продукция находит своего покупателя.

Основными потребителями продукции являются:

  • дети в возрасте от 5 до 15 лет, которые потребляют канцтовары категории школьных товаров и товаров для творчества.
  • старшие школьники и студенты в возрасте от 16 до 19 лет, активные потребители как школьной, так и части офисной канцелярии.
  • работающие граждане (включаются все сферы деятельности).
  • деловые люди, приобретающие товары только бизнес – класса.

Тем не менее, являясь одним из лидеров на рынке канцелярских товаров города, компания ООО «ТД «Аквилон» должна предпринимать меры для поддержания своих позиций, то есть отслеживать конъюнктуру рынка, проводить оценку спроса и предложения. Для решения задач ценовой политики должен отслеживаться уровень и динамика цен конкурентов.

Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель почти всегда определяет для себя предельную цену, в пределах которой он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров служит обеспечение правильно сочетания товара с различной стоимостью. Цена товара – это очень сильный аргумент в пользу его покупки. Но он не всегда является побудительным мотивом.


Цены на товар формируются исходя из стоимости таможенной пошлины, плюс входная стоимость поставщика. Уровень торговых надбавок определяется компанией, исходя из уровня издержко-емкости и рентабельности затрат на реализацию товара. В торговую наценку включают НДС. Для обеспечения успешной политики установления цен, компания имеет упорядоченную методику формирования исходных цен на товары.

В целях стимулирования сбыта товаров в компании имеются постоянно действующие акции, скидки, как в оптовой сфере, так и в розничных магазинах.

2.2. Анализ товарного ассортимента

Все товары реализуемые компанией ООО «Торговый дом «Аквилон» разбиты на группы по принципу схожести свойств. Эти группы товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру компании. Широта товарной номенклатуры компании представлена двадцатью семью ассортиментными группами товаров:

Таблица 1 – Номенклатура товаров ООО «ТД «Аквилон»

Наименование

Бумага

Бумажная продукция

Бумажно-беловые школьные товары

Грамоты, дипломы, благодарности

Демонстрационное оборудование

Кожгалантерея

Компьютерные аксессуары

Наборы д/дет. творчества

Новогодние игрушки

Осветительное оборудование

Открытки

Офисная техника и расходные материалы

Офисные принадлежности

Пишущие принадлежности

Принадлежности для хранения документов

Сувенирная продукция

Товары для детских игр

Товары для левшей

Товары для лепки

Товары для праздника

Товары для рисования

Товары для спорта и активного отдыха

Товары для хобби

Фотопринадлежности

Хозяйственные товары

Чертежные принадлежности

Школьные принадлежности

Таблица составлена автором.

Каждая ассортиментная группа разбита на подгруппы. Насыщенность товарной номенклатуры от 10 до 500 позиций в каждой подгруппе.

Для того чтобы проанализировать работу в компании с ассортиментом, рассмотрим количество наименований продукции, реализуемой в течении года, количество вновь поступившей продукции на рынок и рассчитаем коэффициент обновляемости продукции.


Результаты анализа динамики обновляемости продукции представим в таблице 2.

Таблица 2 динамика обновляемости продукции компании ООО «ТД

«Аквилон»

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

2016 год

1.Количество наименований реализуемой продукции (шт.)

1300

1590

2230

3346

2.Количество вновь поступившей на рынок продукции (шт.)

182

214

336

475

3.Коэффициент обновляемости

0,14

0,13

0,15

0,14

Таблица составлена автором.

В соответствии с таблицей 2 можно сделать вывод, что коэффициент обновляемости колеблется примерно на одном уровне, а значит, каждый год в ассортимент реализуемой продукции добавляется примерно одинаковое количество товаров. Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализованной продукции достигнуто путем торговли канцелярскими товарами и бумажной продукцией, динамика изменения разновидностей которых велика. С каждым годом появляется все большее количество разновидностей последних. Компания же в свою очередь стремится сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента, как добавляя новые позиции, так и изымая старые.

В виду того, что для работы с ассортиментом наиболее существенными с точки зрения маркетинга, являются цели: объем продаж, прибыль, доля рынка, следует проанализировать структуру товарооборота по номенклатурным позициям. Такой анализ позволяет показать абсолютное и относительное значение ассортиментных групп.

