ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.05.2020

Просмотров: 268

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Защитное заземление - преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических токоведущих частей, которые могут оказаться под напряжением вследствие замыкания на корпус. Назначение защитного заземления - устранение опасности поражения человека током в случае прикосновения к корпусу электроустановки и другим нетоковедущим частям.

Защитное отключение - быстродействующее отключение аварийного участка или сети в целом при возникновении замыкания на корпус или непосредственно на землю, а также при прикосновении к частям находящимся под напряжением. Защитное отключение требует постоянного контроля за поддержанием работоспособности устройства защитного отключения, что весьма затруднительно, а также при отказе устройства защитного отключения электроустановка остается без всякой защиты.

Так как сеть является трехфазной с глухо заземленной нейтралью, то в качестве защиты от поражения током будем использовать защитное зануление / /.

В целях предохранения обслуживающего персонала от поражения электрическим током, все металлические части приборов и аппаратов, нормально не находящихся под напряжением, но могущие оказаться под таковым – занулены.

При длительном воздействии допустимый безопасный ток принят в 1 мА.

При продолжительном воздействии до 30 с – 6 мА.

При воздействии 1 с и менее величины токов приведены в таблице .

Таблица - Значения величин токов безопасных для человека


Длительность воздействия, с

1,0

0,7

0,5

0,2

Ток, мА

50

70

100

250


В автомобиле, в которой работает система отсутствуют открытые токоведущие части с напряжением более 15 В (интерфейс и шина питания). Поражение электрическим током возможно только в случае неисправности аппаратуры или питающих кабелей. Таким обpазом, для защиты от поpажения электpическим током в устройстве пpедусмотpено:

- наличие защитного заземления корпуса источника питания сопротивлением не более 4 Ом;

- недоступность токоведущих частей;

- маркированные розетки и разъемы;

- защитное покрытие металлического корпуса и органы управления из изоляционного материала.

В соответствии с ГОСТ 12.1.038-82 допустимая величина постоянного тока Iдоп=40 мА. Рассчитаем ток, который потечет через человека при прикосновении его к катушкам. Сопротивление тела человека Rh примем равным 1000 Ом. При замыкании тока на землю через человека, значение тока достигает:

Ih< Iдоп

Поэтому при работе с устройством возможность поражения человека электрическим током исключена.

В системе опасной токопроводящей частью являются катушки индуктивности, на которые подается напряжение +12 В. В соответствии с ГОСТ 12.1.038-82 допустимая величина постоянного тока Iдоп=40 мА. Рассчитаем ток, который потечет через человека при прикосновении его к катушкам. Сопротивление тела человека Rh примем равным 1000 Ом. При замыкании тока на землю через человека, значение тока достигает:


Ih < Iдоп

Поэтому при работе с устройством сопряжения возможность поражения человека электрическим током исключена.


.1.7 Э р г о н о м и ч е с к и е п а р а м е т р ы. Уровень производительности труда прямо и непосредственно зависит от организации рабочего места.

В соответствии с эргономическими требованиями можно выделить следующие рекомендации:

­­­ исходя из предполагаемых условий эксплуатации, устройство контроля и сигнализации разместить в зоне досягаемости пальцев при вытянутом плече;

 наименьшая дистанция для наблюдения показаний на приборной панели должна составлять 0,3 м, т. е. быть на расстоянии наилучшего видения;

 яркость индикатора должна превышать уровень освещаемости в окружающей среде не менее чем на 10 %, но не более чем на 300 %;

 индикатор на панели устанавливать в плоскости, перпендикулярной линии взора;

 все надписи на приборе выполнять прописными буквами черным цветом на светлом фоне, высота букв и цифр 3 5 мм, ширина 3/5 их высоты;

 для предупреждения оператора о поступлении критичного сигнала (о полном заполнении концентратора) предусмотреть звуковую сигнализацию с частотой сигналов 200 600 Гц при длительности сигналов и интервалов между ними 1 3 с;

 тумблеры располагать вертикально, положение «выключено» должно быть внизу;

 в процессе трудовой деятельности целесообразно чередование рабочих поз в соответствии с особенностями трудовых операций и с учетом эргономических требований.


