ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.05.2020
Просмотров: 1396
Скачиваний: 4
МИНИСТЕРСТВО
ВЫСШЕГО
И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ТАГАНРОГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
__________________________________________________________
В
.
П
.
Федосов
В
.
Д
.
Сытенький
АВТОМОБИЛЬНАЯ
ЭЛЕКТРОНИКА
Учебное
пособие
Таганрог
1998
2
УДК
621.38:629.113(075.8)+629.113:621.38(074.8)
Федосов
В
.
П
.,
Сытенький
В
.
Д
.
Автомобильная
электроника
:
Учебное
посо
-
бие
.
Таганрог
:
Изд
-
во
ТРТУ
, 1998. 73
с
.
Приводятся
краткие
сведения
об
электронных
системах
,
исполь
-
зуемых
в
автомобилестроении
.
Излагаются
методы
и
устройства
преоб
-
разования
неэлектрических
величин
для
получения
информации
о
со
-
стоянии
узлов
и
механизмов
автомобиля
.
Даны
перспективы
развития
автомобильной
электроники
,
рекомендации
по
обслуживанию
аккуму
-
ляторных
батарей
.
Рассмотрена
система
дигностики
неисправностей
системы
зажигания
на
основе
ПЭВМ
,
представлен
анализ
признаков
для
классификации
неисправностей
.
Учебное
пособие
предназначено
для
студентов
,
обучающихся
по
специальностям
направления
РАДИОТЕХНИКА
.
Табл
. 7.
Ил
. 44.
Библиогр
.: 11
назв
.
Печатается
по
решению
ред
.-
изд
.
совета
Таганрогского
госу
-
дарственного
радиотехнического
университета
.
Р
е
ц
е
н
з
е
н
т
ы
:
Е
.
И
.
Старченко
,
профессор
кафедры
“
Радиотехника
”
Донской
госу
-
дарственной
академии
сервиса
Кафедра
“
Автомобильный
транспорт
и
организация
дорожного
хо
-
зяйства
”
НГТУ
,
зав
.
кафедрой
М
.
В
.
Садило
,
канд
.
техн
.
наук
,
доцент
.
Таганрогский
государственный
радио
-
технический
университет
, 1998.
В
.
П
.
Федосов
,
В
.
Д
.
Сытенький
, 1998.
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
В
последние
годы
быстрыми
темпами
развиваются
электронные
сис
-
темы
,
используемые
на
автомобиле
.
Совершенствование
таких
систем
приве
-
ло
к
возникновению
новой
области
техники
-
автомобильной
электроники
.
Понятие
"
автомобильная
электроника
"
широко
распространено
в
современ
-
ной
технической
литературе
,
но
его
определение
не
сформулировано
.
По
мнению
большинства
авторов
[1, 8]
под
автомобильной
электроникой
следу
-
ет
понимать
комплексное
научно
-
техническое
направление
,
связанное
с
про
-
ектированием
,
производством
и
эксплуатацией
автомобильных
электронных
систем
.
Основные
причины
ускоренного
развития
автомобильных
электронных
систем
можно
разделить
на
субъективные
и
объективные
.
К
субъективным
причинам
относится
распространение
средств
вычислительной
техники
в
со
-
временном
обществе
,
стремление
придать
автомобилю
черты
индивидуаль
-
ности
и
законодательные
меры
.
Большие
возможности
вычислительной
тех
-
ники
и
умение
их
использовать
широкими
кругами
населения
привели
к
то
-
му
,
что
во
многих
странах
автомобиль
без
электронных
систем
стал
некон
-
курентоспособным
.
Потребителю
он
кажется
архаичным
,
не
соответствую
-
щим
современному
развитию
техники
.
Поэтому
требование
использования
электронных
систем
можно
рассматривать
не
как
преходящую
моду
,
а
как
постоянно
наблюдаемое
следствие
научно
-
технического
прогресса
.
Если
внешний
вид
автомобилей
одного
класса
становится
все
более
сходным
в
связи
с
улучшением
аэродинамических
свойств
,
то
электронные
системы
отличаются
большим
разнообразием
.
