Файл: Правовая сущность и нормативное содержание права на фирменное наименование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, существующая судебная практика свидетельствует об учете и проверке судами критерия территориальности деятельности юридического лица.

В отличие от товарного знака фирменное наименование не подвергается экспертизе на сходство с иными. В настоящее время с учетом существующего законодательства подобные меры не являются целесообразными и экономически обоснованными и могут значительно усложнить процедуру регистрации организации в качестве юридического лица.

Однако стоит предположить, что с дальнейшим экономическим развитием и возрастающей ролью интеллектуальной собственности, средства индивидуализации в которой занимают значительное место как категория, представляющая экономический интерес и требующая защиты прав правообладателя, закон потребует внесения коррективов относительно процедур регистрации, защиты фирменного наименования.

Прежде всего данные изменения должны коснуться территориального критерия. Возможно, развитие законодательства в вопросе фирменного наименования пойдет по пути развития законодательства о товарном знаке; в таком случае представляется целесообразным установить дополнительную процедуру регистрации фирменных наименований, отдельную от процедуры государственной регистрации юридического лица, позволяющую придать определенный статус фирменному наименованию и обозначить тем самым особые гарантии защиты фирменного наименования.

Заключение

Основной задачей законодательного регулирования предпринимательской деятельности и правоприменения в сфере интеллектуальной собственности является, по нашему мнению, предоставление участникам таких отношений максимальной свободы в выборе и использовании средств индивидуализации с сохранением при этом их идентификационной функции, что является гарантией защиты прав других лиц. В ходе разрешения конфликтов, связанных со средствами индивидуализации, необходимо учитывать особенности восприятия конкретного средства индивидуализации адресатом информации. Эффект средства индивидуализации, несущего информационную нагрузку, зависит не столько от его собственных характеристик, сколько от особенностей восприятия его субъектами-адресатами, в то же время характеристики средств индивидуализации влияют на формирование восприятия субъекта. Таким образом, факт использования средства индивидуализации значим исключительно в контексте восприятия его другими лицами.


Поскольку из всего многообразия средств индивидуализации в ГК РФ получили легальное закрепление только те, которые дают возможность представлять лицо и производимую им продукцию в коммерческом, обороте, представляется обоснованным проведение классификации средств индивидуализации по отраслевому признаку на «общегражданские» и «предпринимательские» (используемые в процессе осуществления предпринимательской деятельности). При этом в работах некоторых исследователей и на практике встречаются явления, «претендующие» на роль средств индивидуализации, но не называемые таковыми в самом законодательстве («квазисредства»). Подобные «квазисредства» индивидуализации имеют неопределенный предмет и содержание (бренд, логотип), либо представляют собой явления, формирующиеся вследствие использования средств индивидуализации (деловая репутация).

Фирменное наименование индивидуализирует субъекта именно для целей коммерческого оборота. Следуя логике разделения средств индивидуализации на общегражданские и предпринимательские и учитывая, что фирменное наименование является единственным «предпринимательским» средством индивидуализации, предназначенным охарактеризовать субъект правоотношения, предлагаем наделить индивидуального предпринимателя правом иметь фирменное наименование.

Поскольку фирменное наименование непередаваемо, по поводу него не может возникнуть договорных отношений. Следовательно, нарушение права на фирменное наименование всегда будет внедоговорным, а условием наступления ответственности за него - наличие деликта, предусмотренного законом. Нарушение права на фирменное наименование происходит в случае, если поведение нарушителя отклоняется от предписанной п. 3 ст. 1474 ГК модели, т.е. правонарушение признается совершенным тогда, когда существует фирменное наименование, тождественное или сходное до степени смешения с наименованием правообладателя, право которого имеет приоритет по времени возникновения, и при этом сферы деятельности субъектов совпадают.

