Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Методологические основы деятельности менеджера в организации, стили и методы управления
1.1 Сущность деятельности менеджера и его ролевые функции
1.2 Понятие, сравнительный анализ и условия использования стилей управления
1.3 Характеристика и классификация методов управления
Глава 2 Практические аспекты выбора стиля руководства
2.1 Проблема выбора стиля руководителя
2.2 Практические аспекты выбора стиля руководства на примере конкретной организации
Как показано на рис. 1, командный стиль в принципе логически следует из общей эволюции развития стилей руководства “Роснадзора” в направлении их последовательной поступательной либерализации. Такого рода либерализация в 2009 - 2010 гг. (переход от эксплуататорски-авторитарного к патерналист- ски-авторитарному стилю) была обусловлена сменой высшего руководства исследуемой организации и пониманием новым руководством необходимости смягчения стиля управления с целью предотвращения оттока квалифицированных кадров.
Рисунок 5 .- Основные последствия перехода к командному (либерализованному стилю управления)
Однако в рамках авторитарного, пусть даже мягкого, стиля руководства полностью решить такую крайне важную проблему, как снижение текучести, не удалось (так, в 2013 г. коэффициент текучести кадров составил 23,2%, что крайне существенно даже для государственных органов).
Основные преимущества командного стиля руководства для “Роснадзора” приведены на рис. 2. В целом, такой стиль способствует проявлению инициатив сотрудников по различным аспектам развития организации (организация проверок, разрешение проблем в трудовом коллективе и т.п.), уменьшает уровень нерациональной бюрократизации деятельности и позитивно влияет на степень лояльности персонала к организации, положительно действуя тем самым на процесс уменьшения уровня текучести кадров.
Рисунок 6 – Место прилагаемого командного стиля в общей эволюции стилей руководства «Роснадзора»
В рамках предлагаемого командного стиля руководителю “Роснадзора” можно также порекомендовать советоваться с подчиненными по ряду вопросов, требующих непосредственного участия последних. К такого рода вопросам можно отнести:
- характер взаимодействия с руководством и персоналом конкретных учреждений (например, конкретный сотрудник может знать специфику того или иного учреждения, которое он проверял в течение нескольких лет, лучше руководителя “Роснадзора”, поэтому в случае возможной спорной ситуации экспертное мнение данного сотрудника должно иметь крайне существенное значение);
- работа с нестандартными жалобами (“Роснадзор” должен реагировать на все потенциальные жалобы пользователей услуг и иных заинтересованных лиц, например их родственников, представителей общественности и т.п., однако иногда такого рода жалобы поступают от не вполне психически здоровых граждан; значит, руководитель организации совместно со специалистами должен производить первичный отсев такого рода жалоб и в целом дифференциацию жалоб по степени приоритетности. Если руководитель будет продолжать авторитарно руководить данным процессом, без учета квалифицированного мнения сотрудников, высок риск нерациональной траты рабочего времени на несущественные или вовсе абсурдные жалобы и, соответственно, возможно снижение эффективности контроля по действительно актуальным направлениям);
- совершенствование системы мотивации труда, в частности распределение премиального фонда (руководитель “Роснадзора” должен коллегиально обсуждать критерии премирования с коллективом с целью уменьшения уровня волюнтаризма в данной области, который может привести к существенному ухудшению социально-психологического климата в организации в целом);
- организация и осуществление разного рода корпоративных мероприятий.
Что касается методов руководства, то в данном случае руководителю будет целесообразно пересмотреть степень “давления” методов на подчиненных, уделяя внимание доверию, компромиссам и соглашательству. Основной упор в изменении стиля управления руководителя “Роснадзора” будет сделан на деловое общение с подчиненными и выслушивание их мнения. Тогда либерально-авторитарный коэффициент приблизится к рекомендованному значению.
Предлагаемый командный стиль управления начальника “Роснадзора” согласно решетке Р. Блейка и Дж. Моутона должен определяться как 5.5 (рис. 3).
Рисунок 7 Предлагаемый командный стиль руководителя «Роснадзора» согласно методическому подходу Блейк-Моутона
Командный стиль в целом будет характеризовать руководителя “Роснадзора” как ру ководителя, сочетающего заботу о людях с заботой о работе. Такой руководитель идет на компромисс во всех случаях. Решения будут приниматься руководителем, но обязательно путем обсуждения с сотрудниками. Положительными чертами руководителей такого типа являются постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды.
Автором был проведен мини-опрос по поводу целесообразности перехода на командный стиль руководства в январе 2016 г. В опросе на условиях анонимности приняли участие все работники организации (21 человек). При этом был сформулирован следующий вопрос: "Одобряете ли Вы возможный переход руководителей “Рос- надзора” на командный стиль руководства?” Перед этим всем опрашиваемым было разъяснено содержание командного стиля руководства, выделены его основные отличия от других существующих стилей руководства в системе менеджмента. Как показали результаты опроса (январь 2016 г.), лишь двое из двадцати одного сотрудника “Роснадзора” (9,5% респондентов) не одобрили возможный переход на командный стиль руководства. При этом в анонимной беседе данные сотрудники (в возрасте свыше 50 лет) объяснили свою позицию просто опасением вообще каких бы то ни было перемен, что, в принципе, вполне объяснимо. Подавляющее же большинство трудового коллектива (90,5% опрошенных) одобрили потенциальный переход руководства “Роснадзора” на предлагаемый командный стиль управления с уменьшением нерациональной бюрократизации деятельности, в первую очередь в части внутреннего документооборота организации.
Однако только мнения сотрудников о целесообразности изменения стиля руководства в исследуемой нами организации, на наш взгляд, недостаточно. Необходимо оценить экономическую эффективность такого рода мероприятий. Проблема в том, что общепризнанные методические подходы к оценке экономической эффективности процесса смены руководства организацией, в том числе бюджетной, практически отсутствуют.
И.А. Самойлова указывает на то, что эффективность смены стиля лидерства можно оценить исходя из изменения динамики таких важнейших показателей развития организации, как рентабельность и рыночная стоимость. Однако такого рода оценка может быть дана лишь постфактум - нас же интересует то, каким образом смена стиля лидерства повлияет на будущую эффективность развития “Роснадзора”. Кроме того, данный метод неприменим для бюджетных организаций сферы государственного контроля, в отношении которых рентабельность и рыночная стоимость не рассчитываются.
Нами применен метод исследования вероятного изменения структуры рабочего времени руководителя “Роснадзора”. Так, Н.И. Кабушкин, ссылаясь на проведенные им статистические исследования в сфере государственного управления, отметил, что после изменения стиля руководства с авторитарного на командный время руководителя на работу с документами в силу уменьшения нерационального документооборота сокращается в среднем в 1,3 раза. Сходную оценку сокращения времени на нерациональный документооборот приводит и В.П. Галенко.
Укрупненная оценка структуры рабочего времени руководителя “Роснадзора” произведена автором в декабре 2015 г. Потенциальная структура приведена исходя из вероятного сокращения времени, которое сейчас тратит руководитель исследуемой организации на работу с документами. Это уменьшение вызвано описанным ранее вероятным снижением объемов документооборота за счет того, что командный стиль управления является менее бюрократическим по своей природе, чем авторитарный (снижение составит 8 % (с 34 до 26%)).
Тот резерв времени, который наиболее вероятно образуется в результате изменения стиля управления, целесообразно направить на увеличение времени проверок учреждений, которыми руководит непосредственно начальник “Роснадзора”. Увеличение фонда рабочего времени руководителя по данному направлению составит также 8% (с 31% в прежней структуре фонда рабочего времени до 39% в структуре, которая сформируется после изменения стиля руководства с патерналистски-авторитарного на командный). В количественном отношении увеличение количества проверок, выполняемых непосредственно под руководством начальника, составит:
где УКП - увеличение количества проверок учреждений здравоохранения, осуществляемых “Роснадзором” в результате изменения стиля руководства и соответствующего изменения структуры фонда рабочего времени главы организации;
ДПстар - доля времени, отводимого на руководство проверкой, в общей структуре фонда рабочего времени главы “Роснадзора” до изменения стиля руководства;
ДПнов - доля времени, отводимого на руководство проверкой, в общей структуре фонда рабочего времени главы “Рос- надзора” после изменения стиля руководства;
Кстар - количество проверок, которыми руководил непосредственно глава “Роснадзора” до изменения стиля руководства.