Это
позволяет
делать
автомо
-
били
оригинальными
,
устанавливая
различные
модели
электронных
систем
.
В
особой
мере
такими
достоинствами
должны
обладать
электронные
систе
-
мы
,
с
которыми
общаются
водители
,
пассажиры
:
электронные
системы
на
панели
приборов
,
электронные
системы
повышения
комфортабельности
,
безопасности
,
связи
и
т
.
д
.
Развитие
электронных
систем
способствовало
и
появлению
норма
-
тивных
документов
,
в
которых
регламентированы
предельно
допустимые
технико
-
экономические
показатели
автомобилей
.
Некоторые
из
таких
норма
-
тивов
не
могут
быть
соблюдены
без
использования
электронных
систем
.
На
-
пример
,
во
многих
странах
ограничивается
токсичность
выхлопных
газов
и
максимальный
расход
топлива
.
Нарушение
норм
максимальной
токсичности
выхлопных
газов
,
как
правило
,
не
допускается
,
а
топливной
экономичности
-
влечет
значительный
штраф
.
Так
,
покупатели
автомобилей
с
повышенным
расходом
топлива
в
США
платят
существенный
дополнительный
налог
[1].
Однако
,
отсутствие
субъективных
причин
развития
автомобильной
электроники
не
затормозило
бы
широкого
распространения
электронных
систем
.
Это
можно
объяснить
тем
,
что
применение
электронных
систем
по
-
зволяет
добиться
значительного
улучшения
эксплуатационных
свойств
авто
-
4
мобиля
:
снижения
токсичности
выхлопных
газов
,
обеспечение
бесшумности
,
повышения
топливной
экономичности
,
безопасности
движения
,
комфорта
-
бельности
,
проходимости
,
простоты
технического
обслуживания
,
улучшения
тягово
-
скоростных
и
тормозных
свойств
,
управляемости
и
устойчивости
,
удобства
посадки
и
высадки
,
легкости
управления
автомобилем
,
маневренно
-
сти
,
видимости
автомобиля
и
из
автомобиля
,
защищенности
от
неправильных
и
недопустимых
действий
водителя
,
злоумышленников
и
т
.
д
.
Улучшение
эксплуатационных
свойств
автомобиля
достигается
при
-
менением
электронных
систем
,
обладающих
следующими
функциями
:
управление
работой
двигателя
,
агрегатов
автомобиля
;
отображение
инфор
-
мации
водителю
,
пассажирам
,
пешеходам
,
водителям
других
автомобилей
;
хранение
информации
;
приема
информации
в
автомобиль
от
внешних
ин
-
формационно
-
управляющих
дорожных
систем
;
передачи
информации
из
ав
-
томобиля
.
Наибольшее
распространение
получили
функции
управления
и
ото
-
бражения
информации
.
Электронные
системы
управляют
работой
двигателя
,
трансмиссии
,
ходовой
части
,
рулевого
управления
,
тормозной
системы
,
кузо
-
ва
,
системы
электропитания
и
коммуникаций
.
Все
более
популярными
становятся
электронные
системы
для
отобра
-
жения
информации
.
Визуальные
индикаторы
показывают
цифровые
значения
множества
разнообразных
параметров
:
от
традиционных
(
например
,
ско
-
рость
движения
и
частота
вращения
коленчатого
вала
)
до
не
применявшихся
ранее
(
например
,
на
автомобилях
фирмы
"
Форд
"
индицируется
момент
вос
-
пламенения
смеси
в
каждом
цилиндре
).
Значение
параметра
кодируется
яр
-
костью
,
длиной
и
шириной
линии
и
т
.
п
.
После
сообщения
водителю
о
насту
-
плении
события
(
например
,
неисправности
в
какой
либо
системе
),
система
"
рекомендует
"
водителю
целесообразные
действия
по
устранению
неисправ
-
ности
.