Основной целью анализа является получение данных по структуре товарооборота и выявления товарной группы с наибольшим удельным весом товарооборота по отношению к общему объему товарооборота. Данная товарная группа будет наиболее рентабельной.

В таблице 3 приведен анализ структуры товарооборота по различным ассортиментным группам.

Таблица 3 Структура товарооборота

Товарные группы

Т/об. За 2015г., руб.

Структура т/об.

За 2015., %

Т/об. За 2016г., руб.

Структура т/об. За 2016г., %

Бумага

34 209 455

44,35

36 910 912

40,08

Бумажная продукция

4 215 138

5,46

7 021 191

7,62

Бумажно-беловые школьные товары

2 629 865

3,41

3 678 618

3,99

Грамоты, дипломы, благодарности

20 240

0,03

72 943

0,08

Демонстрационное оборудование

726 017

0,94

395 361

0,43

Кожгалантерея

30 741

0,04

140 999

0,15

Компьютерные аксессуары

310 020

0,40

517 295

0,56

Наборы д/дет. творчества

156 863

0,20

334 520

0,36

Новогодние игрушки

825 813

1,07

1 137 794

1,24

Осветительное оборудование

168 020

0,22

152 456

0,17

Открытки

12 308

0,02

43 925

0,05

Офисная техника и расходные материалы

1 388 390

1,80

2 118 291

2,30

Офисные принадлежности

7 565 753

9,81

9 210 302

10,00

Пишущие принадлежности

5 968 793

7,74

6 959 070

7,56

Принадлежности для хранения документов

8 075 506

10,47

10 391 078

11,28

Сувенирная продукция

484 426

0,63

210 745

0,23

Товары для детских игр

2 066 327

2,68

2 729 803

2,96

Товары для левшей

31 655

0,04

15 743

0,02

Товары для лепки

501 030

0,65

614 394

0,67

Товары для праздника

614 273

0,80

1 004 819

1,09

Товары для рисования

2 574 936

3,34

2 440 075

2,65

Товары для спорта и активного отдыха

928 868

1,20

1 472 389

1,60

Товары для хобби

75 402

0,10

117 774

0,13

Фотопринадлежности

179 963

0,23

343 197

0,37

Хозяйственные товары

817 289

1,06

1 696 536

1,84

Чертежные принадлежности

346 204

0,45

274 951

0,30

Школьные принадлежности

2 209 501

2,86

2 090 972

2,27

Итого:

77 132 807

100,00

92 096 164

100,00


Таблица составлена автором.

Из вышеприведенной таблицы, анализируя данные за 2015 год, следует, что наибольшую долю в объеме сбыта, занимают бумага (36млн. руб.), а так же группы канцелярских товаров: бумажная продукция, принадлежности для хранения документов, пишущие принадлежности и офисные принадлежности (33млн. руб.) в общем объеме реализации.

Следовательно, данные товарные группы являются наиболее рентабельными. Остальные группы разнятся по рентабельности, есть группы, которые имеют средний доход от товарооборота, а есть группы, которые практически не приносят дохода. В 2016 оду наибольшую долю в объеме сбыта так же занимают бумага (34 млн. руб.), а так же группы канцелярских товаров: бумажная продукция, принадлежности для хранения документов, пишущие принадлежности и офисные принадлежности (25 млн. руб.) в общем объеме реализации.

Товарооборот вырос на (19%) и составил (92 млн. руб.), в основном за счет продаж групп бумага, бумажная продукция и канцелярских товаров, а именно офисные принадлежности, пишущие принадлежности и принадлежности для хранения документов.

В процессе анализа товарооборота необходимо установить степень выполнения планов и динамики товарооборота. Состав товарооборота характеризуется абсолютными и относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных видов реализации товаров). Анализ выполнения плана товарооборота приведем в таблицу 4.

Таблица 4 – Анализ выполнения плана товарооборота по ассортиментным группам товаров

Виды групп

Факт. 2015 год. (руб.)

2016 год. руб.) Факт.

2016 год (руб.) План.

