Файл: Понятия экономического анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что ни одно из определений экономического анализа не может быть исчерпывающим. Однако следует заметить, что различные группы определений предмета отражают смысл этапов практического проведения экономического анализа и в этой связи создается видимость, что перечисленные определения больше соответствуют предметам других наук. Так на схеме приложения предмет экономического анализа отражен через отношение субъекта и объекта познания, т.е. отношение субъективного и объективного знания о предмете. На этапе подготовки информационной базы предметом исследования является хозяйственная деятельность, при этом он совпадает с предметом бухучета и теории статистического учета. Далее на этапе создания базы данных предметом исследования является информационная база, совпадая при этом с предметом информатики. Таким образом, предметом экономического анализа являются различные стороны предметов, связанных с ним наук и соответствующих этапам процесса анализа. Предметом экономического анализа можно определять хозяйственную деятельность предприятия и ее результаты, выраженной в информации, необходимой и доступной различным группам заинтересованных субъектов.

В общенаучном понимании под понятием объекта «понимается объективная действительность, практика как чувственно-предметная, материальная деятельность человека, персонифицирующую силу познания, составляющая основу человеческого общества». Это значит, что наука не принимает непосредственного участия в человеческой практике, но исследует ее.

Связь практики и теории во многом определяет развитие прикладных наук. Надо заметить, что для практики очень часто трудно выделить базисное научное направление. В практике соединены достижения различных отраслей знаний, результатом которых является технология. Для практических информационных исследований технология - это результат отношений технических и интеллектуальных возможностей, т.е. вычислительных и методических средств. Отношение науки к практике также неоднозначно. Результаты науки экономического анализа, например, для практики могут стать информационным продуктом, информационной услугой и информационной технологией. Услуга и продукт, однако, есть результат технологии. Поэтому объектом экономического анализа для различных субъектов будет информационная технология.

Классификация информационной технологии по поводу проведения экономического анализа широко рассмотрена в литературе по теории экономического анализа, где принято называть ее классификацией видов экономического анализа. Взгляды классиков отечественной теории экономического анализа в отношении значимости признаков классификации видов несколько различны. Это часто объясняют тем, что экономический анализ тот инструмент, который используется для выполнения самых разных целей, а потому существует целое множество видов и направлений анализа. Шеремет А.Д. на первое место ставит признак классификации по функциям управления. Каракоз считает, что экономический анализ при сохранении его единой сущности из-за различия исследуемых явлений, целевого использования и назначения, источников, а также периодов исследования можно подразделить на два вида: оперативный экономический и общеэкономический.


В традиционной литературе по анализу в довольно размытых формах представлены объяснения по поводу того, что имеются виды экономического анализа, представляющие собой часть целого. Так, например, выделяют анализ себестоимости, анализ прибыли, анализ материальных запасов и т.п. На основании теоретических принципов данного материала это явление в практике отношений субъектов можно объяснить так: услуги могут дифференцироваться в рамках развития отдельных наук или технических средств, а также в рамках развития общественных отношений.

Нижний уровень схемы приложения в современной практике выделяется все более отчетливо в результате развития техники информационных технологий. В скрытой форме информационные услуги имели место и до развития техники. «Скрытыми» они существовали в работе подразделений предприятия. Современное состояние методических и технических возможностей требует больше профессионализма с одной стороны, и дает высокоэффективные результаты в форме качественной, своевременной и комплексной информации для принятия решения с другой. К тому же, развитие прогресса в отношениях по поводу информации требует соответствия общему принципу дифференциации производства и его инфраструктуре. Сказанное означает, что коль скоро появились понятия информационная технология, информационные товары, информационный рынок и т.п., эффективность отношений зависит от специального подхода и вступления в конкурентную борьбу, двигающую эволюцию благотворящих сил общества. Выделение видов на схеме указано лишь концептуально, и не отражает даже минимум возможной дифференциации услуг по проведению экономического анализа. Таким образом, связь наук в отношении информационных технологий - результат отношения техники (естественной составляющей) и методики (общественной составляющей). Однако вариация методики зависит также и от присущего принципа диалектического единства научного знания. Методика представляет собой способ решения отдельных вопросов общего предмета науки в упорядоченной форме. Можно выделить виды в зависимости от этапов методики экономического анализа, что предложено в приложении в виде схемы.

Смысл такой классификации в том, что каждый этап исследования предмета, представляя собой отдельную задачу исследования, различается по использованию принципов, направленности и приемам исследования. Это говорит о том, что методическая составляющая информационной технологии зависит не только от техники, но и отношений и связей научного знания. Кроме того, это говорит том, что многогранный предмет экономического анализа - следствие единой информационной технологии проведения комплексного экономического анализа, представляющая собой аналогию: добыча - обработка - использование. Стоит сказать, что представленная схема соответствует утверждению, что наука впереди практики. В самом деле, научная структура, отраженная на схеме, существовала задолго до нынешней дифференциации информационных услуг.


1.3. Виды экономического анализа

Классификация видов экономического анализа имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

Отличительными признаками каждого анализа являются:

1) его целевая направленность и задачи;

2) объекты исследования и источники информации;

3) методика проведения.

В экономической литературе экономический анализ классифицируется по разным признакам (Таблица 1).

Таблица 1. «Виды экономического анализа в соответствии с их классификационным признаком»

Классификационный признак

Вид анализа

Объекты управления

Технико-экономический, финансово-экономический, социально-экономический, управленческий, маркетинговый, экономико-статистический и т.д.

Пользователи (субъекты) анализа

Внутренний управленческий и внешний финансовый анализ.

Периодичность проведения

Годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный, разовый

Временной признак

Последующий, предварительный, оперативный, экспресс-анализ

Пространственный

Внутрихозяйственный и межхозяйственный.

Методика изучения объектов

Сравнительный, диагностический, факторный, маржинальный, экономико-математический, экономико-статистический, стохастический, функционально-стоимостный и т.

Отраслевой

Отраслевой и межотраслевой

Содержание программы

Комплексный, тематический

Полнота охвата изучаемых объектов

Сплошной и выборочный

Классификация экономического анализа по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

1) технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием являются изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;


2) финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, росту рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности предприятия;

3) аудиторский (бухгалтерский) анализ - это экспертная диагностика финансового «здоровья» предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

4) социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

5) экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

6) экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей cреды) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды, затратами на экологию;

7) маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней cреды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По субъектам (пользования анализа) различают внутренний (управленческий) анализ и внешний (финансовый) анализ.

Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности.

Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

Финансовый анализ может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования предприятия. Его основное назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости.


По признаку времени экономический анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический). Предварительный (перспективный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный.

Ретроспективный анализ, в свою очередь, делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты производства за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.

Объективная необходимость отраслевого экономического анализа обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая из них в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики экономического анализа с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики.