Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования работы обусловлена возрастающей ролью человеческого фактора в жизнедеятельности каждого хозяйствующего субъекта, вследствие роста внутрикорпоративной взаимозависимости и взаимодействия членов трудового коллектива, что имеет решающее значение для успеха организации в рыночной экономике. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы адаптации к конкретным условиям организационной среды стилей и методов управления.

В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управления персоналом и мотивацией работников, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. Изменения в принципах управления персоналом должны быть направлены в первую очередь на реализацию политики мотивации работников, приобретающей решающее значение в современных условиях.

Основной целью деятельности организаций является извлечение и максимизация прибыли. Для обеспечения этой цели руководители предприятий различных организационно-правовых форм должны воздействовать на наемных работников различными методами, имеющимися в арсенале современного менеджмента, но на практике, сводят их лишь к двум: административным методам воздействия и экономическому стимулированию. В то же время в практике управления на отечественных предприятиях данные методы используются недостаточно эффективно, а недостаток управленческих знаний у руководителей преимущественно среднего и нижнего уровней управления ограничивают возможности адаптации стилей управления к особенностям организационной среды. Все это указывает на высокую значимость вопросов эффективного использования стилей и методов управления в практической деятельности предприятия и требует более глубокого изучения рассматриваемой темы.

Процесс поиска методов и способов повышения эффективности управления предприятием связан с рационалистическим и поведенческим подходами к организации управления, в рамках которых рассматривается проблема стиля управления предприятием. Для современного этапа исследования вопросов формирования эффективного стиля и методов управления характерно наличие общетеоретических научных разработок, осуществленных как зарубежными, так и отечественными учеными. В зарубежной управленческой мысли наиболее известны работы Р. Лайкерта, Д. МакГрегора, К. Левина, Р. Блейка, Д. Мутона, Ф. Фидлера, Т. Митчела, Р. Хауса, П. Херси, К. Бланшара, В.Врума, Ф. Йеттона и др. В них рассматриваются различные аспекты социального взаимодействия руководителя и подчиненных, классификация стилей управления, влияние характера управленческих воздействий на формирование системы трудовой мотивации и уровень удовлетворенности трудом, соотношение между стилем управления руководителя, производительностью и результатами деятельности предприятия.


Среди современных российских авторов, уделяющих внимание данной проблемы, можно выделить О.С. Виханского, А.И. Наумова, А.И. Кравченко, Ю.Д. Красовского и других. В то же время еще не в полной мере исследованы вопросы адаптации стилей и методов управления к конкретным условиям деятельности организации, что с одной стороны объясняется отсутствием необходимых теоретических разработок, а с другой стороны – недостатком управленческих знаний и навыков руководителей, что требует более детального исследования рассматриваемой темы как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Цель заключается в исследовании стилей и методов управления в организации, а также в оценке их влияния на результативность деятельности предприятия. Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность деятельности менеджера и проанализировать его ролевые функции;

2. Определить понятие и провести сравнительный анализ и условий использования стилей управления;

3. Дать характеристику и провести классификацию методов управления в организации;

4. Провести анализ стилей и методов управления, применяемых руководителями конкретной организации и определить их влияние на результаты ее деятельности.

Объектом исследования, проведенного в данной работе является «Роснадзор». Предметом исследования является стили и методы управления, применяемые руководителями предприятия.

Теоретическую основу исследования, проведенного в данной работе, составили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, социологии управления и организационного поведения.

Методологическую основу исследования составили методы опроса и тестирования, а также статистические методы обработки данных, полученные по результатам опроса.

Глава 1 Методологические основы деятельности менеджера в организации, стили и методы управления

1.1 Сущность деятельности менеджера и его ролевые функции


Важнейшим условием эффективной деятельности любой организации является рационально организованное управление ею. В свою очередь эффективный менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми в управлении, то есть с управленческим персоналом. В современной литературе понятие «управленческий персонал» трактуется широко и неоднозначно. Так, например, в соответствии с определением Международной Организации Труда управленческий персонал необходимо рассматривать как часть более широкой категории работников, в которую входят менеджеры и специалисты – профессионалы в определенных областях деятельности организации [6, с.78]. Н.И. Кабушкин определяет управленческий персонал как категорию работников, главный смысл и содержание труда которых отражает специфику решаемых задач, обусловленных преимущественно умственным, творческим характером управленческого труда, в центре которого постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также эффективная организация совместной деятельности работников [4, С.59].

Для обозначения управленческого персонала в современной литературе используется термин «менеджер». По определению З.М. Макашевой, менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях [9 с.37]. Термин «менеджер» многозначен и может применяться по отношению к руководителю любого уровня управления, к организатору конкретного вида работ, к руководителю по отношению к подчиненным.