2016 год (руб.) % выполне- ния

В % к 2015

году

Бумага

34 209 455

36 910 912

35 786 456

103,14

92,68

Бумажная продукция

4 215 138

7 021 191

5 678 904

123,64

60,03

Бумажно- беловые школьные товары

2 629 865

3 678 618

2 356 806

156,08

71,49

Грамоты, дипломы, благодарности

20 240

72 943

30 812

236,74

27,75

Демонстрацио нное оборудование

726 017

395 361

750 679

52,67

183,63

Кожгалантерея

30 741

140 999

80 789

174,53

21,80

Компьютерные аксессуары

310 020

517 295

498 672

103,73

59,93

Наборы д/дет. творчества

156 863

334 520

250 675

133,45

46,89

Новогодние игрушки

825 813

1 137 794

1012 456

112,38

72,58

Осветительное оборудование

168 020

152 456

150 123

101,55

110,21

Открытки

12 308

43 925

30 567

143,70

28,02

Офисная техника и расходные материалы

1 388 390

2 118 291

1589 609

133,26

65,54

Офисные принадлежност и

7 565 753

9 210 302

8 098 456

113,73

82,14

Пишущие принадлежност и

5 968 793

6 959 070

5 987 567

116,23

85,77

Принадлежнос ти для хранения документов

8 075 506

10 391 078

8 567 872

121,28

77,72

Сувенирная продукция

484 426

210 745

410 789

51,30

229,86

Товары для детских игр

2 066 327

2 729 803

2 200 000

124,08

75,70

Товары для левшей

31 655

15 743

30 987

50,81

201,07

Товары для лепки

501 030

614 394

550 789

111,55

81,55

Товары для праздника

614 273

1 004 819

800 678

125,50

61,13

Товары для рисования

2 574 936

2 440 075

2300 000

106,09

105,53

Товары для спорта и активного отдыха

928 868

1 472 389

1200 567

122,64

63,09

Товары для хобби

75 402

117 774

80 000

147,22

64,02

Фотопринадле жности

179 963

343 197

259 520

132,24

52,44

Хозяйственные товары

817 289

1 696 536

1000 000

169,65

48,17

Чертежные принадлежност и

346 204

274 951

350 000

78,56

125,91

Школьные принадлежност и

2 209 501

2 090 972

2 200 000

95,04

105,67

Итого:

77 132 807

92 096 164

82 253 773

111,97

83,75


Таблица составлена автором.

Анализ всего процента выполнения плана составил 111,97% (перевыполнение на 11,9%), в рублях отклонение составляет 5 120 965 тыс. руб. Перевыполнение в большей степени достигнуто за счет продаж групп товаров бумажной продукции (23%) и бумажно беловых товаров (56%), а так же групп канцелярских товаров и хозяйственных товаров (69%). По сравнению с 2015 годом факт 2016 года увеличился на 83% в рублях 14 963 357млн.руб. Все это объясняется повышенным спросом на отдельные позиции.

Выполнение плана товарооборота зависти от трех групп факторов:

  • от обеспеченности и использования товарных ресурсов;
  • от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда.

Для оценки фактических текущих товарных запасов могут определяться удельные товарные запасы (отношение их абсолютной величины на конец года или квартала к объему складской реализации товаров за изучаемый период). Проводя анализ товарооборачиваемости, определяют, во сколько ускорилась или замедлилась оборачиваемость в днях и в количестве оборотов, сколько высвобождено средств за счет изменения товарооборачиваемости, а главное, какие имеются возможности и резервы ускорения времени обращения товаров, оптимизация товарных запасов.

Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.

Формула скорости товарооборота имеет следующий вид:

Коб = Qp / Ктз, (1)

где Коб. – скорость обращения;

Qp – объем товарооборота за анализируемый период (тыс. руб.);

Ктз – средние товарные запасы за тот же период.

На основании этой формулы рассчитаны показатели скорости обращения по данным таблиц и по группам товаров. Период, в течение которого товар находится в сфере обращения, представляет собой время товарного обращения.

Время товарного обращения рассчитывается по формуле:

Тоб = Ктз * F / Qp, (2)

где Тоб – время товарного обращения в днях;

F – число дней в данном периоде. Данные расчетов представлены в Приложениях А, Б.

Из вышеприведенных таблиц следует, что оборачиваемость товаров в днях в 2016 году по сравнению с 2015 годом ускорилась. Данный анализ касается всех товарных групп компании, и поэтому далее необходимо выявить оборачиваемость товарных запасов по группам которые приносят основной доход от реализации. Это относится к бумаге, бумажной продукции, офисным принадлежностям, пишущим принадлежностям и принадлежностям для хранения документам. Сведенные данные представлены в Приложении В.