Широко
используются
текстовые
сообщения
,
отображение
схема
-
тического
характера
(
например
,
автомобиль
в
плане
с
указанием
не
-
исправного
узла
).
Учитывая
загруженность
зрительных
анализаторов
водите
-
ля
,
на
многих
автомобилях
используются
акустические
индикаторы
,
подаю
-
щие
в
случае
необходимости
звуковой
сигнал
.
Получили
распространение
синтезаторы
речи
,
вырабатывающие
речевые
сообщения
,
например
,
об
от
-
крытой
двери
,
о
необходимости
пристегнуть
ремни
безопасности
,
превыше
-
ния
допустимой
температуры
охлаждающей
жидкости
.
Пользуются
попу
-
лярностью
развлекательные
электронные
системы
:
радиоприемники
,
телеви
-
зоры
,
магнитофоны
.
Электронные
системы
хранят
необходимую
информацию
в
полу
-
проводниковых
запоминающих
устройствах
(
ППЗУ
),
на
магнитных
лентах
,
на
дисках
и
дискетах
.
Водитель
имеет
возможность
записать
на
машинном
носителе
информации
сведения
о
будущем
маршруте
движения
,
расположе
-
нии
автозаправочных
станций
,
список
необходимых
дел
.
Эти
сведения
выво
-
5
дятся
на
экран
дисплея
по
команде
водителя
или
при
наступлении
заданных
водителем
событий
(
момента
времени
,
преодоления
автомобилем
заданного
расстояния
).
Для
выявления
причин
дорожно
-
транспортного
происшествия
в
электронной
системе
хранится
информация
о
предшествующих
аварии
ре
-
жиме
движения
,
действиях
водителя
,
техническом
состоянии
транспортного
средства
.
Электронные
системы
передают
информацию
из
автомобиля
в
АСУ
до
-
рожным
движением
для
организации
оптимального
управления
светофорами
,
дорожными
знаками
(
оперативно
изменяется
допустимая
скорость
,
запраши
-
вается
или
разрешается
проезд
по
некоторым
маршрутам
и
т
.
п
.).
С
помощью
передающих
устройств
из
автомобиля
по
желанию
водителя
можно
вызвать
скорую
помощь
,
пожарных
,
милицию
,
вести
телефонные
переговоры
.
Краткому
рассмотрению
этих
вопросов
и
посвящено
учебное
пособие
.
1.
СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ
АВТОМОБИЛЬНОЙ
ЭЛЕКТРОНИКИ
В
результате
быстрого
совершенствования
параметров
полупровод
-
никовых
устройств
,
используемых
при
разработке
микроЭВМ
,
стали
вполне
достижимыми
высокая
надежность
,
низкая
себестоимость
и
малые
размеры
систем
автомобильной
электроники
.
Сегодня
электроника
в
автомобиле
иг
-
рает
роль
одного
из
главных
элементов
систем
управления
.
Она
подразделя
-
ется
на
три
части
:
систему
управления
двигателем
и
трансмиссией
,
систему
управления
ходовой
частью
и
систему
оборудования
салона
(
рис
.1.1).
На
рис
.1.1
представлены
следующие
системы
автомобильной
электро
-
ники
:
А
-
управление
силовой
установкой
-
управление
двигателем
;
управ
-
ление
трансмиссией
;
Б
-
управление
ходовой
частью
-
управление
подвеской
;
стабилизация
заданной
скоростью
движения
;
регулирование
рулевого
управления
;
бло
-
кировка
колес
при
торможении
;
В
-
управление
оборудованием
салона
-
кондиционер
;
электронная
па
-
нель
приборов
;
многофункциональная
информационная
система
;
нави
-
гационная
система
.
Кроме
перечисленных
систем
,
за
последнее
время
добавились
системы
предупреждения
столкновения
(
в
том
числе
и
локационные
системы
),
систе
-
мы
безопасности
(
в
том
числе
и
управление
подушками
безопасности
),
ра
-
диотелефоны
(
в
том
числе
и
для
сотовой
связи
)
и
т
.
д
.