.2 Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях


.2.1 К л а с с и ф и к а ц и я и о б щ а я х а р а к т е р и с т и к а ч р е з в ы ч а й н ы х с и т у а ц и й. Чрезвычайная ситуация (авария) – внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои особенности воздействия на человека и среду его обитания.

Катастрофа – авария, сопровождающаяся гибелью людей.

Классификация чрезвычайных ситуаций:

  1. природного характера:

- стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, ураганы, снежные заносы, грозы, ливни, засухи);

- техногенные катастрофы (аварии на энергетических, химических,биотехнологических объектах, транспортных коммуникациях при перевозке разрядных грузов, продуктопроводах);

- антропогенные катастрофы (катастрофические изменения биосферы

под воздействием научно-технического прогресса и хозяйственной

деятельности;

- социально-политические конфликты (военные, социальные);

  1. по масштабу распространения с учетом тяжести последствий: локальные, объектовые, региональные, национальные и глобальные;

  2. по скорости распространения опасности (темпу развития): внезапные, быстро распространяющиеся, умеренные, плавные «ползучие» катастрофы.


Основные последствия ЧС:

    • разрушения;

    • затопления;

    • массовые пожары;

    • химические заражения;

    • радиоактивные загрязнения (заражение);

    • бактериальное (биологическое) заражение.

    Масштаб последствий (ущерб) ЧС (количество заболеваний, травм, смертей, экономические потери) является следствием взаимодействия многих явлений – причин (факторов).

    Основными причинами аварий и катастроф на объектах являются:

    • ошибки допущенные при проектировании, строительстве и изготовлении оборудования;

    • нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, требований безопасности;

    • низкая трудовая дисциплина;

    • стихийные бедствия, военные конфликты.

    Наиболее характерными последствиями аварий являются взрывы, пожары, обрушение зданий, заражение местности сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами.

    .2.2 У с л о в и я в о з н и к н о в е н и я и с т а д и и р а з в и т и я

    ч р е з в ы ч а й н ы х с и т у а ц и й. Характерными условиями возникновения ЧС являются:

    1. существование источника опасных и вредных факторов (предприятия и производства, продукция и технологические процессы, в которых предусматривают использование высоких давлений, взрывчатых, легковоспламеняющихся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиационно опасных веществ и материалов; гидротехнические сооружения; транспортные средства; продуктоводы; места захоронения отходов токсичных и радиоактивных веществ; здания и сооружения, построенные с нарушением СНиП; военная деятельность);

    2. действие факторов риска (высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду);

    3. экспозиция населения, а также среды его обитания (зданий, орудий труда, воды, продуктов питания), способствующих повышению факторов риска.

    В развитии ЧС любого типа можно выделить четыре характерные стадии:

    1. первая – стадия накопления проектно-производственных дефектов сооружений (зданий, оборудования) или отклонений от норм (правил) ведения того или иного процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия;

    2. вторая – инициирование чрезвычайного события;

    3. третья - процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска – энергии или вещества, оказывающих неблагоприятное воздействие на население и окружающую среду;

    4. четвертая – стадия затухания, которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности – локализации ЧС, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных последствий. Продолжительность данной стадии может составлять годы, а то и десятилетия.


    .2.3 П р и н ц и п ы и с п о с о б ы о б е с п е ч е н и я б е з о п а с н о с т и ж и з н е д е я т е л ь н о с т и в ч р е з в ы ч а й н ы х с и т у а ц и я х. Основными принципами защиты населения в ЧС являются:

    1. заблаговременная подготовка и осуществление защитных мероприятий на всей территории страны. Этот принцип предполагает прежде всего накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержания их в готовности для использования, а также подготовку и проведение мероприятий по эвакуации населения из опасных зон (зон риска);

    2. дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий. Дифференцированный подход выражается в том, что характер и объем защитных мероприятий устанавливается в зависимости от вида источника опасных и вредных факторов, а также от местных условий;

    3. комплектность проведения защитных мероприятий для создания безопасных и здоровых условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях обстановки. Данный принцип обуславливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов средств защиты от последствий стихийных бедствий. производственных аварий и катастроф, а также современных средств поражения, согласованном осуществлении их со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техносоциальной среде.

