Файл: Правовая сущность и нормативное содержание права на фирменное наименование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

С принятием части IV Гражданского кодекса Российской Федерации[1] была изменена и упорядочена система средств индивидуализации юридических лиц, в ГК были легализованы пять традиционно «бесспорных» средств индивидуализации. Единственным средством индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности названо фирменное наименование.

До принятия части IV Гражданского кодекса праву на фирменное наименование в действовавшем законодательстве уделялось немного внимания по сравнению с другими средствами индивидуализации, если правовой режим последних устанавливался специальными законами, составлявшими правовую основу регулирования института интеллектуальной собственности, то фирменное наименование «своего» закона не имело. Поэтому можно с полным основанием отнести фирменное наименование к числу тех правовых институтов, которые с принятием части IV ГК РФ получили «второе рождение». Данным нормативным актом разрешены многие, прежде спорные вопросы, в частности, решен давний спор о том, что индивидуализирует фирменное наименование - юридическое лицо или предприятие, определена природа права на фирменное наименование, установлена невозможность его отчуждения, главой 69 ГК закреплены общие основы регулирования для всех средств индивидуализации и результатов интеллектуальной деятельности.

Однако, несмотря на развитие правового регулирования этого института, остается достаточно много нерешенных проблем, связанных, прежде всего, с совершенствованием правил разрешения конфликтов сфере использования и защиты средств индивидуализации.

Принятие части IV ГК дает основания для того, чтобы по-новому взглянуть на некоторые «старые» проблемы права на фирменное наименование, суммируя данные, полученные путем анализа законодательных новаций, судебной практики и имеющейся теоретической базы.

В целом общую тенденцию законодательного регулирования защиты права на фирменное наименование можно обозначить как многообразие заявленных в законе способов защиты, причем как общих (общегражданских), так и специальных. И это, несомненно, большой шаг вперед. При этом механизм реализации предусмотренных способов защиты сталкивается на практике с некоторыми сложностями, в том числе процессуального характера. Кроме того, правообладатель не всегда может четко сориентироваться в выборе способов защиты нарушенного права, учитывая определенное наложение, или даже конкуренцию, как общих, так и специальных способов защиты между собой. Остается надеяться, что выявленные в ходе судебных споров вопросы получат ответы на теоретическом уровне, в законодательстве и в судебной практике. Данная работа также формирует к этому определенные предпосылки.


В юридической литературе имеется ряд научных публикаций, посвященных отдельным вопросам правового регулирования в области фирменного наименования. Гражданско-правовая проблематика фирменного наименования исследовалась в трудах цивилистов В. Г. Березиной, В. Ю. Бузанова, О. В. Витякиной, Э. П. Гавриловой, В. В. Голофаева, О. А. Городова, И. П. Грешникова, В. А. Дозорцева, Т. В. Записной, О. В. Закревской, И. А. Зениной, В. И. Ерёменко, Д. А. Медведева, П. В. Мэгтса, В. В. Орловой, О. А. Рузаковой, А. П. Сергеева, В. М. Сергеева, Д. Ю. Чежия, Д. А. Шишкина. Некоторые публично-правовые аспекты правового режима фирменного наименования были частично исследованы в трудах В. Н. Исаенко, И. Ш. Килясханова, В. Д. Ларичева, В. Б. Наумова, А. Теренина, Ю. В. Трунцевского и др.

Объектом исследования является круг общественных отношений, связанных с приобретением, использованием и защитой права на фирменное наименование.

Предметом исследования выступают отдельные нормы права, регулирующие объект исследования, и правовые институты, а также материалы доктрины и судебной практики.

Целью исследования является проведение полного и всестороннего анализа фирменного наименования как средства индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: выявление особенностей фирменного наименования как средства индивидуализации, определение его места в системе других средств индивидуализации; исследование природы права на фирменное наименование; определение системы принципов, на которой основывается разрешение конфликтов между средствами индивидуализации; выявление системы мер, применимых для защиты права на фирменное наименование; анализ судебной практики по малоизученным проблемам, связанным с использованием права на фирменное наименование и выработка на его основании приемлемых решений; раскрытие содержания смысла доктринальных и законодательно закрепленных понятий в данной сфере.

Теоретическую основу исследования составили труды как дореволюционных цивилистов и ученых советского периода, так и современников: М.М Агаркова, B.C. Белых, М.И. Брагинского, A.B. Волкова, Э.П. Гаврилова, В.В. Голофаева, O.A. Городова, В.П. Грибанова, С.П. Гришаева, С. В. Дедикова, А.Г. Диденко, В.А. Дмитриева, В. А. Дозорцева, В.И. Еременко, М.С. Ильина, А.И. Каминки, В.О. Калятина, O.A. Красавчикова, А.Л. Маковского, В.В. Орловой, C.B. Одинцова, К.Ю. Питаева, А.П. Рабец, М.А. Селюкова, А.П.Сергеева, П.В. Садовского, В.В. Старженецкого, Е.А Суханова, Д.А. Тимонина, К.Ю. Тотьева, JI.A Трахтенгерц, П. Уваркина, В.А. Удинцева, В.А. Хохлова, П.П. Цитовича, Г.Ф. Шершеневича, Д.А.Шишкина.


Курсовое исследование состоит из трех глав, введения, заключения, библиографического списка, приложений.

1 Правовая сущность и нормативное содержание права на фирменное наименование

1.1 Проблемы фирменных наименований юридических лиц в историко-правовом контексте

Как отмечают дореволюционные исследователи фирменных отношений, в своем историческом развитии фирма в некоторой степени связана со сложившимся еще в древние времена обычаем иметь свой отличительный знак, что свойственно было в основном представителям знатных родов. Так, в Средние века существовали дворянские гербы, вывешиваемые на замках, проставляемые на щитах, что позволяло отличать данный дворянский род от других[2]. Также средневековые купцы вывешивали в месте, где осуществлялась торговля, какие-нибудь обозначения (видимо, графические, фигурные, например в форме животных, поскольку низкая степень грамотности в Средние века даже среди представителей знатного рода известна), клеймили ими свои товары. Как отмечает А.И. Каминка[3], на широкое распространение таких отличительных знаков, помимо низкого уровня грамотности, влияло также и то обстоятельство, что до XIV в. употребление фамилий не получило большого распространения. Постепенно, с развитием грамотности, потребность в гербах и других опознавательных обозначениях, используемых путем вывешивания, заменялась потребностью указать при составлении письменных сделок, документов свое дворянское происхождение, фамилию, что в конечном счете привело к разделению фирмы, клейма (названного впоследствии товарным знаком) и вывески, бывших прежде в неразрывной связи.

К середине XIX столетия бурное экономическое развитие России и появление юридических лиц как субъектов гражданского права послужили развитию имущественных интересов, связанных с такой категорией, как имя. Перед тем как данная категория обрела современные очертания, возникло так называемое право торговца на фирму. С фирмой была связана репутация торговца или торгового дома в деловом мире. В таких условиях право должно было взять на себя защиту его обладателя от всяких злоупотреблений в этом отношении. Так возникло право на фирму, т.е. на торговое имя лица[4].


На законодательном уровне право на фирму было закреплено статьей 2148 Законов гражданских (ч. I т. X) Свода законов Российской империи, где говорилось, что "каждая компания должна быть учреждаема под определенным наименованием, от предмета или свойства предприятия заимствованных"[5].

По мере исторического развития наряду с имущественными отношениями начинают развиваться и интересы неимущественные. И для юридического лица все большее значение стала приобретать не только имущественная сторона, но и репутация в глазах третьих лиц как свидетельство деловой порядочности и добросовестности фирмы.

П.П. Цитович определял фирму как имя, под которым ведется торговля данного лица. По его мнению, в дореволюционной России не было общих правил регулирования отношений, складывающихся по поводу специальных наименований торговых предприятий, фирма главным образом употребляется как подпись, как заголовок разных бланков, как клеймо на товарах[6]. Упоминание о фирме в дореволюционном российском законодательстве встречалось, однако, достаточно часто.

Так, согласно ст. 6 Закона от 26 февраля 1896 г. заявляемые товарные знаки должны были содержать в себе обозначение на русском языке: имени и отчества владельца торгового или промышленного предприятия (хотя бы инициалами), а также его фамилии или наименования фирмы (полностью) и местонахождения предприятия. Можно констатировать, что гражданским законодательством дореволюционной России право на фирму было воспринято и регламентировано. Однако единой теоретической концепции фирменного наименования не существовало вплоть до конца 30-х годов XX в. Так, А.И. Каминка писал о том, что "фирма, по самой идее своей, служит для того, чтобы индивидуализировать лицо в роли предпринимателя"[7]. Вс. Удинцев также рассматривал фирму как "торговое или промышленное имя лица", составляющее принадлежность последнего[8].

Положением 1927 г. о фирме впервые в истории отечественного права было раскрыто понятие фирмы, а сами фирмы были разграничены на следующие группы: фирма государственного предприятия; фирма предприятия, принадлежащего кооперативной организации; фирма предприятия, принадлежащего акционерному обществу (паевому товариществу или товариществу с ограниченной ответственностью); фирма предприятия, принадлежащего государственному или смешанному акционерному обществу (полному товариществу); фирма предприятия, принадлежащего единоличному владельцу или нескольким лицам, не объединенным в товарищество с правами юридического лица.


Согласно Положению право на фирму состояло в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламах, на бланках, на счетах, на товарах предприятия, их упаковке и т.п.

Юридическое лицо как обладатель права на фирму согласно Положению могло требовать в судебном порядке прекращения пользования тождественным или сходным наименованием (знаком) со стороны других лиц, а равно возмещения убытков, причиненных таким пользованием, поскольку у него право на фирму возникло раньше других и поскольку вследствие тождества или сходства фирм возникает возможность их смешения.

Таким образом, Положение о фирме 1927 г. использует уже выражение "фирма предприятия, принадлежащего..." (кооперативной организации, акционерному обществу и т.д.), следовательно, советское законодательство считало фирму наименованием предприятия, а не владельца.

Важным моментом в Положении являлось признание права на фирму в качестве неотчуждаемого абсолютного нематериального блага. В фирменное наименование не дозволялось включать обозначения, способные ввести потребителей в заблуждение.

Право на фирму состояло в праве исключительного пользования фирменным наименованием в сделках, на вывесках, в объявлениях, рекламе, на бланках, счетах, товарах предприятия, их упаковке и т.п. Указанное право возникало с момента, когда фактически началось пользование фирменным наименованием, и не подлежало особой регистрации независимо от регистрации предприятия. Право на фирму не могло быть отчуждено отдельно от предприятия. В случае перехода предприятия к новому владельцу последний мог пользоваться прежней фирмой предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников и лишь при условии добавления к ней указания на преемственную связь.

Несмотря на законодательное закрепление права на фирму, практическая реализация Положения 1927 г. фактически не осуществлялась. В советский период фирменные наименования фактически были изъяты из предметной сферы правового регулирования средств индивидуализации. Упоминания о них были чрезвычайно скупы и не отличались содержательностью. В ходе кодификации гражданского законодательства в начале 60-х годов законодатель вообще отказался от понятия "фирма", ограничившись в ст. 29 ГК РСФСР 1964 г. ссылкой на то, что юридическое лицо должно иметь свое наименование.