Территориальный критерий смешения средств индивидуализации предполагает сравнение пространственных параметров распространения деловой активности правообладателей конфликтующих средств индивидуализации с учетом круга его связей. Данный критерий не нашел отражения в законодательстве, в связи с чем мы предлагаем закрепить его в ст. 1474 ГК. Применение территориального критерия сталкивается со сложностью определения границ территории, в рамках которых активность лиц со сходными фирменными наименованиями создает конкурентное правоотношение. Полагаем, что вопрос о параметрах территориального совпадения интересов субъектов предпринимательской деятельности должен решаться через понятие известности фирменного наименования. Поскольку известность подразумевает момент восприятия и фиксации информации о фирменном наименовании определенными субъектами, то уточнение территориального критерия в каждом конкретном случае зависит от круга деловых связей организации и/или ее потребительской аудитории.


Особенностями системы защиты данного права на фирменное наименование являются, во-первых, неприменение к нему мер фактического характера в силу нематериальности объекта права, во-вторых, преимущественно антимонопольная направленность административных мер, в-третьих, наличие особой группы специальных комплексных (межотраслевых) мер. К ним относятся, во-первых, предъявление регистрирующим органом иска о понуждении юридического лица к изменению фирменного наименования в случае несоответствия его требованиям закона, предъявляемых к языку фирменного наименования, или нарушения запрета на использование в его составе некоторых обозначений, указанных в законе; во-вторых, возможность принятия в отношении юридического лица, неоднократно или грубо нарушающего исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, судебного решения о его ликвидации (ст. 1253 ГК).

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) // Закон, N 7, 1999 (извлечение)
  2. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. М., Юриздат. 2009. 75 с.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
  5. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 145
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340
  8. Федеральный закон от 30.12.2008 N 311-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, N 1, ст. 19
  9. Федеральный закон от 08.11.2008 N 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 1473 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 10.11.2008, N 45, ст. 5147,
  10. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431

Специальная литература

  1. Андреев Ю.Н. Судебная защита исключительных прав: цивилистические аспекты: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 400 с.
  2. Астапова Т. Наименование не отдадим никому // ЭЖ-Юрист. 2012. N 9. С. 4.
  3. Бузанов В.Ю. Интеллектуальная собственность на фирменное наименование // Хозяйство и право. 2003. N 4. С. 64.
  4. Венедиктов Ю.С. Проблемы фирменных наименований юридических лиц в историко-правовом контексте // Юридический мир. 2011. N 11. С. 57 - 58.
  5. Гаврилов Э.П. О наименовании юридического лица // Хозяйство и право. 2011. N 12. С. 3 - 11.
  6. Дедков Е.А. Фирменные наименования юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007. С. 236 - 266.
  7. Денисова А. Президиум ВАС РФ разъяснил вопросы, касающиеся прав на фирменное наименование и товарный знак // СПС КонсультантПлюс. 2011.
  8. Еременко В.И. О некоторых проблемах правовой охраны наименований некоммерческих организаций // Адвокат. 2012. N 11. С. 20 - 25.
  9. Еременко В.И. О проблемах соотношения фирменных наименований и коммерческих обозначений в части четвертой Гражданского кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2009. N 12. С. 7 - 13.
  10. Забегайло Л.А., Назарова И.А. Актуальные вопросы применения законодательства о фирменном наименовании юридического лица // Современное право. 2010. N 8. С. 73 - 77.
  11. Иванов А.Б. Фирменное наименование как средство индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности: дис. . канд. юрид. наук. М., 2010.
  12. Иванов А.Б. Средства индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности: некоторые дискуссионные вопросы // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. №1
  13. Иванов А.Б. Некоторые особенности защиты исключительного права на фирменное наименование // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. №3
  14. Иванов А.Б. Специальные меры защиты права на фирменное наименование // Пробелы в Российском законодательстве. Юридический журнал. 2010. №3.
  15. Иванов А.Б. Некоторые особенности защиты права на фирменное наименование средствами антимонопольного законодательства //«Черные дыры» в Российском законодательстве 2010. №4.
  16. уликов М.А. Роль критерия территориальности деятельности юридического лица при определении сходства и различия фирменных наименований // Юрист. 2011. N 24. С. 14 - 18.
  17. Каминка А.И. Очерки торгового права. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2002. С. 119.
  18. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М., 2009. С. 614 (автор комментария к § 1 гл. 76 - В.В. Орлова).
  19. Новое последствие несоответствия закону фирменного наименования // СПС КонсультантПлюс. 2010.
  20. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Н.Г. Валеева, К.В. Всеволожский, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. 926 с.
  21. Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2009 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2012. 510 с.
  22. Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / В.О. Калятин, Д.В. Мурзин, Л.А. Новоселова и др.; рук. проекта Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова. М.: Статут, 2011. Вып. 17. 293 с.
  23. Проблемы развития частного права: Сборник статей к юбилею Владимира Саурсеевича Ема / С.С. Алексеев, А.В. Асосков, В.Ю. Бузанов и др.; отв. ред. Е.А. Суханов, Н.В. Козлова. М.: Статут, 2011. 559 с.
  24. Право интеллектуальной собственности: учеб. / И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин и др.; под ред. И.А. Близнеца. М., Проспект, 2010.
  25. Право интеллектуальной собственности: учеб. пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. М., ЮНИТИ ДАНА. Закон и право, 2011.
  26. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. 958 с.
  27. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник. М.: Проспект, 2010. 368 с

