Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, главное отличие модели многомерных стилей управления Т. Митчела и Р. Хауса заключается в том, что она указывает на отсутствие абсолютно эффективного стиля управления. Выбор конкретного управленческого стиля должен осуществляться с учетом ситуации, что требует от руководителей гибкости в своих действиях.

Интересную модель многомерных стилей руководства разработали также американские ученые В. Врум и Ф. Йетон. По их мнению, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристик самой проблемы можно выделить пять стилей управления (рисунок 4). Используя данные рисунка 4 описать эти стили можно следующим образом [14, с.221]:

1. стиль «А» - руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации;

2. стиль «Б» - руководитель излагает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и предлагает решения;

3. стиль «В» - руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает их мнения, и учитывая их, принимает собственное решение

4. стиль «Г» - руководитель обсуждает проблему с подчиненными и принимает совместное решение;

5. Руководитель работает совместно с группой, которая принимает коллективное решение.

Рисунок 4 – Многомерная модель стилей управления Врума – Йетона [12, с. 105]

Обобщая результаты исследования одномерных и многомерных стилей управления, можно сделать вывод о том, что универсальных способов поведения руководителей по отношению к подчиненным не существует. Выбор конкретного стиля должен осуществляться во-первых, с учетом особенностей конкретной ситуации, в которой принимается решение, а во-вторых, от степени «зрелости» подчиненных, их готовности участвовать в принятии решений.

1.3 Характеристика и классификация методов управления

Как уже отмечалось, выполнение определенных функций управления возможно только при условии эффективного воздействия на подчиненных. Способы такого воздействия характеризуют методы управления, которые непосредственно отражают содержание управленческой деятельности. Понятие метода управления в специальной литературе раскрывается по-разному. Так, например Н.И. Кабушкин рассматривает метод управления как способ или прием целенаправленного воздействия управляемой системы в целях уста­новления наиболее эффективного порядка использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов [4, с.92]. По мнению З.М. Макашевой, методы управления необходимо рассматривать как способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей [9, с.51].


В теории управления методам отводится особое место, так как отвечают на вопрос, каким образом должна быть выполнена конкретная управленческая работа, как можно повысить результат на ее осуществление и снизить затраты. Рассматривая методы управления, можно дать им характеристику с точки зрения трех основных параметров: направленность, содержание и организационная форма метода. Направленность методов указывает, на какой объект управления они направлены, содержание метода характеризует особенности воздействия на объект управления, а организационная форма учитывает конкретную сложившуюся ситуацию и определяет характер влияния (прямое или косвенное).

Опираясь на данные критерии можно провести обобщенную классификацию методов управления. Она показана в Приложении В. Как видно из данного приложения, методы управления можно прежде всего разделить на общенаучные и конкретные. Общенаучные методы, помимо управления могут быть также использованы и в других областях и сферах деятельности, так или иначе связанных с функционированием организации. Конкретные методы управления непосредственно определяются особенностями управленческого труда. В связи с этим проведем их более детальный анализ.

Как уже отмечалось, содержание управленческого труда определяется прежде всего необходимостью принятия и обеспечения реализации управленческих решений. В связи с этим определяющая роль в системе методов управления принадлежит методам организации принятия и выполнения решений. В составе данных методов можно выделить четыре основных группы:

  • методы постановки проблем;
  • методы решения проблем;
  • методы выбора решений;
  • методы организации выполнения принятия решений.

Для первой группы характерны широко применяемые логически выверенные методы, в основе которых приемы сравнения, анало­гии, декомпозиции целого на составные части и, наоборот, объеди­нение отдельных частей в группы. Вторая группа это экспертные методы, использующие раз­личную технику анализа. Среди них наиболее знамениты метод «мозгового штурма», метод Дельфы и метод номинальной группо­вой техники.

Методы третьей группы можно разделить на методические приемы и подходы к хорошо структурирован­ным проблемам, которым присуще четкое выделение целевой функ­ции, взаимосвязи переменных, ограничений. (к ним относятся теория массового обслуживания, метод дисперсионного и корреляционного анализа), а также методы для слабоструктурированных решений. В качестве при­мера можно назвать метод, основанный на системе взвешенных критериев.


К четвертой группе относятся методы составления плана реали­зации и исполнения решений. Наиболее известным методом данной группы является метод «дерева решений».

Методы управления также могут быть классифицированы в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управ­ляемую систему. Так или иначе, но все методы управления органично дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

Независимо от способа воздействия, направленность методов управления всегда одна и та же – на людей. В зависимости от способа воздействия на подчиненных можно выделить три основных группы методов: организационно – административные, экономические и социально – психологические. Сравнительный анализ данных методов проведен в таблице 3. Далее дадим более детальную характеристику каждой из перечисленных выше групп методов.