Главная особенность управленческого труда заключается в том, что в качестве его предмета выступает информация, преобразуя которую менеджеры принимают решения, необходимые для изменения состояния объекта управления. Эти решения направлены на выполнение экономических, технических и социальных задач, а их выполнение в свою очередь осуществляется посредством влияния менеджеров на других сотрудников организации.

Таким образом, деятельность менеджеров осуществляется в экономическом, социально – психологическом, правовом и организационно – техническом направлении. Экономическое направление в деятельности менеджера направлено на управление производственным процессом и предполагает решение задач координации и рационального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Социально – психологическое направление в деятельности менеджера предполагает создание условий для поддержания благоприятного морально – психологического климата, развития организационного поведения, повышения степени мотивированности сотрудников. Правовой аспект в деятельности менеджера направлен на обеспечение соблюдения требований действующего законодательства в работе организации. Организационно – технический аспект управленческого труда предполагает постановку целей и задач, обеспечение ресурсами, организацию работы, контроль за выполнением поставленных задач, проектирование производственных процессов и т.д.


Труд менеджера в организации дифференцирован, что вызвано в первую очередь разделением управленческого труда. В современных организациях можно выделить 4 основных вида разделения управленческого труда:

  • Функциональное;
  • Структурное;
  • Технологическое;
  • Профессиональное

Функциональное разделение труда исходит из необходимости формирования групп руководителей в зависимости от характера выполняемых функций (планирование, организация, мотивация, контроль). Структурное разделение управленческого труда осуществляется с учетом особенностей построения организационной структуры, масштабов и норм управляемости, сферы деятельности предприятия. Вертикальное разделение труда предполагает выделение трех уровней управления, взаимосвязь между которыми показана на рисунке 1

Рисунок 1 – Уровни управления в организации [30, с. 60]

Как видно из рисунка, структурное разделение управленческого труда предполагает, что руководители различных уровней управления также могут выполнять и разные функции, содержание которых обусловлено преобладающим характером принимаемых решений (тактические или стратегические).

Что касается технологического и профессионально – квалификационного разделения труда, то оно учитывает виды и сложность выполняемых работ. Если рассматривать труд руководителей с точки зрения технологии процесса управления, то их основные задачи могут быть сведены к принятию решений, и организации их практической реализации.

Характер и степень сложности задач, которые решаются руководителями современных организаций обуславливает необходимость предъявления к руководителям определенных требований, определяющие его квалификационные и личные характеристики. Все эти требования можно разделить на три категории: знания в области теории и умения в сфере практики управления, способность к коммуникациям и умение работать с людьми, компетентность в области специализации предприятия.  Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микроэкономики, общей теории систем и принятия управленческих решений, умения применять новые информационные технологии и экономико-математические методы для оптимизации решений. Учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.  


Вторая категория требований к компетенции менеджера определяет его способность к коммуникациям и умение работать с людьми. Она вытекает из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, внешние и внутренние коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели деятельности. Способность к коммуникациям в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека, что предъявляет к менеджеру и определенные личные требования

Третья категория требований, связанных с компетентностью в области специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов.

Для определения содержания деятельности руководителей на современном предприятии, необходимо проанализировать цикл управленческой деятельности, схема которого показана на рисунке 2. Из рисунка видно, что управление предприятием носит непрерывный циклический характер, а сам управленческий цикл устанавливает взаимосвязь между основными функциями менеджмента, такими как прогнозирование, планирование, организация, мотивация и контроль. Взаимосвязь между этими функциями обеспечивается благодаря процессам принятия решений и коммуникациям.

Рисунок 2 – Управленческий цикл [22, с. 40]

В то же время помимо основных управленческих руководители организации выполняют также и ролевые функции, которые определяют нормы и направленность их поведения. При этом руководитель не влияет на содержание роли, но может по-разному ее выполнять. Наиболее обширная классификация управленческих ролей была проведена в работе Г. Минцберга, который разделил все управленческие роли на 3 больших класса: межличностные, информационные и роли, связанные с принятием решений. Межличностные роли охватываю сферу взаимодействия менеджера с подчиненными и коллегами. Они определяются его организационными полномочиями и способствуют формированию у менеджера достаточной по объему и качеству информации, необходимой для принятия решений. Формируя такую информацию менеджер также выполняет и информационные роли, которая в свою очередь создает условия для выполнения ролей непосредственно связанных с принятием управленческих решений. Таким образом, основные управленческие роли тесно взаимосвязаны между собой и определяют содержание работы менеджера независимо от того, в какой сфере деятельности осуществляется управление. [15, С.117]