Материалы юридической практики

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 6, июнь, 2009

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2008 по делу N А40-55653/07-133-374

  1. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2001 г. по делу N А05-452/01-4/17 // Информационная система "Кодекс".
  2. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2010 г. N КГ-А40/13484-10 по делу N А40-25891/10-27-186 // "КонсультантПлюс".
  3. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2010 г. по делу N А70-5284/2008 // "КонсультантПлюс".
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496

  2. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994 (по изд. 1914 г.). С. 185.

  3. Каминка А.И. Очерки торгового права. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2002. С. 119.

  4. См.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Пг., 1917. С. 102.

  5. Свод законов Российской империи. URL: //http:// civil.consultant.ru/ reprint/ books/ 211/ 155.html. 2008. 17 декабря.

  6. См.: Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001. С. 95 - 96.

  7. Каминка А.И. Очерки торгового права. СПб., 1912. С. 153.

  8. Удинцев Вс. Русское торгово-промышленное право. Киев, 1907. С. 234.

  9. См.: Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001. С. 95; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права (серия "Классика российской цивилистики"). Т. 1. М., 2003. С. 188.

  10. См.: Данилова Е.Н. Фирма и название предприятия. Пг., 1915. С. 38.

  11. Постановление Правительства РФ от 24.09.2010 N 753 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования // Собрание законодательства РФ, 04.10.2010, N 40, ст. 5080.

  12. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. М., Юриздат. 2007. 75 с.

  13. См., например: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С. 532 - 535; Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). М., 2000. С. 338 - 340; Охрана интеллектуальной собственности в России: Сборник законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М., 2005. С. 576 (автор раздела - В.В. Орлова).

  14. Калятин В.О. Указ. соч. С. 339.

  15. Сергеев А.П. Указ. соч. С. 534.

  16. Охрана интеллектуальной собственности в России: Сборник законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями. С. 576.

  17. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431

  18. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" // Собрание законодательства РФ, 01.07.2002, N 26, ст. 2585

  19. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (вместе с "Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков", "Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации") // Собрание законодательства РФ, 08.03.2004, N 10, ст. 864

  20. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2001 г. по делу N А05-452/01-4/17 // Информационная система "Кодекс".

  21. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М., 2009. С. 614 (автор комментария к § 1 гл. 76 - В.В. Орлова).

  22. Приказ ФНС РФ от 26.04.2005 N САЭ-3-09/180@ "Об утверждении формы "Решение о государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2005 N 6653) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 23, 06.06.2005

  23. Бузанов В.Ю. Интеллектуальная собственность на фирменное наименование // Хозяйство и право. 2003. N 4. С. 64.

  24. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2004. С. 572.

  25. Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 193 - 194.

  26. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1. М., 2003. С. 197.

  27. Дедков Е.А. Фирменные наименования юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007. С. 236 - 266.

  28. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 22 апреля.

  29. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2010 г. N КГ-А40/13484-10 по делу N А40-25891/10-27-186 // "КонсультантПлюс".

  30. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2010 г. по делу N А70-5284/2008 // "КонсультантПлюс".