УКП = (39%/31%) • 117 - 117 = 30 проверок в год.
В результате предлагаемого мероприятия по изменению стиля руководства количество проверок в “Роснадзоре” увеличится на 30 ежегодно (без привлечения какого-либо дополнительного бюджетного финансирования, исключительно за счет сокращения рабочего времени на неэффективные бюрократические операции). Таким образом, предлагаемое изменение стиля руководства в организации является и потенциально социальноэффективным с точки зрения усиления контроля за развитием учреждений
Заключение
Анализ сущности и особенностей практического применения стилей и методов управления позволяет сформулировать в заключении работы следующие выводы и рекомендации
1. Эффективность деятельности любой организации во многом определяется результатами работы ее менеджеров. Это категория работников, главный смысл и содержание труда которых отражает специфику решаемых задач, обусловленных преимущественно умственным, творческим характером управленческого труда, в центре которого постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также эффективная организация совместной деятельности работников. Главная особенность управленческого труда заключается в том, что в качестве его предмета выступает информация, преобразуя которую менеджеры принимают решения, необходимые для изменения состояния объекта управления. Разделение управленческого труда реализуется в четырех основных видах: функциональное, структурное, технологическое, профессиональное, которое определяется характером, содержанием и сложностью решаемых задач. Успешность решения данных задач во многом зависит от того, в какой степени менеджеры соответствуют предъявляемым к ним требованиям, которые можно разделить на три группы: знания в области теории и умения в сфере практики управления, способность к коммуникациям и умение работать с людьми, компетентность в области специализации предприятия.
2. Деятельность менеджера носит непрерывный циклический характер, а сам управленческий цикл устанавливает взаимосвязь между основными функциями менеджмента, такими как прогнозирование, планирование, организация, мотивация и контроль. Помимо функций руководители выполняют также и управленческие роли, которые определяют нормы и направленность их поведения.
3. Стиль управления - это своеобразный метод воздействия на подчиненных с целью получения необходимого результата. В теории управления стили делятся на одномерные и многомерные. Одномерные стили определяются каким-то одним фактором управления, а к их числу относятся авторитарный, демократический и либеральный стили. Авторитарный стиль управления основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений. В стиле управления отдается предпочтение наказаниям, жесткому тону, официальному характеру отношений, дистанцированию с подчиненными. Демократический стиль предполагает, что руководитель доверяет подчиненным и привлекает их к участию в управлении предприятием. Либеральный стиль управления основываются на том, что руководитель сводит до минимума свое вмешательство в управление подчиненными, т.е. такой стиль является пассивным по отношению к подчиненным. Многомерные стили представляют собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других и поэтому может реализовываться наряду с ними. В качестве основных теорий многомерных стилей управления можно выделить «управленческую решетку» Блейка – Моутона, модели Ф. Фидлера, Т. Митчелла, Р. Хауса, Врума – Йетона.
4. Методы управления представляют собой способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей. Основу методов управления организации принятия и выполнения решений, в составе которых можно выделить методы постановки и решения проблем, выбора решений, организации выполнения принятия решений. Среди методов воздействия на подчиненных можно выделить административные, экономические и социально – психологические методы. Стили и методы управления взаимосвязаны между собой. Так, авторитарные руководители склонны, как правило, к использованию организационно – административных методов, руководители, придерживающиеся либерального стиля, отдают предпочтение экономическим методам, так как они дают наиболее быстрый прямой эффект. Сторонники демократического стиля управления, как правило, в равной мере используют экономические и социально – психологические методы, направленные на привлечение работников к управлению.