    В современных условиях безопасность жизнедеятельности при ЧС достигается путем проведения комплекса мероприятий, включающих три основных способа защиты:

    1. эвакуация населения из мест (районов) где для них реально существует риск неблагоприятного воздействия опасных и вредных факторов;

    2. использование населением средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики;

    3. применение коллективных средств защиты.

    Наряду с этим для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных условиях осуществляются:

      • обучение населения действиям в ЧС;

      • своевременное оповещение об угрозе и возникновении ЧС;

      • защита воды, продуктов питания от заражения радиоактивными, токсичными и бактериальными веществами;

      • радиационная, химическая и бактериологическая разведка, а также дозиметрический и лабораторный (химический и бактериологический) контроль;

      • профилактические противопожарные, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия;

      • требуемые режимы работы и поведения населения в зонах риска;

      • спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения;

      • санитарная обработка людей, дегазация, дезактивация и дезинфекция материальных средств, одежды и обуви, зданий и сооружений.

      .2.4 О с н о в н ы е с ц е н а р и и у п р а в л е н и я в ч р е з в ы ч а й


      н ы х с и т у а ц и я х. Опыт ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, землетрясений в Армении показывает, что схема выхода из ЧС одинакова при всех ее видах:

        • создается правительственная комиссия;

        • мобилизуются части и невоенные формирования гражданской обороны, армия, противопожарные подразделения, милиция, добровольцы, иногда без соответствующей подготовки и экипировки;

        • путем героических усилий ликвидаторы добиваются определенной локализации аварии или катастрофы;

        • предпринимаются первоочередные (далеко не исчерпывающие) меры по спасению населения и его жизнеобеспечению, в некоторой степени стабилизируется ситуация. При этом полная информация в масштабах катастрофы и величине потерь, особенно в первоначальный момент времени отсутствует или преуменьшается, в силу чего ресурсы, выделенные из центра, других государств, не могут компенсировать нанесенный ущерб. С течением времени негативные последствия ЧС накапливаются, а потребность в компенсационных ресурсах возрастает. В дальнейшем формируется программа неотложной помощи, которая из-за недостатка ресурсов, отсутствия действенных механизмов реализации и контроля не выполняется в полном объеме.

      Последствиями подобного сценария управления являются:

      • углубления социальных конфликтов за счет накопления величины некомпенсируемого ущерба;

      • рост недоверия масс к правящим структурам;

      • деградация генофонда.

      В настоящее время подобный сценарий неприемлем, так как неспособность отдельных государств справиться с ликвидацией крупных ЧС неизбежно ведет к возникновению вторичных последствий.

      .2.5 Х а р а к т е р и с т и к а ч р е з в ы ч а й н ы х с и т у а ц и й т е х н о г е н н о г о х а р а к т е р а. Транспортные аварии. Отличительными особенностями транспортных аварий (катастроф) могут являться:

      • удаление места катастрофы от крупных населенных пунктов, что усложняет сбор достоверной информации в первый период и объем оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

      • ликвидация пожаров (взрывов) на территории железнодорожных станций и узлов, связанная с необходимостью вывода железнодорожного состава с территории станции на перегоны, тупики и подъездные пути;

      • необходимость использования тепловозов для рассредоточения составов на электрифицированных участках;

      • затрудненность обнаружения возгорания в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения;

      • труднодоступность подъездов к месту катастрофы и затрудненность применения пожарной техники;

      • наличие, в некоторых случаях, сложной медико-биологической обстановки, характеризующейся массовым возникновением санитарных и безвозвратных потерь;

      • необходимость отправки большого количества пострадавших (эвакуация) в другие города в связи со спецификой лечения;

      • трудность в определении числа пассажиров, выехавших из различных мест и оказавшихся в зоне аварии;

      • организация отправки погибших к местам их захоронения в другие города;

      • организация поиска останков погибших и вещественных доказательств путем прочесывания местности.