Одну из основных групп методов составляют организационно – административные методы воздействия на подчиненных

Таблица 3 – Характеристика методов воздействия на подчиненных*

Объективной основой использования организационно - административных методов управления вы­ступают организационные отношения, составляющие часть механиз­ма управления. С помощью данных методов реализуется одна из важнейших функций менеджмента – функция организации, поэтому несмотря на их критику, которая все чаще появляется в современной управленческой литературе, они, тем не менее, имеют право на существование при сочетании их с другими методами управленческого воздействия.

Основу организационно – административных методов составляет формальная власть руководителя. В связи с этим основными формами реализации данного метода являются приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, система административных средств поддержа­ния трудовой дисциплины и другие формы, которые оказывают прямое воздействие на подчиненных. Регламентиру­ются данные методы правовыми актами трудового и хозяйственного законодательст­ва, основными целями которого являются правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и закон­ных интересов предприятия.

Центральное место в системе управления отводится экономическим методам воздействия на подчиненных. По определению А.Я. Кибанова экономические методы представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности [42, с.329]. Из данного определения следует, что суть экономических методов состоит в том, чтобы, используя экономические стимулы, активизировать деятельность каждого работника в нужном направлении и в то же время способствовать наращиванию экономического потенциала предприятия (фирмы, коллектива и т.п.) в целом.


Главная особенность экономических методов заключается в том, что они оказывают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. При этом до исполнителей доводятся только поставленные цели и задачи, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное решение проблем отмечается денежным вознаграждением. Как отмечает В.И. Сперанский в составе экономических методов можно выделить следующие [13, с. 216]:

  • планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;
  • материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;
  • нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;
  • контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.

Важность данных методов во многом определяется тем, что они оказывают влияние на возможность удовлетворения прежде всего материальных потребностей работников, что и обеспечивает изменение с их стороны меры усилий, прикладываемых для решения конкретной задачи.

Также необходимо заметить, что в отличие от организационно – административных экономические методы управления предполагают разработку общих планово –экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно – административные и социально – психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

В условиях деятельности современных организаций все больше усиливается внимание, уделяемое социально-психологическим методам управления. По определению А.И. Кравченко социально – психологические методы менеджмента представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекаю­щие в них [7, с.329]. В основе данной группы методов находятся моральные стимулы, с помощью которых осуществляется воздействие на мотивационную сферу личности, что и побуждает работников к выполнению определенных заданий.


Помимо стимулирующего воздействия социально – психологические методы способствуют также улучшению морально – психологического климата, ускоряют адаптацию сотрудников, снижают уровень конфликтности в коллективе. В качестве основных форм социально – психологического влияния на подчиненных необходимо рассматривать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение, критику и самокритику, производственные совещания, которые с одной стороны могут рассматриваться как метод организационной культуры, а с другой стороны - как форма участия работников в управ­лении.

Анализ сущности основных методов управления позволяет сделать вывод о том, что существует тесная взаимосвязь между стилями и методами управления. Именно приверженность к использованию определенных методов управления позволяет определить характерный для руководителя управленческий стиль. Так, авторитарные руководители склонны, как правило, к использованию организационно – административных методов, руководители, придерживающиеся либерального стиля, отдают предпочтение экономическим методам, так как они дают наиболее быстрый прямой эффект. Сторонники демократического стиля управления, как правило, в равной мере используют экономические и социально – психологические методы, направленные на привлечение работников к управлению.

Как стили, так и методы управления определяются конкретной ситуацией, поэтому универсальных рекомендаций относительно использования конкретных методов управления не существует. Поэтому эффективной может быть деятельности только того руководителя, который способен определять наиболее эффективные способы влияния на объект управления, во-первых, с учетом особенностей среды, в которой работает организация, а во-вторых, с учетом особенностей, уровня профессионального и личного развития подчиненных

Глава 2 Практические аспекты выбора стиля руководства

2.1 Проблема выбора стиля руководителя

Сегодняшний день требует от руководителя применения на практике многих разработок управленческой науки наряду с уместным использованием всех качеств личности управленца. Многие исследователи указывают на наличие «тесной связи между стилями руководства, удо­влетворенностью работой со стороны сотрудников и социально-психологическим климатом в коллективе». Выделим три, на наш взгляд, важные составляющие, лежащие в основе совокупного портрета руководителя: это особенности личности, стиль руководства и авторитет. Данные составляющие будут влиять на эффективность руководства коллективом в целом и, в конечном итоге, - на процессы формирования психологического климата. Остановимся более подробно на авторитете руководителя. Укажем на три проявления авторитета руководителя: моральное, функциональное и формальное. Моральная и функциональная составляющие об­разовывают психологические свойства авторитета управленца. Формальный авторитет прояв­ляется в должностном авторитете.